Классный час из цикла «Есть память, которой не будет конца»
«Героям Краснодона посвящается»
Цели:
Оформление и оборудование класса:
Ход классного часа
(на фоне песни “Ах, война, что ж ты подлая сделала ...” дети читают стихи)
1.
Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом.
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своем.
2.
Только вдруг 41 ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных,
Это страшное слово “война”.
3.
Война взломала даже демографию.
И в сорок - трижды проклятом году!
В школярские, ребячьи биографии,
Внесла немыслимую чехарду.
4.
Измерив, жизнь иными величинами,
Во взрослый мир вошли мы напрямик,
Став чуть ли не матерыми мужчинами,
О юности не вспомнив и на миг...
Учитель: С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник? Две-три битвы да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. “Дети войны” - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее.
Как живет в нас, наружу не вырвавшись, стон,
Так давно в нашем сердце болит Краснодон.
Мы не все там бывали, но мучил он нас,
Как застрявший осколок свинца —
И не в шурф их бросали, а в наши сердца,
В нашу память, что с нами болит до конца.
Учитель:
Движется время, стирает углы воспоминаний, лечит раны, выравнивает душевные потрясения.
И в этом столько же естественного, сколько порой досадного и горького. Но как росток сквозь асфальт пробивается суровая, но справедливая истина: то, что отмечено печатью бессмертия, забвению не подлежит. Оно будет жить вечно, всегда волновать умы всех последующих поколений. Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к их подвигу — сердцем.
Чтец: 1942 год, 29 сентября. Запомни, ровесник, эту дату.
Чтец: В городском парке города Краснодона гитлеровцы живьем закопали 32 шахтера, которые саботировали работу шахт.
Чтец: Это страшное событие стало точкой отсчета создания молодежной подпольной организации...
Чтец: . . .которую по предложению Сергея Тюленина назвали “Молодая гвардия”.
Учитель: Трудно переоценить воинский подвиг и мужество краснодонских мальчишек и девчонок тех далеких сороковых годов. Победа складывалась из больших и малых битв, известных и неизвестных, из мужества и героизма конкретных людей. И слава богу, что история сохранила имена всех, кто сражался в рядах “Молодая гвардия”.
Чтецы:
1. Всего неполных три месяца просуществовала молодежная организация “Молодая гвардия”, действовавшая в Краснодоне в период с октября 1942 по январь 1943 года. Задумаемся на минуту: сколько можно успеть за три месяца? Что можно сделать за три месяца?
2. Давайте, сегодня восстановим хронологию событий далеких для нас сороковых годов.
Чтец. 20 июля 1942 года. Краснодон захвачен фашистами. Гитлеровцы установили свой “порядок”. Была создана управа, биржа труда, введена полиция, приехало гестапо. Сразу после прибытия начались массовые аресты коммунистов, комсомольцев. На улицах Краснодона, на стенах домов появились распоряжения оккупантов.
Чтец: “За неподчинение новому порядку расстрел”.
Чтец: “За уклонение от сдачи оружия — расстрел”.
Чтец: “За неявку на регистрацию — расстрел”.
Чтец: “За слушание радиоприемника — расстрел”.
Чтец: “За появление на улицах после 18-00 — расстрел”.
Чтец: “За саботаж на шахтах — расстрел”.
Чтец. За распоряжениями следовали кровавые расправы.
Бороться! Эта мысль возникала одновременно у многих юношей и девушек, оказавшихся в захваченном Краснодоне. Но как? Уже в августе начала действовать подпольная комсомольско-молодёжная организация "Молодая гвардия.
Учитель: Организаторы “Молодой гвардии”: Виктор Третьякевич, Иван Земнухов, Василий Левашов, Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Туркенич.
Целью было - борьба с вражеской пропагандой, противостояние немцам во всех их мероприятиях, вооруженная борьба. Каждый молодогвардеец приносил клятву в своей готовности отдать жизнь для победы.
Ученик 1.Я, вступая в ряды “Молодой гвардии”, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь:
Ученик 2 Беспрекословно выполнять любое задание, данное мне старшим товарищем. Хранить в глубочайшей тайне все, что касается моей работы в “Молодой гвардии”.
Ученик 3.Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть 30 шахтеров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебания.
Ученик 4. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь! Смерть за смерть.
Учитель: Что же такое сделали эти мальчишки и девчонки?
Их первой деятельностью стало распространение листовок, с призывами не прогибаться под гнётом фашистов, с правдивыми данными о наступательных операциях Красной Армии. Со временем, на складах Молодой гвардии стали появляться немецкие винтовки, гранаты, патроны. Молодогвардейцы начали активную борьбу с захватчиками, нападали на гитлеровские машины, а чтобы уберечь молодых людей от отправки для работ в Германию, пошли на рискованную операцию – они сожгли биржу, со всеми документами, фамилиями, и при этом их никто не заметил, немцы даже не подозревали кто это мог сделать. Они нарушили телефонную связь, сожгли много скирд хлеба, когда захватчики пытались вывести из Краснодона зерно, молодогвардейцы отбили 500 голов скота, который был приготовлен к отправке в Германию... А на праздник 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, на всех крупных зданиях города они развесили красные советские флаги, и поставили таблички – “Заминировано”, из-за чего немцы долго боялись снимать знамёна. И это малейший перечень заслуг Молодой гвардии. Известно, что с того дня, как в городе появилась первая листовка, подписанная коротким и гордым именем “Молодая гвардия”, вся краснодонская городская полиция была поставлена на ноги. Гитлеровцы рыскали по всему городу, подозрительно принюхивались к каждому встречному. Но напасть на след неизвестных смельчаков, бросивших вызов фашистским оккупантам, никак не удавалось. Тем временем приходили все новые и новые вести: кто-то вывесил красный флаг на копре шахты N1-бис, кто-то напал на часовых, охранявших лагерь военнопленных, кто-то заложил мину на дороге, ведущей в Луганск. На мину наскочила немецкая автоколонна с боеприпасами и двое суток ухали на окраине взрывы. (кадр из фильма “Молодая гвардия” Боевые дела молодогвардейцев)
Учитель: А теперь представьте себе, что этим партизанам было всего от 14 до 20!
Ученик:
Весна их только начиналась,
Казалось, жить еще и жить.
Но как же рано оборвалась
Судьбы связующая нить.
От зверских пыток став седыми,
Они в бессмертие ушли,
Оставшись вечно молодыми
Для поколений и земли.
Учитель: За время существования “Молодой гвардии”, а это недолгих три месяца, подпольщиками было совершено несколько военных и диверсионных операций.
Наверное, не столь важно, что ребята смогли сделать за эти три месяца, главное то, что фашисты не смогли сделать, благодаря деятельности “Молодой гвардии” Среди особо нашумевших операций подпольщиков:
Чтец: Освобождение 70-ти военнопленных из Волченского лагеря;
Чтец: Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на юг;
Чтец: Подпольщиками было отбито у немцев стадо (около 500 голов), подготовленное к отправке в Германию;
Чтец: А в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской революции над оккупированным Краснодоном, на глазах у обезумевших фашистов, гордо реяли красные флаги!
Они жили..., и каждый прожитый ими день был подвигом! Немцам ни за что не удалось бы рассекретить подпольщиков, если бы не предательство
Штаб подполья дал указание молодогвардейцам небольшими группами пробираться к линии фронта. Но успели немногие.
Начались аресты. Глухой морозной ночью по пустынным улицам Первомайки двинулся усиленный отряд фашистов во главе с Подтынным. Подходя к дому, указанном в составленном списке, Подтынный с тремя гитлеровцами заходил в квартиру, и, ни слова не говоря, сильным ударом валил с ног свою жертву. Фашисты быстро связывали арестованному руки, ноги, вытаскивали на улицу, бросали в сани. Через несколько минут процессия двигалась дальше...
Первой в ту ночь была арестована Тоня Иванихина. Её стащили прямо с постели, не дав даже одеться. В одной сорочке Тоню до рассвета возили по городу в открытых санях.
Следом за ней были схвачены Анатолий Попов, Саша Бондарева, Борис Главан, Майя Пегливанова, Демьян Фомин... К утру в городскую полицию были доставлены восемнадцать молодогвардейцев посёлка.
Одновременно аресты подпольщиков шли в городе. Четыре камеры городской полиции были забиты до отказа.Дальше началось самое страшное.
Самые жестокие издевательства, самые зверские, каких не могли выдумать даже средневековая инквизиция, были пущены в ход гитлеровцами, чтобы заставить говорить отважных подпольщиков. Молодогвардейцев били в камерах, пытали на допросах, хлестали плетками в коридорах. Фашисты изощрялись друг перед другом, придумывая все новые и новые пытки. В кабинете Соликовского, где обычно допрашивали арестованных, потолок, стены и даже мебель были сплошь залиты кровью...
Нельзя без содрогания читать строки судебных протоколов, где записаны показания фашистских палачей о нечеловеческих мучениях, которым подвергались молодогвардейцы на допросах.
Из следственных документов по делу краснодонской полиции: “Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешение...
В страшной трагедии, разыгравшейся в Краснодоне, сыграл подлый изменник Родины, фашистский наймит Василий Подтынный. Бывший лейтенант Красной армии он в первом же бою сдался в плен фашистам и добровольно перешёл к ним на службу. Будучи комендантом полицейского участка на Первомайке и затем заместителем начальника краснодонской городской полиции, Подтынный руководил поимкой членов подпольной комсомольской организации. Он самолично допрашивал многих молодогвардейцев, истязал их, чинил над ними казнь. Подтынный лично допрашивал одного из самых стойких, самых бесстрашных молодогвардейцев Сережу Тюленина.
Сережа с улыбкой перенес все муки, которые чинили ему озверевшие фашисты. Он улыбался, когда четыре толстых “цыганских” иглы по самое ушко вонзились в его пальцы. Улыбался, когда ему зажали ноги между половинками дверей, улыбался, когда раскалённым добела железным прутом жгли его ладони. Когда его уносили из кабинета, он потерял сознание.
О чем думали ребята в последние дни своей жизни? На освобождение из полиции не надеялся никто. Зная, как долго их искали, сколько немцами было приложено усилий, молодогвардейцы абсолютно трезво оценивали ситуацию. Они знали, что живыми не выйдет никто.
Ученик 1.
16 лет!
Когда Отчизне
Вы так нужны,
Кто сдержит ваш порыв?
Кто сломит вас,
Когда во имя жизни
Вы рветесь в бой,
О смерти позабыв.
Ученик 2.
Не я – в крови, полуживой,
Растерзан и раздет, -
Молчал на пытках Кошевой
В свои 16 лет.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Учитель: Из воспоминаний Александры Васильевны Тюлениной "В дверях камеры было маленькое оконце. Утром я подошла к двери, в них, может, Сережу увижу. И правда, ведут моего сыночка. Одной рукой завивает чубок свой, другая рука на перевязи, сам бледный, а под глазами синяки. И вскоре заиграл патефон, а я думаю, понятно, зачем завели музыку. Бить начали Сергея. А на третий день вызывают меня..."
Потом его пытали на глазах у матери. Избивали, загоняли в рану раскаленный шомпол, ломали пальцы... Но он "не проронил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев”, - это уже свидетельство палача, начальника краснодонского жандармского поста. - От него ничего так и не добились. После пыток я отдал приказание расстрелять Тюленина. Мы удивлялись, как могла у еще молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к смерти породило в нем твердость характера". Иван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза...”.. нет сил перечислять их муки дальше...
Учитель: Даже когда Молодогвардейцев везли на расстрел в крытой брезентом автомашине, из нее глухо доносилась песня. Хриплые многочисленные голоса негромко пели:
Замучен тяжёлой неволей
Ты славною смертью почил.
В борьбе за народное дело
Ты голову честно сложил...
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно — не мертвым,
Это надо — живым
Олег Кошевой — навеки 16
Любовь Шевцова — навеки 18
Иван Земнухов — навеки 18
Сергей Тюленин — навеки 17
Ульяна Громова — навеки 17
Иван Туркенич — навеки 20
Дмитрий Огурцов – навеки 18
Анатолий Лопухов – навеки 15
Учитель: В густом тенистом парке, раскинувшемся в самом центре Краснодона, сооружен величественный памятник павшим героям “Молодой гвардии”. У подножия его высятся горы живых цветов. Со всех концов страны приезжают сюда люди, чтобы поклониться праху отважных юношей и девушек, беззаветно любивших свою Родину, свой народ. Отдав свои жизни за счастье народа, они обрели бессмертие. Ребята, почтим молодогвардейцев минутой молчания.
(Видеофрагмент из кинофильма «Молодая гвардия»)
До вмятинки прочитаны
Стоят они застывшие
Ещё и не мужчинами,
Уже и не мальчишками.
Солдатами бессменными
Стоят и днем и вечером.
В глазах у них бессмертие,
Великое и вечное.
Вместе:
Чтобы знали!
Чтобы помнили!