5 класс. 2019 год.
Тема: Подвигу народа жить в веках!
Цель: знакомство с детьми и адаптация пятиклассников к новой системе обучения, создание благоприятной атмосферы; расширение знаний детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; формирование гражданственности и патриотизма; воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, чувства гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны.
Оборудование: фото на военную тематику, конверты и бумага для писем.
Эпиграф
- Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.
- Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.
- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
- Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену.
- Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов.
- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
- Всем тем, кто ушел в бессмертие, и тем, кто победил,
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Ход урока
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Вот и пролетело долгое лето. Закончились беззаботные теплые дни. Так быстро, что вы и не заметили. Наступил новый учебный год. Теперь вы – пятиклассники. Цифра «5» весь год будет вашей цифрой. Этот учебный год станет для вас не совсем обычным. У вас появятся новые предметы. У вас появятся новые учителя, новые кабинеты. Я думаю, что вначале будет немножко трудно: и повышенная учебная нагрузка, и новые требования учителей. Но я уверена, что все вы с этим справитесь, а я всегда вам помогу, и вместе мы преодолеем трудности. К тому же рядом будут ваши самые близкие люди – ваши родители.
2. Пресс-конференция
А сейчас я вам предлагаю познакомиться немного поближе, так как и вы,
и я видим друг друга сегодня впервые. Наше знакомство я предлагаю провести в виде небольшой пресс-конференции. Вы будете выступать в роли журналистов, и в форме делового общения будете задавать мне интересующие вас вопросы. Итак, зовут меня Васильева Елена Викторовна. На протяжении следующих лет обучения я буду вашим классным руководителем и учителем таких предметов, как русский язык и литература. Приступим? Прежде, чем задать мне свои вопросы, назовите свои имя и фамилию. ( Примерные вопросы детей: Ваши увлечения? Какой предмет вы любили в школе? и т.д.)
3.Мотивация учебной деятельности.
Беседа.
- Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, который пережил наш народ? (ответы учеников)
- Откуда мы можем узнать о войне?
(Из произведений художественной литературы, учебников истории, от родственников)
- Что вам уже известно о Вов? (ответы учеников)
- Каких героев вы знаете? (ответы учеников)
Составление ассоциативного куста к словам ВОЙНА, МИР, ПОДВИГ
Слова-помощники: горе, боль, смерть, разочарование, крик, шум, сирена, героизм, мужество, счастье, радость, смех, мирное небо, жизнь.
Слова учителя.
Жестокая и бездушная война забрала жизни миллионов людей, принесла беду и горе в каждую семью. И от всех нас зависит, чтобы это осталось в памяти будущего поколения. Без памяти нет будущего. В вечном долгу наше поколение перед теми ветеранами войны. С каждым годом всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей войны. Даёт о себе знать и опалённая войной молодость, сырые окопы и блиндажи, голод и холод, болезни и раны. Их грудь укрыта медалями, а на висках седина. Но они помнят то страшное время, хотя часто им и не хочется его вспоминать. Поклонимся же тем, кто дал нам священное право жить на земле, благодаря кому вот уже почти 75 лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне. (Минута молчания)
Итак, ребята! Наш урок подходит к концу. Сейчас нам предстоит выполнить одну задачу. Мы перенесёмся с вами в будущее и мысленно представим себя будущими выпускниками, будущими одиннадцатиклассниками. Каждый из вас, конечно же, хочет быть самым лучшим, вырасти крепким, красивым, умным. Каждый из вас, наверняка, мечтал о том, каким он будет, когда станет совсем взрослым. Я предлагаю сейчас эти мечты переложить на бумагу в виде письма себе, будущему 11-класснику. А в письме постараться выразить все свои мечты о том, каким бы вы хотели быть в этом возрасте. Эти письма мы с вами сложим в конверты, и я буду хранить их до окончания вами школы. А когда через 7 лет мы с вами подойдём к окончанию школы, вы вскроете ваши письма, прочитаете всё то, о чём мечтали, конечно же, улыбнётесь и сделаете вывод, что сбылось, а что так и осталось мечтой. В своём письме вы можете помечтать о своей будущей профессии, о том, какие черты характера вы хотите в себе воспитать и т.д.
5. Подведение итогов (рефлексия).
- Ребята, как вы считаете, удачно ли прошёл наш первый урок и наше знакомство?
- Что вам особенно понравилось, запомнилось?
- А что не понравилось?
- Может быть, у вас остались какие-то вопросы?
- Что ж, я прощаюсь с вами до завтра. Именно завтра начнётся наше незабываемое многолетнее путешествие по планете знаний.