Паспорт проекта «Семейный бюджет»
Наименование проекта |
«Семейный бюджет» |
Авторы проекта |
Воспитатель: Шакирова Алесья Владимировна |
Характер проекта |
Информационно-познавательный, игровой |
Форма проекта |
Подгрупповой, групповой |
Участники проекта |
Воспитатели старшей группы, дети второй старшей группы, родители |
Продолжительность проекта |
Краткосрочный |
Место проведения проекта |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка» |
Актуальность проекта
Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем мудро распределять средства, которыми обладаем, и когда у нас на все будет хватать денег, тогда в семье наступает спокойствие и благополучие.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому мы решили реализовать данный проект с нашими детьми.
Цель проекта: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Задачи проекта:
1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет»;
2) научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
3) сформировать первоначальное представление о различных способах
сбережений и экономии бюджета семьи;
4) сформировать представление о расходах семьи, понимание основных
потребностей семьи и способов их удовлетворения;
5) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать
экономическое мышление;
6) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать
по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
7) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Формы работы: беседа, обсуждение; просмотр презентации, мультфильма; чтение художественной литературы; игровые ситуации; рассматривание картин; сюжетно-ролевая игра; продуктивная деятельность.
Срок реализации проекта: 2 недели
Ресурсное обеспечение:
реальные деньги: бумажные, железные, старинные; мультфильмы: «Дедушка хочет на море» из серии Барбоскиных, «Семейный бюджет» (Уроки тетушки Совы) ; схема «Бюджет семьи», дидактические игры, атрибуты к викторине, ноутбук; проектор.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет, доходы и расходы, стипендия и пр.).
- решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.
- понимать потребности и возможности семьи; уметь экономить и сберегать средства семейного бюджета.
- приобретают первичные навыки рационального распределения доходов семьи
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Для родителей:
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов
Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители)
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Семейный бюджет».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – основной
Реализация проектных мероприятий:
3 этап - заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме викторины «Что? Где? Когда?».
Используемая литература:
Приложение 1
Конспект НОД экономической направленности в старшей группе.
Тема «Бюджет семьи»
Цель: Познакомить детей с понятием семейный бюджет.
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методы и приемы:
Словесные: вопросы детям, загадывание загадок.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Игровые: дидактическая игра.
Словарная работа: обогащение словаря – доход, расход, бюджет, зарплата, пенсия, стипендия
Предварительная работа: беседа «Что мы знаем о деньгах», просмотр презентации «Семейный бюджет», мультфильмов: из серии «Уроки Тетушки Совы», чтение художественной литературы - К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», А. Романов «Чудеса в кошельке», отгадывание загадок.
Материал и оборудование: схема «Бюджет семьи» (в форме квадрата, разделённого на 4 сектора, а в центре нарисован квадрат меньшего диаметра с 4-мя секторами), картинки: мама, папа, старший брат – студент и ребенок дошкольник; купюры денег.
Ход НОД.
1.Вводная часть.
Воспиаттель- Дети, здравствуйте! Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
Беседа-размышление.
- Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?
- А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
- На что ваша семья расходует деньги?
II. Основная часть.
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составные.
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия - всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
- Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
- Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это- доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (Индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
- Повторите, что такое расходы? (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите - «расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
Физкультминутка
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»
- маме очень хотелось купить новую шубку,
- папа вступил в союз охотников - нужно ружье,
- бабушка заболела – нужны лекарства,
- у дедушки сломались очки – нужны новые
- брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
- сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель - верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
- А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
- Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
- Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
III. Заключительная часть.
– Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
- Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?
- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
- Кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
Приложение 2
Конспект беседы экономической направленности «Что мы знаем о деньгах?»
Цель: уточнение представлений детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего нужны человеку деньги.
Материалы: бумажные и металлические деньги.
