Цель занятия:
Познакомить учащихся с птицей воробей и особенностями ее рисования.
Задачи занятия:
Развивающие
• Развитие у учащихся художественного вкуса, фантазии, воображения.
• Развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей среды.
Обучающие
• Расширение представлений учащихся о стилизации различных форм.
• Обучение характерным особенностям и пропорциям объектов.
• Расширение представлений о цветовых контрастах.
• Закрепление навыков работы с цветом различными графическими приёмами.
Воспитывающие
• Воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения к процессу рисования.
• Воспитание стремления довести работу до конца.
Оборудование для педагога: наглядный материал (цветовой круг; примеры стилизации образов растительного, животного; репродукции).
Оборудование для учащихся: бумага, акварель, гелевые ручки, фломастеры.
Зрительный ряд: репродукции изделий декоративно-прикладного искусства разных народов мира; дидактические пособия нарисованные педагогом и учащимися.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Изучение нового материала.
3. Демонстрация пособий.
4. Просмотр репродукций.
5. Обсуждение просмотренных репродукций.
6. Творческое задание «Игра настроений».
7. Творческое упражнение «Танцующий карандаш».
8. Самостоятельная художественно – творческая деятельность учащихся.
9. Заключительная часть.
Ход занятия:
Организационная часть.
Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности. Сообщение цели и задач занятия.
Изучение нового материала.
Как назвать нам эту птичку,
Что похожа на синичку:
Тем же ходом и размером,
Только цветом — буро-серым?
(Воробей)
Домо́вый воробе́й ](лат. Passer domesticus) — наиболее распространённый вид из рода настоящих воробьёв (Passer) семейства воробьиных (Passeridae). Одна из самых известных птиц, обитающая по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемая как по внешнему виду, так и по характерному чириканью]
Внешний вид
Самец домового воробья
Самка домового воробья
Длина тела составляет 14—18 см, масса — 21—37 г. Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна «галстука», охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса.
Распространение
Прежде область обитания домового воробья ограничивалась Северной Европой. Впоследствии широко распространился в Европе и Азии, а также в Северной и Восточной Африке], Сенегале, Малой Азии, на Аравийском полуострове и острове Ява[. В Италии обитает близкий вид — итальянский воробей (Passer italiae).
Начиная с XX века был завезён в разные страны, широко там расселился и в настоящее время, кроме указанных выше мест, обитает также в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Северной и Южной Америке и на многих островах
Почти повсеместно является оседлой птицей, дальше 2—3 км от своего поселения обычно не улетает, лишь из некоторых частей ареала (Средняя Азия) на зиму улетает в Переднюю Азию и Индию. При неблагоприятных условиях, из крайних северных районов может откочевывать на юг или в другие регионы.
Согласно оценкам, опубликованным в 2021 году, домовый воробей — самый распространённый вид птиц, который насчитывает 1,6 млрд особей.
Питание
Питается в основном растительной пищей, весной и летом частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.
В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни], смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и иногда ловит насекомых. На полях часто кормится в смешанных стаях с полевым воробьём, в Средней Азии также с черногрудым.
Размножение
Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями, поселяясь непосредственно у жилья человека или вблизи его поселений. На юге ареала нередко строит гнёзда в стороне от них — в древесных и кустарниковых насаждениях, в оврагах, по крутым глинистым обрывам по соседству с полями.
Кладка состоит из 4—10, чаще 5—7, белых яиц с буроватыми крапинками и пятнами, насиживание которых занимает 11—13 дней.
Птенцов выкармливают самец и самка, преимущественно насекомыми. Через 10 дней после вылупления (в средней полосе в конце мая — начале июня) птенцы вылетают из гнёзда.
Беседа о стилизации птиц.
Стилизация – это упрощение и обобщение формы. Стилизованные мотивы занимают значительное место в декоративном оформлении различных видов искусства. Стилизация необходимый и естественный метод в декоративно-прикладном искусстве, в книжной и прикладной графике, монументальной живописи и других видах искусства. Особенно важную роль стилизация играет в орнаменте. Трактовка растительных форм может быть различной: декоративно-плоскостной – для росписи по ткани и фарфору; объёмной или линейной – по металлу, по стеклу и кости, а также при использовании узорно - кружевных изделий. Но во всех случаях форма растений должна быть в той или иной мере обобщённой, чтобы изображение легко можно было выполнить в материале.
(Со стилизованными формами дети знакомятся с помощью наглядного материала).
Демонстрация пособий, пояснение педагога.
Просмотр репродукций с изображением изделий декоративно-прикладного искусства.
1. Фрагменты орнамента в рапортных повторениях на обоях, тканях, коврах. Русский, белорусский, литовский, киргизский, древнегреческий орнамент.
2. Городецкая, хохломская роспись на предметах быта.
3. Роспись белорусских ковров и сундуков.
4. Примеры стилизации из детских книг и журналов.
Обсуждение просмотренных репродукций.
На реалистичном изображении птицы, листья, цветы и насекомые изображены по правилам перспективы с проработкой по тону и цвету и предстают перед нами такими, какими мы их видим в жизни.
При стилизации цветы и листья самых фантастических и причудливых форм можно представить в виде геометрических фигур (овала, конуса, треугольника).Далее изображение этих же птиц, цветов и насекомых могут использоваться для создания декоративных композиций.
Вопросы к учащимся:
1. Что отличает декоративную роспись от реалистического изображения.
2. Как вы думаете, для чего с незапамятных времён человек украшал предметы быта, посуду, одежду. Что люди хотели выразить этими узорами.
3. Какие предметы декоративно-прикладного искусства хотелось бы украсить вам?
4. Назовите контрастные (взаимодополнительные) цвета.
Творческое задание «Игра настроений».
Учащимся предлагаются карточки с изображением различных цветовых пятен. Предлагается дать определение цветовым сочетаниям и названия предполагаемым настроениям.
Творческое упражнение «Танцующий карандаш».
В целях закрепления навыков работы с цветом разными графическими приёмами учащимся предлагается придумать свою графическую технику передачи фактур, используя цветные карандаши, гелевые ручки и фломастеры.
Педагог демонстрирует следующие графические приёмы: прямые грубые штрихи, волнистые линии, толстые линии, тонкие линии, круговые движения, треугольные штрихи, беспорядочные каракули, аккуратная равномерная штриховка, точечные удары и пр.
Самостоятельная художественно – творческая деятельность учащихся.
1 этап деятельности – композиционное решение.
• Учащимся предлагается изобразить любую композицию на тему: «Воробьи».
• Обдумывание замысла, создание эскиза компоновки.
• Определение величины композиционного центра и второстепенных элементов композиции.
• Лёгкая разметка – компоновка рисунка в выбранном формате.
2 этап деятельности – цветовое решение.
• Применение цвета с учётом декоративности.
• Передача графическими приёмами разнообразных фактур и текстур.
Работа педагога:
• Следить за последовательностью ведения работы.
• Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка.
• Индивидуальная помощь в решении возникающих вопросов.
Заключительная часть.
Подведение итогов. Учащиеся представляют свои работы, рассказывают о воплощённых
Используемая литература:
Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция», Феникс, Ростов-на-Дону, 2008г.
Сурина М.О. «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре», Март, Ростов-на-Дону, 2003г.
Сурина М.О. «История образования и цветодидактики», Март, Ростов-на-Дону, 2003г.
Паранюшин Р.В. « Композиция», Феникс, 2002г.
Чикалов А.К. «Русское – народное декоративно-прикладное искусство», М.,Просвещение, 1973.
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadka-pro-vorobya-dlya-detej-35-luchshix.html