Цель: формирование ценностного отношения к отечественной культуре и истории своего народа, своей Родины.
Задачи:
Образовательные: познакомить с памятниками, связанными с именем святого Александра Невского на территории Санкт – Петербурга (памятник Александру Невскому на площади Александра Невского, скульпторы Козенюк В.Г. и А.А. Пальмин, Александра- Невская Лавра).
Развивающие: активизировать такие мыслительные операции как, анализ и синтез, умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении заданий в ходе экскурсии, способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности и воображения.
Воспитательные: способствовать формированию у воспитанников нравственно-патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину и ее великих героев, способствовать возникновению желания брать пример с выдающихся и достойных людей.
Методы и приемы: погружение в игровую ситуацию, наблюдение, чтение художественной литературы, беседа, рассматривание.
Материал: игрушка «Богатырь», портрет Александра Невского, цифрограмма имени АЛЕКСАНДР мяч, изограф слова СОБОР, ребус слова КОЛОКОЛЬНЯ, цветные мелки, стихотворение Ф. Тютчева «Нева», портрет Петра I,
Объекты экскурсии: памятник Александру Невскому, Александра – Невская Лавра, Троицкий собор в Александра – Невской Лавре, икона святого Александра Невского, мощи благоверного князя.
Продолжительность экскурсии: 30 -40 минут.
Содержательный этап работы (экскурсионный объект) |
Описание содержания работы дошкольников (действия детей) |
Описание педагогического сопровождения |
Площадь Александра Невского, набережная реки Невы, памятник Александру Невскому.
|
Рассматривают площадь и набережной реки Невы, памятник Александру Невскому, слушают рассказа воспитателя об исторической личности великого полководца. Отгадывают загадку (богатырь) и зашифрованное в пиктограмме имени …АЛЕКСАНДР, слушание стихотворения Ф. Тютчева «Опять стою я над Невой!», играют в игру «Ты мне – я тебе!» |
Создание игровой ситуации при помощи игрушки (Богатырь), загадка, пиктограмма, показ портрета Александра Невского. Игра с мячом «Ты мне – я тебе» (качества полководца). Чтение художественной литературы: Ф. Тютчев «Опять стою я над Невой!» |
Вход в Александра - Невскую Лавру
|
Рассматривают панораму Александра – Невской Лавры, ее центральный вход, отгадывают загадку про Петра Первого. |
Показ портрета Петра I, во время правления которого была основана Лавра. Рассказ воспитателя про основание на этом месте православного монастыря ( места где люди живут и служат богу) в честь великого князя и полководца Александра Невского. |
Свято - Троицкий собор в Александра Невской Лавре, колокольня Свято - Троицкого собора
|
Отгадывают изограф слова собор, рассматривают здание, рассуждают на что оно похоже и что у него есть особенного, высказывают предположения для чего оно нужно. Вспоминают что такое икона (изображение небесного или подземного мира). Рассматривают изображение иконы святого Александра Невского. Обосновывают свои ответы. Составляю загадку (ТРИЗ). ИКОНА - …не рисунок, а, написана не книга, а рассказывает, не одеяло, а греет… отгадывают ребус слова КОЛОКОЛЬНЯ, обосновывают ее назначение (почему высокая и рядом с собором) |
Вопросы воспитателя в процессе описания здания: части здания, особенности, размер. Наводящие вопросы и пояснения. В ходе рассказа о назначении здания показ репродукции иконы небесного покровителя Александра Невского. Дид. Игра «Найди и назови!» (определить характерные особенности этого святого на предложенной иконе) Составление загадки при помощи технологии ТРИЗ |
Икона святого Александра Невского в Свято -Троицком Соборе
|
Рассматривают икону и место, где хранятся останки великого князя Александра невского (рака с мощами). |
Организовывает прохождение детей к объектам экскурсии. |
Площадь Александра Невского |
Слушают, высказывают свое мнение, пересказывают рассказ воспитателя, задают вопросы. Учатся обосновывать свое мнения опираясь на полученный опыт и знания. |
Педагог подводит итог экскурсии, перечисляет объекты экскурсии, побуждает детей высказывать свое мнение по поводу прослушанной экскурсии: что им запомнилось? что они видели? Что нового узнали? Хотели бы вернуться сюда |
Приложение 1
Ф. Тютчев
Опять стою я над Невой
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Во сне ль все это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?
5 |
3 |
8 |
1 |
6 |
2 |
4 |
9 |
7 |
С |
Е |
Д |
А |
А |
Л |
К |
Р |
Н |
(Александр)
Портрет Александра Невского
Богатырь: смелый, ловкий, справедливый, сильный, стойкий, любящий, здоровый, отважный, храбрый, мужественный…
Загадка
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь,
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел!
Одержал побед не мало,
Мореходом был бывалым!
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот?
МОЛОДЕЦ!!!
(Петр Первый)
Портрет Петра Первого
Изограф слова СОБОР
ТРИЗ
На что похожа |
Что делает |
Не рисунок |
Написана, нарисована |
Не книга |
Рассказывает, повествует |
Не одеяло |
Греет, согревает, дарит тепло |
(не рисунок, а, написана
не книга, а рассказывает,
не одеяло, а греет…)