Автор: Рожкова Вера Дмитриевна
Страна: Российская Федерация
Город: ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН, ПЛОДОВОЕ
Организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Отрадненская средняя общеобразовательная школа»
Проект: Вознесение

Открытый урок "Совесть и Раскаяние "

 

 

Цель:

Формирование у учащихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи.

         - Обучающая: сформировать представление о понятиях « добро», « зло». « грех».               

            « совесть», « раскаяние» в русской православной культуре, показать их

            Взаимосвязь.

 

         - Развивающая: осознанность, что различать добро и зло человеку помогает совесть,

           Показать на примерах, как связаны между собой эти понятия;

           активизировать познавательную деятельность учащихся.

 

         - Воспитывающая: понять, что значит вести диалог со своей совестью4

            Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание

           Работать дружно, участвовать в поисках нового – в области формирования УУД

 

         - Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных

            источников.

 

           - Результативные – в сотрудничестве с учителями ставить учебную задачу и    

            Удерживать ее в процессе всего урока.

 

           - Коммуникативные – выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

 

   Подготовка уч-ся к уроку: подобрать к уроку:

    1 группа – значение слова « добро»;

    2 группа – пословицы о добре;

    3 группа – словосочетания со словом « добро».

 

  Оборудование урока: проекция « Совесть и раскаяние», учебник « Основы православной культуры», тесты по теме урока, презентация мультимедиа

Подготовительный этап: Экскурсия в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы п. Плодовое

  Ожидаемые результаты:

 - учащиеся задумываются над понятием совесть и раскаяние;

 - как христианин должен относится к людям;

 - обогатят свой лексический запас ( на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

 

Основные термины и понятия: совесть, добро, зло, грех, раскаяние, ответственность.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, в группах, работа с иллюстрированным материалом, карточки.

 

Ресурсы:

- компьютер, пректор;

- интернет;

- презентация;

- учебник;

- сказка, рассказы

- толковый словарь.

 

                                           План урока.

  1. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 4 мин.
  3. Выявление места и причины затруднений – 3 мин.
  4. Построение проекта выхода из затруднения ( « открытие детьми нового знания» - 4 мин.
  5. Реализация построенного проекта – 10 мин.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4 мин.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 10 мин.
  8. Включение в систему знаний и повторение – 5 мин.
  9. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.

 

  1. Организационный момент.

   Начнем наш урок с чтения стихотворения.

  - Почему я  предложила прочитать это стихотворение? ( Задание о добре)

  1. Актуализация знаний.

   Работа о понятиях « добро», « зло» « грех»

    - Вспомним о чем с вами говорил отец Виктор в храме?

          ( фотография из храма)

    - Если человек совершает нехорошие поступки, как это называют? ( грех)

 

 

   Проверка д/з ( Дети работали дифференцированно. Одни искали определение слова  « добро», « Доброта» в словарях, другие искали пословицы о добре, третьи – составляли словосочетания со словом « добро»).

Учитель: Дома вы выполняли задание. Расскажите, как вы справились с данной работ ой.

- Дайте определение слову « Добро».

 ( отчет 1 группы. Дети дают определение добра по словарю В.И.Даля)

- Какие пословицы о добре, доброт е вам удалось найти?

  ( с отчетом 2 группа. Дети называют пословицы).

- Какие словосочетания со словом « добро» вы составили?

   ( отчет 3 группы6 творить добро, сеять добро, излучать добро, добрые люди)

 

- Назовите антоним слову « добро». ( зло).

- А что такое « зло»? ( что-то плохое, недоброе)

- Вспомните как в православии называют зло? ( В православии « зло» - это грех, не добрые чувства, недобрые мысли, недобрые дела.

 Чтении е на стр. 51.

 

  1. Выявление места и причины затруднения 

Учитель: Ребята,. Представьте, что мы оказались в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

  Вас встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

 

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

 

Учитель читает стих.

- Однажды предрассветною порой

 Три мудреца склонились над тобой,

 И я спросила их, поднявши веки:

 - Что главное, скажите в человеке?

 - Конечно, разум – первый мне ответил.

 ( На доске открываю карт очку со словом разум)

С ним каждый путь и правилен и светел.

 Благодарю, что просветил меня.

 Я поклонилась голову склоняя.

- Второй ответил  - Воля на пути

        ( КАРТОЧКА – ВОЛЯ)

 Которой нужно с гордостью пройти,

 Чтобы достойно подойти к концу.

 Я поклонилась в пояс мудрецу.

- Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

            ( ПАУЗА)

Учитель: Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

           ( ответы детей)

Да нет, не то заволновался третий

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – СОВЕСТЬ!

             ( СЛОВО СОВЕСТЬ)

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА,

Учитель: Назовите тему нашего урока.

( Тема урока « СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ»

   

 

Просмотр видео « Добро и зло». « Совесть»

  1. Рассказ А.Гайдара « Совесть». Рисунки по рассказу.

- В чем смысл рассказа?

    2. Поиск решения проблемы. « Открытие новых знаний».

     Учитель: Как вы понимаете значение этих слов?

