Автор: Чайковская Елена Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: г.Мурманск
Организация: ГОБОУ Мурманская КШИ№3
Проект: "Чудо-дерево"

Литературная игра-викторина «Чудо-дерево»

 

Тема воспитательного занятия: Сказки К.И. Чуковского

Автор: Чайковская Елена Александровна воспитатель ГОБОУ Мурманская КШИ№3

г. Мурманск

Цель:

  • Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту;
  • Закрепить уважение и любовь к сказкам;
  • Воспитывать веру в добро, дружбу.
  • Продолжать формировать навыки здорового образа жизни.
  • Вовлечь детей в процесс осмысления литературного творчества писателя.

Персонажи: доктор Айболит, Федора, ведущая.

Оборудование: «чудо-дерево» с заданиями для викторины, на «дереве» туалетные принадлежности 9мыло, 2 зубные щётки, 2 зубные пасты, 2 расчёски, 2 полотенца), 2 линейки, 2 конверта, 2 тетрадки, игрушки; «чёрный ящик» в нём – калоша, мочалка; «сладкий поднос» на нём розетки с конфетами, вареньем, сахаром; 2 разрезные мозаики, компьютер, презентация к игре-викторине, разрезные картинки по сказкам Чуковского.

Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского: «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Федорино-горе», «Телефон», выполнение рисунков к стихам и сказкам.

Оформление группы и сценические декорации: класс. Где предстоит проводить праздник, оформлен рисунками детей. На видном месте помещен портрет К.И. Чуковского. На сцене- декорация двух «уголков»: уголок Федоры и уголок доктора Айболита и Мойдодыра. В уголке Федоры стоит стол, накрытый нарядной скатертью. На столе стоит посуда: чашки, самовар, заварной чайник. Над столом на гвоздиках висят сковородки. На полочке- кастрюли и утюг.

В уголке доктора Айболита и Мойдодыра установлен столик с расставленными на нём аптечными принадлежностями: термометр, бутылочки, докторская трубочка. Вокруг сидят перевязанные бинтами игрушечные звери.

                                               Ход игры-викторины

 

Вед: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас на литературной викторины по сказкам, которые написал великий детский писатель Корней Иванович Чуковский!

            В гости дедушка Корней

            Пригласили своих друзей.

            Сочинять стихи он рад

            Про людей и про ребят.

 

            Со сказками этого писателя вы знакомы с самого раннего детства. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, плакал. И чтобы как-то развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему смешные истории, которые происходили в его жизни. А потом всё смешалось: что было на самом деле и чего никогда не было. Начав рассказывать, он не знал, что будет дальше. Сказки Корней Иванович учат нас быть добрыми и смелыми, трудолюбивыми и справедливыми.

Вед:

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки.

 

Посмотрите, какое необычное дерево у нас выросло- Чудо-дерево. Что на нём растёт? (Башмачки, сандалики, носочки). А в носочках спрятаны задания-загадки по сказкам Корнея Ивановича.

Вед: Разделимся на две команды: «Слоники» и «Бегемотики» (ведущий раздаёт детям эмблемы команд.) Поприветствуем команды!

За каждый правильный ответ команды будут получать по одному жетону. Та команда, команда, которая наберёт больше всего жетонов, станет победителем- Знатоком сказок.

Вед: А, сейчас- разминка: назовите сказки К.И. Чуковского и сказочных персонажей, которых вы знаете (команды перечисляют сказки по очереди).

Вед: Итак, задание первое (берёт с дерева).

1.Чем тушил Крокодил море синее? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.) В какой сказке? (Путаница.) Вспомним фрагмент из этой сказки. Я буду начинать, а вы продолжать!

Вед: Замяукали котята. Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята…

Дети: Хрюкать!

Вед: Аза ними и утята. Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата …

Дети: Квакать!

Вед: Свинки замяукали…

Дети: Мяу-мяу-мяу!

Вед: Кошечки захрюкали..

Дети: Хрю-хрю-хрю!

Вед: Уточки заквакали..

Дети: Ква-ква-ква!

Вед: Курочки закрякали…

Дети: Кря. кря, кря!

Вед: воробышек прискакал и коровой замычал…

Дети: Му-у-у-у-у!!!

Вед: Прибежал медведь и давай реветь…

Дети: Ку-ка-ре-ку-у-у-у!!!

Вед: Только заинька был паинька:

Не мяукал и не хрюкал- под капустою лежал,

И зверюшек неразумных уговаривал:

Ведущий: «Кому велено чирикать – не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать – не чирикайте!

Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»

(Все команды получают по одному жетону.)

Вед: Какая смешная и умная сказка «Путаница».

Вед: Молодцы!

