Пояснительная записка
В дополнительном образовании воспитание неразделимо с образовательным процессом. На основе материалов мультфильмов можно провести воспитывающие киноуроки/занятия. Кинопедагогика – направление в современном образовании, в частности медиаобразовании, связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами. Сегодня, когда дети растут в окружении большого объёма аудиовизуальной информации, просто необходимо использовать весь накопленный опыт кинопедагогики. Очень часто родители стараются приобщить своих детей к искусству (музыке, изо, танцам), а экранные искусства (художественные, документальные, мультипликационные фильмы) считаются лишь развлечением.
Данные методические материалы расширят представление об эффективности использования материалов мультфильмов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на занятиях с младшими школьниками, представляют практическую ценность для педагогов дополнительного образования, методистов.
В данной методической разработке представлен опыт проведения 2 занятий по теме «Ремейк в мультипликации» объединения «Студия детской мультипликации «Умелые ручки» художественной направленности для детей 8-12 лет. Занятие разработано с использованием деятельностного подхода в обучении, который призван научить ребенка самостоятельно искать ответы на вопросы, выстраивать межличностные отношения, понимать свои возможности.
Виды деятельности учащихся разнообразны: практическая работа, групповая работа, индивидуальная работа, просмотр фрагментов мультфильмов с обсуждением, беседа и др.
Задачи |
|
Образовательные |
сформировать понятие «ремейк»; |
|
формировать практические умения и навыки учащихся в анимационной деятельности. |
Развивающие |
стимулировать интерес к анимационной деятельности; |
|
развивать репродуктивное воображение с элементами творчества. |
Воспитательные |
формировать положительных нравственных качеств; |
|
формировать умение взаимодействовать со сверстниками. |
|
формирование потребность в самоорганизации |
Тип занятия |
Урок усвоения новых знаний |
Образовательные области |
|
Оборудование для педагога |
Компьютер с установленной программой AnimaShooter, проектор, мультстанок с фотокамерой, персонажи сказки «Теремок» на карточках, запись фрагмента мультфильма «Терем-теремок», запись мультфильмов «Терем мухи» и «Винни Пух» . |
Оборудование для учащихся |
Пластилин, фломастеры или цветные карандаши, 2 листа А-4, ножницы, простой карандаш, ластик |
Киноматериалы:
Мультфильм «Терем мухи» из цикла «Гора самоцветов»
Студия «Пилот»
Год выпуска 2014
Режиссер С.Меринов
Ссылка на фильм https://www.youtube.com/watch?v=JUUdZUJrxpQ
Мультфильм «Винни Пух»
Студия «Союзмультфильм»
Год выпуска 1969
Режиссер Ф.Хитрук
Ссылка на фильм https://youtu.be/1piWiFORDw8
Ход занятия
№ |
Этапы занятия |
Виды работы, формы, методы и приемы
|
Содержание педагогического взаимодействия |
Ожидаемые результаты |
Использование ИКТ |
|
Деятельность педагога
|
Деятельность педагога
|
|||||
|
Мотивация учебной деятельности |
Приветствие |
Приветствует детей, проверяет их готовность к занятию. Здравствуйте, дети! Давайте проверим, все ли готовы к занятию? |
Подготовка рабочего места. |
Волевая саморегуляция. Потребность в самоорганизации |
|
|
Актуализация знаний |
Работа с карточками |
Демонстрирует карточки с персонажами сказки «Теремок». Настраивает на активную работу.
|
Отвечают на вопросы. |
Умение анализировать, классифицировать. Умение осознанно и произвольно строить высказывания. Положительные нравственные качества. |
|
|
Постановка цели и задач урока
|
Просмотр фрагментов мультфильмов |
Демонстрирует фрагменты мультфильмов. Предлагаю посмотреть фрагмент известного вам мультфильма: «Терем-теремок» (1971) - старый добрый советский мультфильм, выпущенный студией Союзмультфильм и относительно новый мультфильм «Терем мухи» (2014) из серии «Гора самоцветов», реж. Сергей Меринов, студия «Пилот»
|
Просматривают фрагменты мультфильмов |
Интерес к анимационной деятельности. |
Фрагменты мультфильмов |
|
Беседа |
Педагог стимулирует учащихся к высказыванию своего мнения. Подводит учащихся к формулировке темы и цели.
|
Отвечают на вопросы педагога, выдвигают гипотезы, определяют тему и цель занятия. |
Формирование понятия «ремейк». Умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
|
|
|
Первичное введение нового материала
|
Беседа |
Педагог задает вопросы, создает атмосферу заинтересованности, комментирует, контролирует правильность ответов учащихся. Новое – это хорошо забытое старое. Фильм-ремейк — это фильм, снятый по мотивам другого фильма.
Все чаще нам демонстрируют новые интерпретации (переделки) старых фильмов, театральных постановок, видеоигр, песен. Оставляя прежний сюжет, создатели современных версий полностью меняют обстановку, социальные и исторические условия, благодаря чему и рождаются ремейки.
Обычно режиссёры ремейков по-своему перерабатывают оригинальный фильм, но иногда снимаются новые версии, полностью повторяющие оригинал. Часто такие картины копируют существующее произведение, но в них снимаются современные артисты и используется новая техника.
Иногда режиссеры переснимают собственные фильмы, меняя при этом язык, приглашая известных актеров и др. Все чаще переделывают известные мультфильмы в полнометражные фильмы с живыми актерами. Например, «Книга джунглей», «101 далматинец», «Алиса в Стране чудес», «Золушка» и др. Иногда переделывают наоборот из фильма в мультфильм. Например, «Ку. Кин-дза-дза».
|
Отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями, выдвигают гипотезы. |
Интерес к анимационной деятельности. Умение анализировать, классифицировать. Умение осознанно и произвольно строить высказывания. Положительные нравственные качества. |
Слайды 1,2,3,4 |
|
Просмотр мультфильма «Винни-Пух» (10 минут) |
Демонстрирует мультфильм. Знаете ли вы кто такой Винни Пух? Давайте еще раз посмотрим один из мультфильмов о веселом, но немного глупом, медвежонке Винни и его друзьях. Винни, как и все медвежата, очень любит мед, а также сочинять и напевать песенки. У него есть близкий друг - поросенок Пятачок, с которым он практически не расстается, и во все передряги попадает со своим лучшим другом. Можно ли Винни Пуха назвать добрым и почему? Кого можно называть добрым? (Ответы детей) Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Как вы думаете, что никогда не сделает добрый человек? (Ответы детей). Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи.
|
Просматривают мультфильм. |
Умение наблюдать. |
Мультфильм «Винни-Пух» |
|
|
Групповая работа
|
Педагог обеспечивает мотивацию выполнения задания. Организует планирование сотрудничества. Составление краткого содержания ремейка «Винни-Пух». (Приложение 1) |
Находят способы решения проблемы творческого характера. |
Практические умения и навыки учащихся по составлению сценария. Умение взаимодействовать со сверстниками. Умение осознанно и произвольно строить высказывания. Творческое развитие. |
Слайды 5,6 |
|
|
Творческое применение знаний и умений
|
Беседа |
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Вопросы для обсуждения:
|
Отвечают на вопросы. |
Умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
|
|
Практическая работа (индивидуальная работа) |
Педагог обеспечивает мотивацию выполнения задания. Консультирует. Контролирует правильность выполнения задания. Изготовьте персонаж нашего ремейка Винни-Пуха или Пятачка. Можно вылепить из пластилина (плоское изображение) или нарисовать. |
Задают уточняющие и интересующие вопросы. |
Практические умения и навыки учащихся по изготовлению персонажей. Творческое развитие |
|
|
|
Упражнения по отработке навыков
|
Упражнение |
Педагог обеспечивает мотивацию выполнения задания. Консультирует. Контролирует правильность выполнения задания. Снять движения персонажа на мультстанке. 6-10 кадров.
|
Выполняют творческое задание |
Практические умения и навыки учащихся – съемка движений персонажей |
Съемка в программе AnimaShooter |
|
Дополнительное задание |
Придумать продолжение ремейка о Винни Пухе. Записать.
|
Выполняют творческое задание индивидуально или в парах |
Творческое развитие |
|
|
|
Оценивание деятельности учащихся. Рефлексия
|
|
Организует самоконтроль, коллективную проверку. Просмотр движений персонажей в программе Anima Shooter.
Ремейк какого мультфильма вам захотелось снять?
Доброта — это стремление человека прийти на помощь не ради выгоды, не напоказ. Это стремление человека сделать счастливыми других людей, чтобы всем было хорошо. «Не стой в стороне равнодушно , Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда. И если кому-то поможет Улыбка твоя, доброта, Ты знай — не напрасно ты День этот прожил И годы живёшь ты не зря!»
|
Осуществляют рефлексию. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. |
Умение осознанно и произвольно строить высказывания. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Просмотр движений персонажей в программе AnimaShooter |
Приложение 1
Краткое содержание мультфильма
|
Краткое содержание ремейка (примерно) |
Винни Пух направляется в гости. Идет по лесу, напевает песни, наталкивается на могучий дуб, где он видит улей с пчелами, которые жужжат. Винни Пух, поразмыслив, решил, что дерево само не может жужжать, значит в нем живут пчелы, там есть мед.
|
Винни Пухом направляется в гости. Едет по городу на велосипеде, напевает песни, видит высокий дом, на стене которого улей с пчелами, которые жужжат. Винни Пух, поразмыслив, решил, что там есть мед. |
Медвежонок взбирается на дерево, чтобы полакомиться медом, но сломавшаяся ветка и вылетевшие из улья пчелы нарушают планы Винни Пуха, и он падает.
|
Медвежонок взбирается по лестнице, чтобы полакомиться медом, но упавшая лестница и вылетевшие из улья пчелы нарушают планы Винни Пуха, и он падает. |
Винни-Пух принимает важное решение - позвать на помощь друга Пятачка. По дороге к другу, Винни разрабатывает план борьбы с пчелами.
|
Винни-Пух принимает важное решение - позвать на помощь друга Пятачка. По дороге к другу, Винни разрабатывает план борьбы с пчелами. |
Позвал Пятачка на помощь. Винни-Пух просит захватить воздушный шар, который поможет легко добраться к улью. Шарик должен был помочь поднять Винни высоко в небо, где он изобразил бы тучку.
|
Позвал Пятачка на помощь. Винни-Пух просит захватить квадрокоптер, который поможет легко добраться к улью. Квадрокоптер должен был помочь поднять Винни высоко в небо, где он изобразил бы инопланетянина. |
Винни Пух поднимается на воздушном шаре. Пчелы летают вокруг медвежонка, не верят, что это тучка. Пятачок изображает, будто бы на улице собирается дождь.
|
Винни Пух поднимается на квадрокоптере. Пчелы летают вокруг медвежонка, не верят, что это инопланетянин. Пятачок изображает, будто бы увидел инопланетянина. |
Пятачок стреляет в шарик. Шарик лопнул. Винни-Пух падает на землю[2].
|
Пятачок отключает квадрокоптер. Винни-Пух падает на землю вместе с квадрокоптером. |
Источники