Пояснительная записка:
25 октября 2021 года президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2022 году 350-летия со дня рождения российского императора Петра I. Имя Петра Первого тесно связано с историей возникновения нашего города. Великий полководец, мореплаватель, талантливый руководитель, великий правитель России создал на пустынных берегах Невы не просто город, а Северную Венецию. 27 мая 1703-го Петр I основал Санкт-Петербург на отвоеванных у шведов землях. Спустя девять лет столица Российской империи была перенесена из Москвы на берег Невы. Город начал свою историю с заложения крепости на Заячьем острове, которую назвали в честь святых апостолов Петра и Павла. Петропавловская крепость является историческим ядром города на Неве и вместе с тем входит в число его самых интересных и красивых историко-архитектурных ансамблей. Петропавловский собор – часть архитектурного ансамбля Петропавловской крепости, архитектурно-исторический памятник. Петропавловскую крепость мы можем рассматривать как духовный, политический, а так же светский центр города. Это одно из самых красивейших и загадочных мест. Где происходили невероятные события на протяжении всей истории Санкт - Петербурга. На этом месте в различные исторические периоды располагаются такие городские объекты как: крепость, тюрьма, монетный двор, собор... Конечно, невозможно познакомиться с этим историческим объектом за одно посещение, поэтому задача педагога - экскурсовода заложить зерно интереса к этому месту, колыбели нашего города, неразрывно связанного с именем Петра Великого!
Экскурсия разработана с учётом возрастных и психологических особенностей возраста дошкольников.
Цель мероприятия: Создание условий для формирования ценностного отношения к истории своей Родины.
Задачи мероприятия:
Образовательные: знакомство с памятниками, связанными с именем Петра Первого на территории Санкт – Петербурга (Петропавловская крепость, собор св. Петра и Павла, памятник Петру Первому: автор М. Шемякин, Монетный двор, Ботный домик.)
Развивающие: активизация мыслительных операций (анализ и синтез) в процессе восприятия новой информации и закреплении уже изученного материала, развитие умения обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении заданий в ходе экскурсии, способствовать развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности и воображения.
Воспитательные: формирование у дошкольников таких нравственно-патриотических чувств как, чувства гордости за свою Родину, чувства восхищения творениями людей, стремившихся развивать и украшать Санкт - Петербург, способствовать возникновению желания брать пример с выдающихся и достойных людей, обладающими высоким нравственными качествами такими, как отвага, смелость, мужество, внесших огромный вклад в развитие и процветание России.
Методы и приемы: погружение в игровую ситуацию, наблюдение, чтение художественной литературы, беседа, рассматривание.
Материал: игрушка заяц, карточки -иллюстрации "Что есть в крепости", план крепости (сверху), портрет Петра Первого, цифрограмма имени ПЕТР, мяч, изограф слова СОБОР, ребус слова КОЛОКОЛЬНЯ, иконописные изображения апостолов Петра и Павла, цветные мелки, стихотворение Т. Кудрявцевой "Петропавловская крепость", канат, фотография ботика Петра Первого, мешочек с предметами, монетки, иллюстрации монет петровского времени, станка по изготовлению монет, повязки на глаза по числу участников, ориентиры)
Объекты экскурсии: Заячий остров, Петропавловская крепость, памятник Петру, Петропавловский собор (колокольня, шпиль с ангелом), Монетный двор, Ботный домик (Ботик Петра Первого - дедушка Русского флота), стены Петропавловской крепости, как тюрьма.
Средства проведения мероприятия:
Мероприятие проводится в виде пешеходной экскурсии по Петропавловской крепости. Продолжительность экскурсии 30 -40 минут (включая переходы), посещение собора возможно самостоятельно с родителями в свободное время.
Сценарий мероприятия:
Содержательный этап работы (экскурсионный объект) |
Описание содержания работы дошкольников (действия детей) |
Описание педагогического сопровождения |
Заячий остров, скульптура зайца
|
Рассматривают расположение острова, вспоминают название острова, рассматривают план - чертеж Петропавловской крепости, расположенную на нем, отгадывают загадку (крепость), отмечают характерные особенности крепости, играют в игру "Что лишнее", слушают рассказ воспитателя о возникновении на этом месте крепости и города Санкт - Петербург. |
Создание игровой ситуации при помощи игрушки (заяц), чтение художественной литературы: Т. Кудрявцевой "Петропавловская крепость", загадка (крепость), рассматривают Д\и "Что лишнее" (отобрать те о, которые связаны с крепостью, должны там быть) |
Памятник Петру Первому
|
Отгадывают загадку (царь) и зашифрованное в пиктограмме имя ПЕТР, рисуют имя мелками, играют в игру «Назови слово!» рассматривают памятник, слушают рассказ воспитателя об истории создания памятника. Играют в П\и "По болоту Петер шел!" |
Отгадывание загадки, расшифровка пиктограммы, показ портрета Петра Первого. Игра с мячом «Назови слово!» (личностные качества царя Петра Первого), п\и "По болоту Петр шел!". |
Петропавловский собор на территории крепости
|
Отгадывают изограф слова собор, рассматривают здание, рассуждают на что оно похоже и что у него есть особенного (шпиль с ангелом), высказывают предположения для чего оно нужно. Вспоминают что такое икона (изображение небесного или подземного мира). Рассматривают иконописное изображение ангела, апостолов Петра и Павла. Слушают рассказ воспитателя о значении ангела и святых для духовного мира человека. Выделяют главные признаки святых и ангела. Составляют загадку (ТРИЗ). АНГЕЛ …с крыльями, но не птица, белого цвета, но не облако, охраняет, но не стражник... Отгадывают ребус слова КОЛОКОЛЬНЯ, обосновывают ее назначение (почему высокая и рядом с собором) обосновывают ответы на вопрос Зачем нужна колокольня. |
Воспитатель просит назвать здание на площади, в процессе описания здания: части здания, особенности, размер. В ходе рассказа использует наводящие вопросы и пояснения, показывает репродукции иконы святых Петра и Павла, ангела хранителя. Составление загадки при помощи технологии ТРИЗ (АНГЕЛ). Рассказ воспитателя сопровождается показом изографа, ребуса. |
Площадь перед зданием Монетного двора, Ботный домик, стена при выходе из крепости. |
Играют в игру "Чудесный мешочек" (среди различных предметов лежат монетки), слушают рассказ воспитателя о монетном дворе. Отгадывают загадку: "По морям и по волнам Его водит капитан, Он не плавает, а ходит, Якоря бросает в воду. Он с волною дружбу водит, И не любит непогоду!" (кораблик) Слушают рассказ воспитателя про первый кораблик российского флота - ботик Петра Первого. Играют в п\и "Перетягивание каната." Отгадывают цифрограмму со словом "ТЮРЬМА", отвечают на вопросы: что это за здание, для кого оно предназначено, каким должно быть? Играют в игру "Побег" участников закрываются плотной повязкой, впереди стоящий ведет всю команду через препятствия - ориентиры) |
Проводит игру, в ходе которой ребята вытягивают монетки. Свой рассказ о возникновении на территории монетного двора воспитатель сопровождает иллюстрациями. Загадывает загадку, рассказывает о вкладе Петра Первого в развитие российского флота, показывает изображение ботика Петра Первого - дедушки российского флота, для которого здесь в Петропавловской крепости построили специальный домик - укрытие. предлагает стать моряками и узнать, кто самый сильный, перетягивать канат. Воспитатель показывает цифрограмму слова ТЮРЬМА и просит написать ее на асфальте (мостовой),задает вопросы. Приглашает совершить путешествие во внутрь стен Петропавловской крепости но уже в следующий раз. |
В конце экскурсии дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, задают вопросы. Учатся обосновывать свое мнения опираясь на полученный опыт и знания. |
Педагог перечисляет объекты экскурсии, побуждает детей высказывать свое мнение по поводу прослушанной экскурсии: что им запомнилось, что они видели, что нового узнали? Хотели бы они придти сюда еще? |