Автор: Прилуцкая Н.А., Кенич И.В.
Страна: Российская Федерация
Город: село Светлогорское
Организация: МБДОУ детский сад № 6 "ЯБЛОНЬКА"
Проект: "Чудо-дерево"

Методическая разработка «По страницам сказок Корнея Чуковского» (по приобщению детей дошкольного возраста к активному слушанию и чтению произведений К.И.Чуковского).

 

Современное молодое поколение все чаще проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность этого вопроса очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, а оно расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить детей взять в руки книгу. Детское чтение нуждается в поддержке. Поэтому, перед нами педагогам стоит цель находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

В своей методической разработке мы хотим сделать акцент на художественные произведения детского поэта-классика Корнея Ивановича Чуковского, потому что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Представленный в методической разработке материал будет интересен для всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, воспитанников.

             Данная разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, для реализации задач по ознакомлению с творчеством К.И. Чуковского. Педагог, пользуясь предлагаемыми материалами, сможет не только развить представление воспитанников о творчестве К.И. Чуковского, но и побудить родителей воспитанников знакомиться с его творчеством в процессе семейных чтений.

          Для воспитанников данная разработка имеет познавательное и нравственно-этическое значение, так как она поможет лучше узнать сказки Чуковского. Дети и родители смогут убедиться насколько он великий сказочник и что за свою долгую жизнь К.И. Чуковский создал множество сказок. Ярких, неповторимых, увлекательных. Методическая разработка имеет так же и воспитательное значение, которое заложено в характерах героев и их поступках. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. Герои формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям.

           Предложенный материал для родителей еще раз подведет их к пониманию того, что необходимо читать детям сказки, а прочитав детям сказки, они сами убедятся, что обаятельным героям присущи лучшие человеческие качества, которые именуются благородством, любовью, настойчивостью, твердостью.

            Материал методической разработки можно использовать как по отдельность, так и в целом, например, как составляющую часть проектной деятельности, посвященной творчеству К.И. Чуковского.

Цель: формирование устойчивого интереса к чтению и активному слушанию художественной литературы посредством знакомства с творчеством русского

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.

2. Прививать любовь к творчеству автора.

3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.

4. Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным.

5. На примере сказок, К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.

6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, через совместные мероприятия.

7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

8. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.

Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.

 

Формы работы, используемые в процессе приобщения дошкольников к чтению и слушанию произведений К.И.Чуковского.

  • Чтение книг
  • Акции
  • Квест-игры
  • Развлечения
  • Викторины
  • Просмотр мультфильмов
  • Дидактические игры
  • Посещение детской библиотеки
  • Театрализация
  • Беседы
  • Выставки
  • Конкурс чтецов
  • Выставки детских рисунков
  • Создание буктрейлеров по произведениям К.И.Чуковского

 

Особый интерес вызвало у детей создание видео – мотиваторов (буктрейлеров) к прочтению произведений К.И.Чуковского в которых дети выступали главными героями и рассказывали о понравившихся им фрагментам прочитанных книг. Это ссылки на видео подготовленные нашими педагогами и детьми - https://youtu.be/3emmJlhg4_Y    https://youtu.be/yGE-pFO5F9w 

Реализация данного педагогического продукта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Предполагаемый результат:

1.      Создание во всех возрастных группах  необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.

2.      Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

3.      Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.

4.      Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.

 

Планирование и организация деятельности

 во второй младшей группе

 

Мероприятие

Цели

Ответственные

«Круглый стол с участием родителей»

Сформировать  интерес у родителей по созданию условий необходимых для знакомства и реализации поставленных задач.