 

2). Следующее задание: отгадайте, о ком я расскажу:

 

У неё сбежали блюдца, самовар и утюги!

И кастрюли, ложки, вилки,

И половник, и ножи!

У кого случилось горе? Это…(Бабушка Федора)

Вед: Ребята, почему посуда убежала от бабушки Федоры? (Ответы детей)

 

Вед: Из-за леса, из-за бора идёт к нам бабушка Федора.

Выходит Федора.

Федора: И откуда вы про меня знаете? (Ответы детей).

Здравствуйте, здравствуйте, мои юные читатели! Вижу я, что любите вы сказки Корнея Ивановича Чуковского.

 

Федора: Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: «Куда- куда?»

Ну а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Но отлично всё кончается,

Всё на место возвращается.

Все виновную прощают.

Сладким чаем угощают.

 

Федора: Я уже поняла, к чему приводят неряшливость и лень. Теперь я очень чисто мою посуду, и никто не обижается на меня. Посмотрите. Я уже не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. И пришла с вами поиграть.

 

Федора: Назовите посуду, которая имеется в вашем домашнем хозяйстве.

Называйте посуду ласково, с любовью, чтобы она от вас не убежала.

                                   3). Словесная игра «Назови посуду ласково»

(Оценка. Жетоны.)

 

                                   Дидактическая игра «Такая разная посуда»

От каждой команды играют по одному игроку. Один расставляет на подносе кухонную посуду, другой игрок на другом подносе-столовую.

Задача: быстро и правильно разложить посуду.

Оборудование: 2стола, большой таз, 2 подноса, по комплекту столовой и кухонной посуды, 2 карточки с изображение стола и кухни.

Победители получают жетоны.

 

Федора: Ребята, посмотрите. Как блестит моя посуда, и даже слышно, какая она чистая. Посуда помыта, теперь ее можно красиво расставить в кухонном шкафу. Молодцы! Ловко справились с работой, настоящие помощники!

 

Федора: Нашим командам пора размяться.

                                   Физкультминутка «Сказки Чуковского»

(Дети, стоя у своих мест, выполняют движения по тексту)

А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба на месте)

Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег на месте)

Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы)

Как черная железная нога, поскакала кочерга (прыжки на одной ноге)

А тарелки вьются, вьются и Федоре не даются (покружиться)

Эй, сороконожки, бегите по дорожке (бег на месте)

Тут бабочка прилетела, крылышками помахала (руки в стороны –вниз)

Музыканты прибежали, в барабаны застучали (хлопки в ладоши)

Пляшет Муха с Комаром (приседания влево-вправо)

А за нею Клоп, Клоп сапогами топ, топ (потопать ногами).

 

Вед: 4). Задание «Внимательный читатель» - проверим, хорошо ли вы знаете сказки Корнея Ивановича. Назовите их правильно:

«Арболит», «Муха-Цеце», «Пуганица», «Худо-дерево»,

«Айфон», «Умывальник», «Федорино счастье»

(За правильные ответы дети получают жетоны).

Ведущие: Посмотрим, внимательно ли вы читали сказки Чуковского.

- Что случилось с мочалкой на аллее в сказке «Мойдодыр»? (Проглотил Крокодил.)

- Куда спряталась от грязнули книжка в сказке «Мойдодыр»? (Под кровать.)

- Что купила Муха-Цокотуха на базаре? (Самовар)

- Что принесла Мухе-Цокотухе Бабушка-пчела? (Мёд)

- Что просил прислать Крокодил в сказке «Телефон»? (Калоши)

- А что просили прислать зайчатки? (Перчатки)

-Загляни-ка ты в кадушку – и увидишь там…(лягушку).

- Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, буду, буду я посуду….(и любить и уважать).

- В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как ещё называется это животное? (бегемот)

- Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)

- Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)

- В какой сказке всё наоборот? («Путаница»)

- Какое слово постоянно твердил Айболит! (Лимпопо)

- Кто помог Айболиту добраться до Африки? (волки, кит, орлы.)

(За правильные ответы дети получают жетоны.)

 

Федора: Вижу я, что читать вы любите и читаете сказки внимательно.

 

Вед: А, теперь внимание – 5) следующее задание. (Подходит к дереву – достаёт из носочка задание, рассматривает.) нарисован какой-то чемоданчик. Пойду, поищу его. (Находит за деревом, смотрит, что внутри.)

В чемоданчике предметы из разных сказок К.И. Чуковского, помогите разобраться, что из какой сказки?

                                   Дидактическая игра «Волшебный чемоданчик»:

Дети встают в две команды. Игроки по очереди достают по одному предмету, называют, определяют, из какой он сказки.

Побеждает команда, давшая больше правильных ответов.

