Мастер-класс предназначен для обучающихся 7-10 лет
Цель: мотивация к творческой деятельности, изготовление оригинальной поздравительной открытки
Задачи:
- ознакомление с техникой изготовления открытки из пластилина;
- развитие навыков работы с пластилином, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;
- воспитание внимательного отношения к близким.
Необходимые инструменты и материалы: картон А-4, пластилин 12-18 цветов, карандаш.
Оборудование: стол, компьютер, мультимедийное оборудование
Многие в детстве читали стихотворение Чуковского «Чудо-дерево». Это дерево, на котором растут вместо фруктов туфельки и башмачки, разные босоножки и даже сапожки, чтобы все дети могли найти себе на волшебном дереве новую обувь. У кого порвались ботиночки – беги к чудо-дереву и выбирай себе новые на любой вкус. А для модницы Мурочки там есть особенные башмачки.
А что, если на чудо-дереве вырастут подарки на день рождения, все, что хочешь подарить имениннику, но пока не можешь? Тогда приступим к изготовлению необычной открытки из пластилина.
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть...(пластилин)
Почему выбираем пластилин? Это мягкий пластичный материал, он способен передать любую форму, реализовать любую фантазию. Открытка может получиться яркой, рельефной, живой. Пластилиновые открытки дарят нечасто – подарок станет оригинальным и незабываемым. Если захотим, чтобы открытка долго радовала именинника – покроем прозрачным лаком.
Нам потребуется пластилин, который довольно легко разминается, хорошо держит полученную форму, не липнет к рукам, при сгибании не ломается и не трескается
Описание мастер-класса
- Покрываем картон тонким слоем пластилина одного цвета на выбор. Используем прием заглаживания пальцами. Фактура поверхности может быть как гладкой, так и рельефной (шарики, полоски…)
- Возьмем пластилин зеленого цвета разных оттенков. Вылепим тонкие жгутики разной длины от 4 до 8 см. Используем прием раскатывания. Теперь вылепим «листики» для «чудо-дерева». Из маленького кусочка пластилина скатаем шарик, сплющим его, чтобы получилась лепешка, далее придадим ему нужную форму прищипыванием.
- Вылепим из пластилина мелкие плоские различные предметы «подарки»: цветы, технику, игрушки, животных, одежду, обувь, посуду, вкусные игрушечные блюда и др. Высота предметов от 1 см до 4 см.
- Вылепим буквы «С днем рождения!». Они должны быть одной высоты (примерно, 2 см).
Из жгутиков составляем «дерево». Некоторые жгутики закручиваем. Добавляем «листики» на фон.
- Украшаем дерево «подарками».
- Добавляем буквы «С днем рождения!»
- При желании можно работу поместить в рамку, покрыть прозрачным лаком.
Ожидаемые результаты: мотивация обучающихся к творчеству, ознакомление с техникой изготовления открытки из пластилина, развитие навыков работы с пластилином, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики, воспитание внимательного отношения к близким.
Методы:
- Наглядный,
- практический,
- словесный,
- метод сенсорного насыщения и эстетического выбора,
- метод сотворчества,
- метод поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Приемы работы с пластилином:
- Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
- Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
- Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
- Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
- Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
- Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
- Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
- Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Список литературы:
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
- Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 –160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
- Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
- Чуковский «Чудо-дерево» – М.: Издательство «Лабиринт», 2015.
Список медиаресурсов:
- http://ped-kopilka.ru/PEDAGOGIKA/METODIKA
- https://infourok.ru/urok-trudovogo-obucheniya-klass-na-temu-osnovnie-priemi-i-metodi-raboti-s-plastilinom-312356.html
Дидактические материалы: набор поздравительных открыток, презентация «Пластилиновые узоры».