Ход беседы: Ребятки, а вы ходите в магазин? А с кем вы ходите в магазин? (ответы детей). В какие магазины вы ходите? А для чего ходят взрослые в магазин? (чтобы купить товары, которые необходимы). Какие товары покупают в магазинах ваши бабушки и дедушки, папы и мамы? (еду, одежду, игрушки, книги и т. д.) . Как вы думаете для чего нужны эти вещи, которые взрослые покупают в магазине? (ответы детей) Ребята, вещи, которые продаются в магазине называют товарами. Ребята, как вы думаете без чего не дадут товар в магазине? (ответы детей)
- Правильно! Товары в магазине не дадут без денег.
Появились на свет давно,
Назначение у них одно;
В магазине вы берите
Все, что только захотите,
Только к кассе подойдите
И, конечно, заплатите.
Ребята, деньги бывают разные. На Земле очень много стран и в каждой стране свои деньги. Деньги, которыми пользуются в нашей стране называются рублями. Бывают деньги бумажные, а бывают металлические. Металлические деньги еще по-другому называются монетами.
Ребята, а как вы думаете, какими деньгами удобнее пользоваться? Металлическими или бумажными? (ответы детей)
Ребята, бумажными деньгами, пользоваться удобнее, так как они занимают мало места в кошельке, и они легче металлических. (дать потрогать бумажные и металлические деньги). Какие деньги легче, какие тяжелее? (ответы детей)
Ребята, взрослые, которые приходят в магазин для того, чтобы купить товары, называются покупателями. Покупатели приходят в магазин с деньгами, берут товар и отдают за него деньги продавцу. Продавец берет деньги и только после этого отдаёт товар покупателю. Покупатель покупает товар у продавца. Между покупателем и продавцом происходит обмен. Что отдаёт покупатель продавцу? (деньги). А что отдаёт продавец покупателю? (товар) Отдаст ли продавец товар покупателю без денег? (ответы детей)
Ребята, а как вы думаете откуда взрослые, ваши мамы и папы, берут деньги? (ответы детей)
Взрослые деньги зарабатывают. Что делают ваши мамы и папы, чтобы заработать деньги? (работают)Ребята, а вы знаете кем работают ваши мамы и папы? (ответы детей) Для того, чтобы заработать деньги нужно трудиться. (Имя ребенка), кем работает твоя мама? (поваром)Ребята, а что делает повар? (готовит еду-варит суп, компот, печет пироги) Правильно, ребята! Повар готовит еду. Приготовление еды- это труд. А за труд человек получает деньги, заработную плату. То есть повар получает деньги за то, что готовит еду-варит суп и компот, печет пироги, жарит котлеты. Ребята, а как вы думаете, если человек не будет работать, сможет ли он получить деньги, заработную плату? (ответы детей)
Ребята, как вы думаете нужно ли покупать в магазине товары, которые не нужны? (ответы детей) Почему не нужно покупать в магазине ненужные товары? (ответы детей) Правильно, ребята не следует покупать в магазине ненужные товары, ведь они не принесут пользы, а деньги на них потратятся. А если у вас не останется денег, то вы уже ничего больше не сможете купить в магазине. Деньги нужно тоже беречь, как и товары, которые вы купите в магазине, ведь товары стоят денег. А деньги, как мы уже выяснили, без труда человеку не даются, человек зарабатывает деньги своим трудом, для того, чтобы заработать деньги, взрослые каждый день ходят на работу.
О чем мы сегодня с вами говорили? (о деньгах) Для чего нужны деньги? (для того, чтобы в магазине покупать товары) Может ли продавец отдать покупателю товары без денег? (ответы детей) Какие бывают деньги (металлические и бумажные) Молодцы, ребята, вы верно ответили на вопросы!
Приложение 3
Игры с экономическим содержанием.
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле.
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.
Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач.
швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.
Цель: развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Правила: Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки-картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят. Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.
Материал: карточки-картинки, на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др. Содержание
Приложение 4
Итоговое мероприятие Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения воспитанников по теме «Семейный бюджет».
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
Воспитательные задачи:
Методы и приемы:
Словесные: вопросы детям, загадывание загадок.
Наглядные: наборы предметных картинок.
Игровые: дидактическая игра.
Словарная работа: активизация словаря – доход, расход, бюджет, зарплата.
Предварительная работа: Отгадывание экономических загадок, чтение художественной литературы: «Буратино», «Муха Цокотуха», решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет», беседы о профессии родителей, о семейном бюджете, дидактические игры «Хочу – надо», .«Кто трудится, кто играет»[
Материал и оборудование: барабан, конверты с заданиями, коробка для почтовой посылки, музыкальная шкатулка с медалями, сказочные персонажи.
Ход викторины.
I.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите играть. Я предлагаю Вам сегодня поиграть в интересную экономическую игру «Что? Где? Когда?»
- Мы будем говорить о семейном бюджете, доходах и расходах. Пожалуйста займите свои места.
II. Основная часть.
Дети садятся вокруг стола, на котором установлен барабан и лежат конверты с заданиями. Ведущий напоминает детям правила игры: ответ на вопрос можно обсудить в течение минуты; вместо ответа участники могут объявить музыкальную паузу; при указании стрелки на черный ящик необходимо отгадать, что в нем находится.
- Итак, мы начинаем. Уважаемые знатоки, с вами играют герои сказок, которые будут вам задавать вопросы, вы должны слушать внимательно, отвечать на вопрос может каждый из вас, кто знает ответ. Удачи вам!
Дети поочередно вращают барабан. Воспитатель достает из конверта, на который указала стрелка, карточку и зачитывает вопрос. Дети совещаются в течение одной минуты, а потом дают ответ.
- Внимание! Против знатоков играет….
Сектор 1. Письмо от «Семьи Барбоскиных. - Дружок.»
«В магазин завезли новую игрушку, о которой мы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить?» Послушайте варианты:
- начать плакать и уговаривать маму;
- попросить денег на игрушку у бабушки;
- подождать, когда мама получит зарплату;
Сектор 2. Письмо от «Карамельки»
Мама и папа получили зарплату. Как правильно нужно распорядиться бюджетом? Послушайте варианты ответов:
- купить много игрушек;
- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;
- пойти всей семьей в кафе;
Музыкальная пауза
Дети исполняют частушки
1 ребенок: С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать
И их же экономить.
2 ребенок: Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали,
Знаем цену всем вещам
Что нам покупали!
3 ребенок: Будем знания получать,
Денежки накопим,
И вам, детские сады,
В будущем построим!
Сектор 4. Вопрос от Фиксиков «Что важнее?»
Ведущий. От каждой команды к мольберту выходит поочередно по - одному игроку, каждый игрок убирает одну карточку, на которой изображено то, без чего человек не может обойтись.
(на мольбертах одинаковый набор карточек: одежда, продукты, лампочка, газ, кукла, машинка, мороженое, робот, дом, игрушки, обувь, коляска для кукол).
Сектор 5. «Черный ящик» от Шарика.
Ведущий. Отгадайте, что находится в черном ящике?
«Они бывают бумажные и металлические. Их всегда не хватает.»
Сектор 6. Письмо от Матроскина.
1. У Шарика было 10 рублей. На подарок дяде Федора он потратил 3 рубля. Сколько рублей у него осталось?
2. Хомячок и суслик продавали орехи. Хомячок продал 6 килограммов орехов, а суслик – 1 килограмм. Одинаковую ли сумму денег они заработали?
3. Дядя Фёдор купил в магазине игрушку за 7 рублей и открытку за 2 рубля. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку?
4. Матроскин и Шарик работают в кафе «Лакомка». Матроскин решил испечь торт, а Шарик – одно пирожное.
- На что понадобится купить больше ингредиентов: на торт или пирожное?
Сектор 7. Вопросы –загадки от Розы.
Очень вкусная витрина
У овощного… (магазина).
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь… (товар).
Коль трудился круглый год, будет кругленьким. (Доход)
Приносить доходы стал в банке папин. (Капитал)
И врачу, и акробату выдают за труд. (зарплату)
III. Заключительная часть.
Наша игра подошла к концу, подводим итоги игры.