Материал: чемодан, телефон, шоколадка, мочалка, мыло. Калоша, перчатка, термометр. Монета, кастрюля, очки, сито, фонарик, 2 книжки. Стакан, блюдце, ложка, утюг, спички, бинт, баночка из-под витаминов.

 

 Вед: Ребята, посмотрите, кто к нам спешит настоящий доктор Айболит!

Айболит: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Ой, извините….У меня зазвонил телефон… Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? А что вам надо? Шоколада! Хорошо, вышлю вам килограмм 5 или 6; больше вам нельзя есть!

 «И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

То тюлень позвонит, то олень».

Так, зверят я осмотрел, полечил, а вы, ребята, как себя чувствуете? (Осматривает детей)

Не болеете? Сейчас я вас осмотрю: покажите мне ваши ладошки, а теперь ушки, а теперь языки? Молодцы, все здоровы!

Айболит: А, хорошо ли вы знаете мою сказку? Я начну. А вы продолжайте:

Добрый доктор… (Айболит)

Он под деревом…(сидит)

Приходи к нему….(лечиться)

И корова, и ….(волчица),

И жучок, и …..(червячок),

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый…(Доктор Айболит)!

 

Айболит: замечательные и быстрые ответы показали наши команды. (Раздаёт жетоны за правильные ответы)

 

Айболит: Мне сорока-белобока рассказала – чудо чудесное выросло у вас. Дай-ка подойду, посмотрю. (Рассматривает дерево, достаёт из носочка задание.)

Айболит:

7) Тут задание такое: (читает)

Бежали, бежали книжки со сказками от грязнули, да все картинки свои рассыпали и перепутали. Помогите мне их собрать, да так, чтобы стало понятно, что в сказке было вначале, а что случилось потом.

                                   Дидактическая игра «Собери сказку»

Приглашаются два игрока из команд. Задание: найди все картинки из сказки и правильно разложи.

Побеждает тот игрок, который быстро и правильно выполнит задание.

Материал: картинки с изображением Федоры, Майдодыра, Айболита, Мухи-Цокотухи. Иллюстрации к сказкам.

Айболит хвалит детей. Вручает жетоны победителям.

 

Айболит: А скажите-ка мне, дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(Закаляться. Прохладной водой умываться, правильно питаться, делать зарядку, заниматься спортом). А вы зарядку делаете? Спортом занимаетесь? Сейчас проверим, какие вы быстрые и ловкие. (Вынимает задание из тапочка на дереве и объявляет конкурс)

                                   8) Эстафета «Быстрые ножки»

Играют обе команды. Игрок надевает сланцы, добегает до ориентира и обратно, передаёт эстафету следующему игроку своей команды.

Побеждает команда, первая выполнившая задание, получает жетон.

 

Стук в дверь. Айболиту вручается посылка и письмо от Мойдодыра.

Айболит: Отгадайте, от кого письмо:

Он- Великий Умывальник!

Он мочалок Командир!

Умывальников Начальник!

Знаменитый…. (Мойдодыр)

-Чтоб здоровым быть, нужно не только закаляться, делать зарядку, но и быть опрятными аккуратным и следить за тем, чтобы ваша одежда не была грязной. А есть ли у вас грязнули?

В каких сказках К.И. Чуковского встречаются грязнули?

(«Мойдодыр», «Федорино горе»)

-Мойдодыр прислал вам предметы, которые помогут вам быть чистыми и опрятными.

 

- Зря время не теряйте и все загадки мойдодыра разгадайте, а отгадки найдите в посылке.

(На ощупь) 8)

 - Ускользает как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне пусть помоет руки мне. (Мыло)

- Вафельное, полосатое, гладкое или лохматое. Всегда под рукою, что это такое? (Полотенце)

-Чистая, зубастая вцепилась в чуб вихрастый. Зубов много, а ничего не ест? (Расчёска)

- Что за вещь? Глядишь в неё и себя в ней узнаёшь? (Зеркало)

-мягкая Акулинка пошла гулять по спинке. Пока она гуляла, спинка розовая стала. (Мочалка)

-костяная спинка, жёсткая щетинка, с мятной пастой дружит и усердно служит. (Зубная щётка)

- Белая река в пещеру затекла. Чистит добела. (Зубная паста)

 

Вед: Мойдодыр очень любит шампунь, мыло душистое, и очень любит мыльные пузыри! А вы, ребята? Тогда давайте поиграем с нами, устроим мыльное представление!!! (Пускание мыльных пузырей)

 

Команды подсчитывают свои жетоны.

Команды награждаются медалями «Знаток сказок» за победу и участие в литературной викторине по сказкам К.И. Чуковского.

19 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий