Занятие по ознакомлению с художественной литературой
«Удивительный мир сказок К.И. Чуковского»
в СРЕДНЕЙ группе
Цель: закрепить знания детей о творчестве детского писателя К.И. Чуковского.
Задачи:
1. Упражнять детей в выразительном чтении стихов.
2. Развивать диалогическую речь.
3. Развивать внимание, память.
4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, желание прийти на помощь.
5. Популяризировать российский кинематограф.
Оборудование:
проектор, экран, 2 телефона - игрушки.
Предварительная работа:
чтение произведений К.И.Чуковского; рассматривание иллюстраций к книгам; выставка книг К.И. Чуковского.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Сегодня мы отправимся в уникальное место, которое называется дом–музей замечательного детского писателя.
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Ребята, кто написал это стихотворение? (К.И. Чуковский)
слайд 1 Портрет писателя
- Мы идем в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому. Вы узнаете много нового и интересного.
слайд 2 К.И. Чуковский с читателями
- Корней Иванович писал для детей сказки и стихотворения. Ваши родители в детстве тоже с удовольствием слушали его стихи. По его произведениям снято множество мультфильмов, которые вы сегодня увидите.
слайд 3 Дом-музей писателя
- Жил и работал писатель в живописном месте под Москвой, село Переделкино. Попадая в его дом, проникаешься теплом и добротой.
слайд 4 Дерево у входа в дом
- Это необычный музей, он не похож на другие музеи. Вы знаете правило - в музее нельзя ничего трогать руками. Здесь нет таких табличек, экспонаты можно трогать и даже играть. Дом К.И. Чу-ковского полон чудес, которые появляются прямо из стихов писателя.
слайд 5 Отрывок мультфильма «Чудо-дерево»
- Позже в саду появилось настоящее Чудо-дерево с туфельками и носочками.
слайд 6 Крокодил
- Корней Иванович был очень добрым и отзывчивым человеком, любил детей. Все сказки писателя автобиографичные - это события, происходившие с его детьми и внуками. Однажды заболел его маленький сынишка Коля. Чуковский вез его в поезде. Мальчик плакал и капризничал. Отец стал рассказывать, чтобы его отвлечь: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик затих и стал слушать, что же было дальше. А утром, проснувшись, мальчик просил отца снова рассказать вчерашнюю сказку. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки.
слайд 7 Грязнуля
- Ой, кто же это такой грязный? Из какого же он стихотворения? (Ответы детей) Правильно, это сказка «Мойдодыр». Мальчик был такой грязный, что даже умывальник ожил и грозно запел. Посмотрите. (Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр»)
- Со сказкой «Мойдодыр» связана семейная история. В семье Чуковских появилась дочка Маша, и будучи маленькой, она очень не любила умываться. Однажды работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его дочь, она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из своего кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал:
«Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам».
Расскажите любимый отрывок из этого стихотворения. Чем закончилась история? Давайте посмотрим.
слайд 8 Песня Мойдодыра (Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр»)
слайд 9 Муха-цокотуха
- Предлагаю встать всем и немного отдохнуть (физминутка).
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки - (показывают «фонарики» руками)
То-то стало весело,
То-то хорошо! (хлопки в ладоши)
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке, (бег на месте)
Зовите музыкантов,
Будем танцевать! (выставляют ногу на пятку)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали. (имитация «игры в барабан»)
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром. (кружатся парами)
Ребята, вы догадались, из какой сказки этот отрывок?
слайд 10 Айболит
- Другой случай из жизни Корнея Ивановича. Отдыхая всей семьей на море, плавая в воде в голове Чуковского, появились строки «О, если я утону, о, если пойду я ко дну…» глядя на своих детей, он решил написать сказку «Айболит».
слайд 11 Айболит и звери
- Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко» (воспитатель рассказывает, дети договаривают последнее слово). Вспомните, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери и птицы:
- И пришла к Айболиту коза
У меня заболели…. (глаза)
- И пришел к Айболиту барбос
Меня курица клюнула в …(нос)
- Прилетела к нему сова
Ой, болит у меня …(голова)
- И влетела к нему канарейка
У меня поцарапана …(шейка)
Прилетела к нему куропатка
У меня, говорит …(лихорадка)
И пришла к Айболиту лиса
Ой, меня укусила …(оса)
слайд 12 Рабочий кабинет писателя
- Это кабинет, где работал писатель. За этим письменным столом рождались его замечательные произведения. А вот и знаменитый телефон, по которому писатель «разговаривал» со слонами и крокодилами.
- Вы догадались, какое стихотворение нам сейчас расскажет сам Корней Иванович? (Отрывок мультфильма «Телефон») А теперь предлагаю вам самим озвучить продолжение мультфильма (воспитатель за автора, дети читают по ролям: слон, крокодил, медведь)
слайд 13 Герои сказки «Телефон»
слайд 14 Герои сказок
- Герои сказок Чуковского пришли к нам в гости. Отгадайте, как их зовут (Дети отгадывают, после правильного ответа по щелчку воспитателя на слайде появляется отгадка).
Что за насекомое
Всех лесных зверюшек перепугал
Кроме храброго воробушка. (Тараканище)
Неумытых он ругает,
Полоскаться заставляет,
Трубочиста чисто-чисто,
Чисто-чисто умывает. (Мойдодыр)
По полю пошла,
Денежку нашла.
Чаю наварила
Гостей пригласила,
В паутину угодила. (Муха-цокотуха)
Как звали акулу в сказках Чуковского? (Каракула)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис.
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит
Это доктор…..(Айболит)
Повернулся, улыбнулся, засмеялся,
Крокодила и злодея
Словно муху, проглотил. (Бармалей)
слайд 15 Галерея детских работ
- Ребята, вы нарисовали своих любимых героев. Посмотрите, какая выставка работ получилась из рисунков.
- Наша экскурсия по дому-музею К.И. Чуковского подошла к концу. Что вам особенно понравилось?
Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети
Сказки читать весёлые эти.
Источники:
1. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Терра - Книжный клуб, 2001.
2. Л. Чуковская. Памяти детства: Мой отец - Корней Чуковский Жанр: Биографии и мемуары. М.: Время, 2007.
3.Чуковский К.И. Детям. М.: Астрель, 2007.
4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомство с литературой детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Зубарева Е. Е. Детская литература. М.: Просвещение, 1989 .
6. Авторы загадок: учащиеся 2"В" класса МКОУ СОШ № 256 г.Фокино Приморского края.