Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести. Привить понимание того, что без патриотизма, мужества, чести, ответственности, нравственности невозможно возродить нашу Родину, наше Отечество.
Вызвать патриотические чувства у обучающихся на примерах мужества и героизма наших земляков-героев.
Задачи: 1) воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение обучающихся к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Родины; осознание необходимости увековеченья памяти павших героев;
2) расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
3) развивать познавательную активность детей; познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
Этап подготовки:1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война»;
2) предварительная беседа с обучающимися класса: «Каков он современный герой?»;
3) подбор наглядности для обучающихся.
Оборудование: высказывания великих людей о героизме, благородстве:
«О, чувство благородное, чувство освященное!
Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н. Глинка).
«Благородный человек знает только долг, низкий
человек знает только выгоду» (Конфуций).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Добрый день ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Великой Отечественной войне, о людях совершивших подвиги во имя мирного неба на нашей земле. С вами много беседуем на эту тему. Скажите, сколько лет исполняется в этом году со дня победы в Великой Отечественной войне?
(ответы обучающихся)
Учитель: Правильно. Исполняется в этом году 74 года.
II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель: Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответы обучающихся)
Учитель: Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответы обучающихся)
III. Основная часть
Учитель: Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся: В то время, когда была Великая Отечественная война.
Учитель: Давайте вспомним с вами об этой войне 1941 – 1945 года.
Учитель: Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, а именно 1418 дней и ночей, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали юноши и мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество девушек и женщин. Они были санитарками и спасали наших солдат на полях сражения.
Учитель: Герои этой войны были из простого народа. А их родные и близкие люди есть и среди нас, нашего населения. У многих из вас есть бабушки и дедушки, которые были участниками боевых действий и работали в тылу, помогая советской армии. Давайте вспомним о них поименно. (Представляется обучающимся фото-галерея героев Советского Союза наших земляков: В.Д. Стасюка, Н.Ф. Полякова, А. М. Пикалова и их краткая биография).
Учитель: Обо всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива.
Учитель: Что испытывала мать, потерявшая сына?
Горе, горе, горе и утрату!... Нельзя забыть его глаза, улыбку, детские слезы, его радостный смех и его ребячьи ручки.
Ученик:
-Помните!
Через века, через года
-Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
-Помните!
Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова…
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Звучит песня “Священная война”, слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.
IV. Получение нового знания
Учитель: Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры? (ответы обучающихся), включая примеры юных ребят-героев, спасающих своих сверстников, о которых рассказывают в новостях по ТВ).
Привести примеры из жизни о героизме детей в наше время.
Учитель: Была война, но была и победа!
Спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали
на себе все тяготы войны и выжили, завоевав ради нас с вами победу в Великой Отечественной войне.
У нас в Артемовске есть памятники и обелиски в память о той войне:
воинское кладбище в городе Артёмовске, на котором установлен Памятник неизвестному солдату. Памятник погибшим землякам и памятный знак жертвам фашизма. Мемориальный комплекс «Скорбящая мать». Памятник погибшим шахтерам.
Ученик:
- Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись -
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог…
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
- Сквозь годы нам видится
Тропа партизанская,
Пробитая пулями
Сосна нарочанская.
Атаки внезапные,
Засады под соснами,
Могильные холмики
Над травами росными.
- И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.
Объявляется минута молчания под звук метронома.
V. Итог урока. Рефлексия
Учитель: Ребята, как вы думаете для того чтобы быть мужественным какие необходимо иметь качества человека? (ответы обучающихся)
Перечислить качества: героизм, смелость, мужество, отвага, решительность, находчивость.
Учитель: О чем мы сегодня с вами беседовали? Какой сегодня был урок? Чем запомнился этот урок? (ответы обучающихся)
Учитель: Спасибо за внимание! Урок окончен.