Воспитатели

Родители  

Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И.Чуковского

Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского. продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе

Родители  

Воспитатели

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта

Просвещать родителей

Воспитатели

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского

Развивать у детей интерес к книгам

Воспитатели

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам

Воспитатели

Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон»,

 «Муха-цокотуха», «Путаница»,

 «Краденое солнце»,  «Мойдодыр», «Тараканище»,

«Доктор Айболит», «Федорино горе»

Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев

Воспитатели

Вечер загадок «Угадай и ответь»

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес

Воспитатели

Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»)

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок

Воспитатели

 

Оформление альбома «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Оформить рисунки к произведениям в альбом

Воспитатели

Родители

Дети

Просмотр мультфильмов К.Чуковского

Воспитывать у детей уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитатели

Дети  

Дидактические игры: «Узнай героя», «Что делает», «Не плачь, мышонок», «Путаница»

Учить самостоятельно, придумывать и подбирать слова – определения к характеристике героев. Закреплять название сказок

Воспитатели

Дети  

Театрализованное представление по мотиву сказки К.И.Чуковского «Муха Цокотуха»

Выявить у детей  знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей.

Воспитатели Родители

Дети  

Развлечение «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Выявить у детей  знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей

Воспитатели

Дети  

 

 

 

Средняя группа

 

Мероприятие

Цели

 

Ответственные

Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И.Чуковского

Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Воспитатели Родители

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме.

Просвещать родителей по теме.

Воспитатели

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для образовательной деятельности, наборов игрушек, масок животных, птиц, насекомых.

Формировать интерес к игре.

Воспитатели Родители

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского

Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Воспитатели

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

Родители Воспитатели

Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон»,

«Муха-цокотуха», «Путаница»,

«Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе»

Продолжать знакомить детей со сказками К.Чуковского

Воспитатели

Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»)

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок.

Воспитатели

Художественное творчество по произведениям К. И. Чуковского (рисование, аппликация, лепка)

Закреплять название   сказок, обыгрывать свое творчество.

Воспитатели

Оформление альбома «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Оформить рисунки к произведениям в альбом

Воспитатели Родители

Дети

Инсценировка сказки К.И.Чуковского «Путаница»

Выявить у детей  знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей.

Воспитатель Дети

Просмотр мультфильмов: «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Федорино горе»

Формировать заинтересованное отношение к творчеству К.И.Чуковского

 

Воспитатели Родители

Вечер загадок

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Воспитатели

Дидактические игры: «Узнай героя», «Что делает», «Не плачь, мышонок», «Путаница»

Учить самостоятельно, придумывать и подбирать слова – определения к характеристике героев. Закреплять название сказок

Воспитатели

Дети  

 

 

Планирование и организация деятельности

в старше-подготовительной группе

 

Мероприятие

Цели

 

Отвественные

Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И.Чуковского.

Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Воспитатели

Родители

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.

Просвещать родителей.

Воспитатели

Создание аудиобиблиотеки со  сказками и        стихотворениями К.И.Чуковского.

Создать в группе необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского.

Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Воспитатели

Родители

Конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского

Развивать у детей интерес к книгам.

Воспитатели

Родители

Оформление книжного уголка.

Развивать интерес к книгам.

Воспитатели

Родители

Знакомство детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского

Познакомить  детей с творчеством писателя, вызвать  интерес к литературному слову.

Воспитатели

Родители

Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце»,   «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево».

Чтение и прослушивание  стихотворений К.И.Чуковского.

Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

Воспитатели

Родители

Квест-игра совместно с родителями  «Одолеем Бармалея».

Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в спортивных мероприятий в группе.

Воспитатели

Родители

Просмотр мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского: «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе» «Телефон», «Айболит» и др.

Продолжить формировать заинтересованное отношение к творчеству К.И.Чуковского

 

Воспитатели

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского.

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительнос-ти, смекалки, развивать познавательный интерес.

Воспитатели

Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»).

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок.

Воспитатели

Оформление выставки детских рисунков «Сказки дедушки Корнея».

Оформить рисунки к произведениям.

Воспитатели

Родители

Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации».

Выявить у детей умение узнавать и называть произведения К.И.Чуковского по иллюстрациям.

Воспитатели

Театрализованное представление «Муха-цокотуха»

Выявить у детей  знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей.

Воспитатели

Родители

Вечер загадок

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

 

 

 

Литература

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

 

 

 

 

12 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий