Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: «Путешествие в звенящую сказку «Краденое солнце».
Звуковая культура речи звук[з.]
Составил: воспитатель Демидова У.В.
Форма проведения: подгрупповая.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная.
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: упражнять в чётком произношении звука З.
Программные задачи:
1. Образовательные:
Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Упражнять в умении образовывать существительные множественного числа родительного падежа в употреблении предложно – падежных конструкций;
2. Развивающие:
Развивать речевое внимание.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие; уточнить и закрепить артикуляцию звука «З»;
Совершенствовать интонационную выразительность.
3. Воспитательные:
Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце»,
Разучивание пальчиковой гимнастики «К нам весна пришла опять»; Артикуляционная гимнастика «Путешествия язычка».
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: телевизор, игрушки- куклы: зайчик, медведь, солнышко. Ватман с заготовкой –«солнышком без лучиков», обойный клей с индикатором цвета, смесь манной крупы и порошка куркумы. В процессе занятия утрированно произносим звук [з] во всех словах, где он присутствует.
Вводная часть
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас видеть рада я!
«Здравствуйте!» вы всем скажите,
Друг на дружку посмотрите
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь!
Настроением чудесным поделиться я хочу
И по кругу кубик дружбы я сегодня прокачу.
Кому в руки попадет-улыбаться тот начнет.
II. Орг. Момент.
Стук в деверь.
В. Ребята мне сейчас сорока письмо принесла, Давайте посмотрим, что там.
(воспитатель читает письмо: Здравствуйте ребята! Вам пишут жители звенящей сказки.
У нас случилась беда. Злодей - Крокодил в небе солнце проглотил. Помогите, пожалуйста!
Но сможете вы помочь, если научите вашего дружка язычка красиво звонко звенеть и обязательно и не забудьте звонко со всеми поздороваться!)
«Здравствуйте! Мы скажем вам!
Рады мы всегда гостям!
Поздороваемся и с нашими пальчиками.
(Пальчиковая гимнастика. «Весна»)
Раз, два три, четыре пять
К нам весна пришла опять!
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Травушка зеленая,
Птичка перелетная,
И весенний ручеек –твой веселый голосок!
В. Ребята, а с кем мы не поздоровались еще?
Дети: Мы забыли поздороваться с язычком!
В. Ребята, совершенно верно! Давайте мы его разбудим. Ведь сегодня нашего язычка ожидают необыкновенные приключения!
В. Язычок, язычок
Непослушный толстячок,
Давай будем просыпаться
и зарядкой заниматься!
«Язычок проснулся, выглянул из окошка (показ язычка).
Посмотрел вверх, потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. (показ язычка, дети повторяют)
И увидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и улыбнулся. (Выполняется упражнение «Улыбка»)
Вышел наш язычок прогулку и увидел змейку, которая от испуга заползла за бугорок. (выполняется упражнение «Киска сердится»)
Дальше язычок отправился в лес, через него нужно пройти, чтобы попасть в звенящую сказку. По дороге на него налетел ветерок (язык на нижней губе, холодная струя по средней линии языка) небо вдруг потемнело и закапал дождик (прикусить широкий кончик языка, произносить: тата-та та).
Неожиданно кто-то выскочил из леса. Отгадайте, кто же это был:
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку!
Появляется испуганный зайчик (на руке кукла)
З. Ой, здравствуйте ребята!
В. Зайчик, что случилось, почему ты такой испуганный?
З. Была замечательная погода. Я гулял по лесу. Вокруг журчали ручьи, весело пели свою песенку, ой она была такая красивая, но я совсем забыл, как она звучит...
В. А мы знаем песенку водички, правда ребята, так пели ручейки?
Дети: «СССССС».
В. Чтобы песенка водички хорошо звучала, надо прижать кончик языка к нижним зубам и тихонько спеть: « -с-с-с.»
З. Вокруг гудели большие и маленькие комарики звонко - звонко.
В. Ребята, как вы думаете, что это за песня у комариков была такая?
Дети: « ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ».
В. А сейчас давайте правую руку приложим к шее спереди, чтобы ощутить, как дрожит горло, а горло - это домик голоска, голосок так звонко поет песенки, что даже стенки домика дрожат.
Давайте все вместе споем песенку большого Комара : «-з-з-з», а теперь песенку маленького комара: «-зи-зи-зи.».
В.- Ребята, песня Комара трудная, чтобы ее спеть надо язычок спрятать за зубы. Да, молодцы, у вас хорошо получается
В. Зайчик, но, что же тебя так напугало, расскажи нам!
З. Я заслушался замечательной песенкой комариков и вдруг вокруг стало темно и страшно.
Я хотел убежать домой. Но сбился с пути и попал к вам.
В. Ребята как вы думаете, что случилось?
Дети: Солнышко пропало!
В: Дети, как вы думаете, из какой сказки к нам пришел Зайка?
Как она называется?
Дети: «Краденое солнце».
В: Верно. «Краденое солнце». Когда крокодил проглотил солнце, стало темно и страшно. Что тогда стало со зверями?
Дети: Заплакали, заблудились.
В. «Горе, горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Наступила темнота,
Не ходи за ворота!
Кто на улицу попал-
Заблудился и пропал...»
В. Не бойся зайчик, мы тебе обязательно поможем, правда ребята!?
В. Но сначала нам нужно хорошенько размяться. И тебя, зайка, приглашаю. (Выполняется музыкальное упражнение «Зайка беленький сидит»)
В. Ребята, кажется кто-то еще навстречу нашему язычку вышел.
Отгадайте загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
от мороза пряча нос?
Дети: медведь.
Появляется медведь (кукла на руке).
Медведь. Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки.
Подскажите поскорее, что же солнышко не греет?
Спал в берлоге сладко, сладко- зазвенели комары-
Разбудили до поры!
Зазвенели в ухо мне, чтобы я помог весне
Солнце в небо воротить, крокодила победить.
В. Да, мишенька, помоги зверяткам лесным, и зайка вот заблудился.
Медведь. Засыпаю на ходу, я без солнца не могу! Меня лучше разбудите, сон скорее прогоните.
В. Ребята, давайте поиграем с медведем в игру «Медведь и комарики», разбудим мишку.
Гулял медведь по лесу, гулял, устал. Сел на пенек и уснул. А тут на полянку прилетели комары и запели свою песенку. Они так громко пели свою песенку и летали, что медведь проснулся и захотел поймать комаров. (Медведь бежит за комарами, а они улетают от него и садятся на стульчики).
М. Разбудили меня ребятки, побегу, крокодила я найду!
Воспитатель:
- Послушайте отрывок:
«Не стерпел медведь,
Заревел медведь,
И на злого врага
Налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил.
Завопил, заголосил.
А из пасти из зубастой
Солнце вывалилось...»
(воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза слова со звуком «З»)
Воспитатель:
- Какие вы услышали слова со звуком «З»?
- Итак, мы произнесли слова со звуком "З" -
заревел, заголосил, завопил, зубастой.
Воспитатель:
Вот и солнце засияло веселее нам всем стало!
Звери, птицы закричали:
«Здравствуй солнце золотое!»
давайте и мы произнесём это предложение радостно.
«Здравствуй солнце золотое!»
(Ответы хоровые и индивидуальные 3- 4 раза)
В. Зайчик вас благодарит и отправляется вместе с солнышком в свою звенящую сказку.
В. Ребята, а давайте, чтобы в нашей группе всегда было солнечно и радостно сделаем свое солнышко. (под музыку)
(Выполняется коллективная работа «Солнышко» с использованием смеси манной крупы и куркумы, а также обойного клея). Педагог рисует круг ,а дети –лучики. Затем ребятам предлагается посыпать золотистую смесь на рисунок.
В. Ребята, взгляните какое замечательное солнышко у нас получилось, оно так и засияло и зайчик и мишка очень обрадовались!
З. Спасибо вам ребята, теперь я найду дорожку в свою звенящую сказку!
(Дети прощаются с зайчиком и медведем).
Рефлексия.
В.-Дети с каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук «з»)
Учились произносить правильно слова и предложения с этим звуком.
- Кто к нам сегодня приходил в гости?......
-В какие игры мы играли?.................
понравилось вам наше занятие?................
. Дети любите книжки и читайте вместе с родителями.
Будьте всегда умными и добрыми.