 

3Работа с понятием « СОВЕСТЬ» и « РАСКАЯНИЕ»

( ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ)

1 группа – ищет в словаре значение слова « совесть»

2 группа – ищет значение слова « Раскаяние»

    ( Учебник стр. 53 – 54)

Учитель: Так что же такое совесть? ( Чувство ответственности за свое поведение.)

          (СОВЕСТЬ)

         - Что такое « РАСКАЯНИЕ»? ( испытание сожаления, признания в совершенной ошибке, в неправильном проступке)

         (РАСКАЯНИЕ)

  - Приведите примеры из известных произведений С. Прокофьев « Рассказ о маме» и  « Не буду просить прощения», Осеев « Совесть».

         ( Задание дано на уроке внеклассного чтения по группам.)

 - Назовите 2 дела совести

Чтение отрывка статьи « Отречение Петра» Учебник стр. 51.

 - Что предсказал Петру Христос? « Христос предсказывает Петру предательство. Мозаика( « Отречение Петра»

- Кто такой апостол Петр? ( Самый близкий ученик Христа) (« Апостол Петр»

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него? ( мученическое, так как он совершил грех.

- Какой грех он совершил? ( Трижды отрекся от своего учителя, прдал его).

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Петр совершил грех, или же он мучился.  ( МУЧИЛСЯ).

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние толкало апостала Петра на мучения? ( СОВЕСТЬ)

        

- Давайте узнаем, сколько шагов в раскаянии.

             ( Работа в группах)

1 группа – на стр. 54 информация о первом шаге раскаяния.

2 группа – о втором шаге.стр. 55

3 группа о 3-ем шаге раскаяния. Стр 56

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Игра « Цветик – семицветик»

Цель игры: объяснить значение фразеологизмов.

( Дети по очереди отрывают лепесток, на котором написан фразеологизм, объясняют его.

1 группа – « По чистой совести». « Совесть заговорила». « Угрызение совести»

2 группа – « Со спокойной совестью». « Совесть замучила».

3 группа – « Для очистки совести». « Крик совести».

 

ВЫВОД. Не случайно в народе так много фразеологизмов о совести потому что совесть – внутренний судья человека.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА,

Чтение притчи « Совесть без муки»

                           Совесть без муки.

 Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем столько денег, что ему, живущему на пороге бедности на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось. Обрадовался человек, но не деньгам, а тому что в кошельке визитка хозяина осталась с адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило.

- Прочитайте.

- В чем заключается смысл?

- В чем мораль?

- Чему она всех научила?

 

РЕФЛЕКСИЯ учебной деятельности.

- И в заключении закончите предложение.

- Сегодня я узнал - ………

- Было интересно - …….

- Было трудно - ………

- Я выполнял задания - …….

- Я понял, что …….

- Я почувствовал, что…….

- Я приобрел…….

- Я научился……

- У меня получилось…..

- Я попробую…..

- Меня удивило……

- Мне захотелось…..

 

Д/З 1 – вариант задание « Совесть»

       2 вариант – задание « Раскаяние»   Учебник стр. 57 вопросы и задания.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дистанционный курс « Основы православной культуры»
  2. Кураев А.В. « Основы православной культуры и светской этики. « Основы православной культуры « Просвещение 2010 г.»
  3. Маленькие притчи для детей и взрослых.

 

Приложение

Самоанализ подготовительного этапа  к открытому уроку по курсу ОРКСЭ

Тема урока: « Совесть и раскаяние»

При подготовке к изучению обучающимися 4 класса столь важной и сложной темы, 28 октября 2021 года для 4 класса, (по предварительному согласованию с родителями и служителем церкви о. Виктором) была организована экскурсия в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы п. Плодовое.

Кроме экскурсии была проведена большая консультационная работа совместно с о. Виктором.

     Для подготовки к открытому уроку поставлена триединая дидактическая цель подготовки, которая реализовывалась через следующие аспекты:

1.Образовательный:

2.Развивающий:

3.Воспитательный:

    Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели подготовки к уроку соответствуют стандартным требованиям программы и связаны и связаны с предыдущими учебными занятиями.

     На экскурсии были представлены архитектурные и исторические особенности Церкви, внутреннее убранство, а так же история и культурологическая составляющая традиций и обрядов, которые проводятся на внутри Церкви Покрова Пресвятой Богородицы п. Плодовое

       Время, отведенное на все этапы экскурсии, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

     Экскурсия началась с организационного момента и постановки задачи, задача .

Следующий этап — проверка знаний. Задача данного этапа — актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени, руководитель экскурсии провела   индивидуальный опрос (устный), а о. Виктор совместно с Рожковой В.Д. прокомментировали ответы обучающихся и смогли ответить на интересующие вопросы.

На основном этапе - этапе изучения нового материала – применялся метод наглядности (личный осмотр убранства церкви),объяснение учителя ОРКСЭ и о. Виктора, фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Детям задавались вопросы, над которыми  они могли подумать, вспомнить факты из своего жизненного опыта.

Завершающим этапом была рефлексия результатов экскурсии, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся и объяснения задания для самоподготовки в открытому уроку. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе экскурсии  была достигнута триединая дидактическая цель. При планировании экскурсии, как подготовительного этапа к открытому уроку, были учтены психологические особенности учащихся и  национальные традиции.

 

17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий