Современное молодое поколение все чаще проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность этого вопроса очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, а оно расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить детей взять в руки книгу. Детское чтение нуждается в поддержке. Поэтому, перед нами педагогам стоит цель находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
В своей методической разработке мы хотим сделать акцент на художественные произведения детского поэта-классика Корнея Ивановича Чуковского, потому что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Представленный в методической разработке материал будет интересен для всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, воспитанников.
Данная разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, для реализации задач по ознакомлению с творчеством К.И. Чуковского. Педагог, пользуясь предлагаемыми материалами, сможет не только развить представление воспитанников о творчестве К.И. Чуковского, но и побудить родителей воспитанников знакомиться с его творчеством в процессе семейных чтений.
Для воспитанников данная разработка имеет познавательное и нравственно-этическое значение, так как она поможет лучше узнать сказки Чуковского. Дети и родители смогут убедиться насколько он великий сказочник и что за свою долгую жизнь К.И. Чуковский создал множество сказок. Ярких, неповторимых, увлекательных. Методическая разработка имеет так же и воспитательное значение, которое заложено в характерах героев и их поступках. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. Герои формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям.
Предложенный материал для родителей еще раз подведет их к пониманию того, что необходимо читать детям сказки, а прочитав детям сказки, они сами убедятся, что обаятельным героям присущи лучшие человеческие качества, которые именуются благородством, любовью, настойчивостью, твердостью.
Материал методической разработки можно использовать как по отдельность, так и в целом, например, как составляющую часть проектной деятельности, посвященной творчеству К.И. Чуковского.
Цель: формирование устойчивого интереса к чтению и активному слушанию художественной литературы посредством знакомства с творчеством русского
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
2. Прививать любовь к творчеству автора.
3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
4. Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным.
5. На примере сказок, К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.
6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, через совместные мероприятия.
7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
8. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.
Формы работы, используемые в процессе приобщения дошкольников к чтению и слушанию произведений К.И.Чуковского.
Особый интерес вызвало у детей создание видео – мотиваторов (буктрейлеров) к прочтению произведений К.И.Чуковского в которых дети выступали главными героями и рассказывали о понравившихся им фрагментам прочитанных книг. Это ссылки на видео подготовленные нашими педагогами и детьми - https://youtu.be/3emmJlhg4_Y https://youtu.be/yGE-pFO5F9w
Реализация данного педагогического продукта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Предполагаемый результат:
1. Создание во всех возрастных группах необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
3. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.
Планирование и организация деятельности
во второй младшей группе
Мероприятие |
Цели |
Ответственные |
«Круглый стол с участием родителей» |
Сформировать интерес у родителей по созданию условий необходимых для знакомства и реализации поставленных задач. |
Воспитатели Родители |
Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И.Чуковского |
Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского. продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе |
Родители Воспитатели |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта |
Просвещать родителей |
Воспитатели |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского |
Развивать у детей интерес к книгам |
Воспитатели |
Оформление книжного уголка |
Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам |
Воспитатели |
Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе» |
Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев |
Воспитатели |
Вечер загадок «Угадай и ответь» |
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес |
Воспитатели |
Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») |
Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок |
Воспитатели
|
Оформление альбома «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» |
Оформить рисунки к произведениям в альбом |
Воспитатели Родители Дети |
Просмотр мультфильмов К.Чуковского |
Воспитывать у детей уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. |
Воспитатели Дети |
Дидактические игры: «Узнай героя», «Что делает», «Не плачь, мышонок», «Путаница» |
Учить самостоятельно, придумывать и подбирать слова – определения к характеристике героев. Закреплять название сказок |
Воспитатели Дети |
Театрализованное представление по мотиву сказки К.И.Чуковского «Муха Цокотуха» |
Выявить у детей знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей. |
Воспитатели Родители Дети |
Развлечение «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» |
Выявить у детей знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей |
Воспитатели Дети |
Средняя группа
Мероприятие |
Цели |
Ответственные |
Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И.Чуковского |
Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. |
Воспитатели Родители |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме. |
Просвещать родителей по теме. |
Воспитатели |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для образовательной деятельности, наборов игрушек, масок животных, птиц, насекомых. |
Формировать интерес к игре. |
Воспитатели Родители |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского |
Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. |
Воспитатели |
Оформление книжного уголка |
Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. |
Родители Воспитатели |
Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе» |
Продолжать знакомить детей со сказками К.Чуковского |
Воспитатели |
Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») |
Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок. |
Воспитатели |
Художественное творчество по произведениям К. И. Чуковского (рисование, аппликация, лепка) |
Закреплять название сказок, обыгрывать свое творчество. |
Воспитатели |
Оформление альбома «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» |
Оформить рисунки к произведениям в альбом |
Воспитатели Родители Дети |
Инсценировка сказки К.И.Чуковского «Путаница» |
Выявить у детей знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей. |
Воспитатель Дети |
Просмотр мультфильмов: «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Федорино горе» |
Формировать заинтересованное отношение к творчеству К.И.Чуковского
|
Воспитатели Родители |
Вечер загадок |
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. |
Воспитатели |
Дидактические игры: «Узнай героя», «Что делает», «Не плачь, мышонок», «Путаница» |
Учить самостоятельно, придумывать и подбирать слова – определения к характеристике героев. Закреплять название сказок |
Воспитатели Дети |
Планирование и организация деятельности
в старше-подготовительной группе
Мероприятие |
Цели |
Отвественные |
Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И.Чуковского. |
Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. |
Воспитатели Родители |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта. |
Просвещать родителей. |
Воспитатели |
Создание аудиобиблиотеки со сказками и стихотворениями К.И.Чуковского. |
Создать в группе необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. |
Воспитатели Родители |
Конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского |
Развивать у детей интерес к книгам. |
Воспитатели Родители |
Оформление книжного уголка. |
Развивать интерес к книгам. |
Воспитатели Родители |
Знакомство детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского |
Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову. |
Воспитатели Родители |
Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево». Чтение и прослушивание стихотворений К.И.Чуковского. |
Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. |
Воспитатели Родители |
Квест-игра совместно с родителями «Одолеем Бармалея». |
Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в спортивных мероприятий в группе. |
Воспитатели Родители |
Просмотр мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского: «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе» «Телефон», «Айболит» и др. |
Продолжить формировать заинтересованное отношение к творчеству К.И.Чуковского
|
Воспитатели |
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского. |
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительнос-ти, смекалки, развивать познавательный интерес. |
Воспитатели |
Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»). |
Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок. |
Воспитатели |
Оформление выставки детских рисунков «Сказки дедушки Корнея». |
Оформить рисунки к произведениям. |
Воспитатели Родители |
Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации». |
Выявить у детей умение узнавать и называть произведения К.И.Чуковского по иллюстрациям. |
Воспитатели |
Театрализованное представление «Муха-цокотуха» |
Выявить у детей знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей. |
Воспитатели Родители |
Вечер загадок |
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. |
Воспитатели |
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
Литература