Цель:
Формирование у учащихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи.
- Обучающая: сформировать представление о понятиях « добро», « зло». « грех».
« совесть», « раскаяние» в русской православной культуре, показать их
Взаимосвязь.
- Развивающая: осознанность, что различать добро и зло человеку помогает совесть,
Показать на примерах, как связаны между собой эти понятия;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Воспитывающая: понять, что значит вести диалог со своей совестью4
Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание
Работать дружно, участвовать в поисках нового – в области формирования УУД
- Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных
источников.
- Результативные – в сотрудничестве с учителями ставить учебную задачу и
Удерживать ее в процессе всего урока.
- Коммуникативные – выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Подготовка уч-ся к уроку: подобрать к уроку:
1 группа – значение слова « добро»;
2 группа – пословицы о добре;
3 группа – словосочетания со словом « добро».
Оборудование урока: проекция « Совесть и раскаяние», учебник « Основы православной культуры», тесты по теме урока, презентация мультимедиа
Подготовительный этап: Экскурсия в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы п. Плодовое
Ожидаемые результаты:
- учащиеся задумываются над понятием совесть и раскаяние;
- как христианин должен относится к людям;
- обогатят свой лексический запас ( на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).
Основные термины и понятия: совесть, добро, зло, грех, раскаяние, ответственность.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, в группах, работа с иллюстрированным материалом, карточки.
Ресурсы:
- компьютер, пректор;
- интернет;
- презентация;
- учебник;
- сказка, рассказы
- толковый словарь.
План урока.
Начнем наш урок с чтения стихотворения.
- Почему я предложила прочитать это стихотворение? ( Задание о добре)
Работа о понятиях « добро», « зло» « грех»
- Вспомним о чем с вами говорил отец Виктор в храме?
( фотография из храма)
- Если человек совершает нехорошие поступки, как это называют? ( грех)
Проверка д/з ( Дети работали дифференцированно. Одни искали определение слова « добро», « Доброта» в словарях, другие искали пословицы о добре, третьи – составляли словосочетания со словом « добро»).
Учитель: Дома вы выполняли задание. Расскажите, как вы справились с данной работ ой.
- Дайте определение слову « Добро».
( отчет 1 группы. Дети дают определение добра по словарю В.И.Даля)
- Какие пословицы о добре, доброт е вам удалось найти?
( с отчетом 2 группа. Дети называют пословицы).
- Какие словосочетания со словом « добро» вы составили?
( отчет 3 группы6 творить добро, сеять добро, излучать добро, добрые люди)
- Назовите антоним слову « добро». ( зло).
- А что такое « зло»? ( что-то плохое, недоброе)
- Вспомните как в православии называют зло? ( В православии « зло» - это грех, не добрые чувства, недобрые мысли, недобрые дела.
Чтении е на стр. 51.
Учитель: Ребята,. Представьте, что мы оказались в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
Учитель читает стих.
- Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились над тобой,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум – первый мне ответил.
( На доске открываю карт очку со словом разум)
С ним каждый путь и правилен и светел.
Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась голову склоняя.
- Второй ответил - Воля на пути
( КАРТОЧКА – ВОЛЯ)
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
- Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
( ПАУЗА)
Учитель: Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
( ответы детей)
Да нет, не то заволновался третий
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – СОВЕСТЬ!
( СЛОВО СОВЕСТЬ)
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА,
Учитель: Назовите тему нашего урока.
( Тема урока « СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ»
Просмотр видео « Добро и зло». « Совесть»
- В чем смысл рассказа?
2. Поиск решения проблемы. « Открытие новых знаний».
Учитель: Как вы понимаете значение этих слов?
3Работа с понятием « СОВЕСТЬ» и « РАСКАЯНИЕ»
( ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ)
1 группа – ищет в словаре значение слова « совесть»
2 группа – ищет значение слова « Раскаяние»
( Учебник стр. 53 – 54)
Учитель: Так что же такое совесть? ( Чувство ответственности за свое поведение.)
(СОВЕСТЬ)
- Что такое « РАСКАЯНИЕ»? ( испытание сожаления, признания в совершенной ошибке, в неправильном проступке)
(РАСКАЯНИЕ)
- Приведите примеры из известных произведений С. Прокофьев « Рассказ о маме» и « Не буду просить прощения», Осеев « Совесть».
( Задание дано на уроке внеклассного чтения по группам.)
- Назовите 2 дела совести
Чтение отрывка статьи « Отречение Петра» Учебник стр. 51.
- Что предсказал Петру Христос? « Христос предсказывает Петру предательство. Мозаика( « Отречение Петра»
- Кто такой апостол Петр? ( Самый близкий ученик Христа) (« Апостол Петр»
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него? ( мученическое, так как он совершил грех.
- Какой грех он совершил? ( Трижды отрекся от своего учителя, прдал его).
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Петр совершил грех, или же он мучился. ( МУЧИЛСЯ).
- Обоснуйте свой ответ.
- Какое внутреннее состояние толкало апостала Петра на мучения? ( СОВЕСТЬ)
- Давайте узнаем, сколько шагов в раскаянии.
( Работа в группах)
1 группа – на стр. 54 информация о первом шаге раскаяния.
2 группа – о втором шаге.стр. 55
3 группа о 3-ем шаге раскаяния. Стр 56
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Игра « Цветик – семицветик»
Цель игры: объяснить значение фразеологизмов.
( Дети по очереди отрывают лепесток, на котором написан фразеологизм, объясняют его.
1 группа – « По чистой совести». « Совесть заговорила». « Угрызение совести»
2 группа – « Со спокойной совестью». « Совесть замучила».
3 группа – « Для очистки совести». « Крик совести».
ВЫВОД. Не случайно в народе так много фразеологизмов о совести потому что совесть – внутренний судья человека.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА,
Чтение притчи « Совесть без муки»
Совесть без муки.
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем столько денег, что ему, живущему на пороге бедности на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось. Обрадовался человек, но не деньгам, а тому что в кошельке визитка хозяина осталась с адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило.
- Прочитайте.
- В чем заключается смысл?
- В чем мораль?
- Чему она всех научила?
РЕФЛЕКСИЯ учебной деятельности.
- И в заключении закончите предложение.
- Сегодня я узнал - ………
- Было интересно - …….
- Было трудно - ………
- Я выполнял задания - …….
- Я понял, что …….
- Я почувствовал, что…….
- Я приобрел…….
- Я научился……
- У меня получилось…..
- Я попробую…..
- Меня удивило……
- Мне захотелось…..
Д/З 1 – вариант задание « Совесть»
2 вариант – задание « Раскаяние» Учебник стр. 57 вопросы и задания.
ЛИТЕРАТУРА:
Приложение
Самоанализ подготовительного этапа к открытому уроку по курсу ОРКСЭ
Тема урока: « Совесть и раскаяние»
При подготовке к изучению обучающимися 4 класса столь важной и сложной темы, 28 октября 2021 года для 4 класса, (по предварительному согласованию с родителями и служителем церкви о. Виктором) была организована экскурсия в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы п. Плодовое.
Кроме экскурсии была проведена большая консультационная работа совместно с о. Виктором.
Для подготовки к открытому уроку поставлена триединая дидактическая цель подготовки, которая реализовывалась через следующие аспекты:
1.Образовательный:
2.Развивающий:
3.Воспитательный:
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели подготовки к уроку соответствуют стандартным требованиям программы и связаны и связаны с предыдущими учебными занятиями.
На экскурсии были представлены архитектурные и исторические особенности Церкви, внутреннее убранство, а так же история и культурологическая составляющая традиций и обрядов, которые проводятся на внутри Церкви Покрова Пресвятой Богородицы п. Плодовое
Время, отведенное на все этапы экскурсии, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Экскурсия началась с организационного момента и постановки задачи, задача .
Следующий этап — проверка знаний. Задача данного этапа — актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени, руководитель экскурсии провела индивидуальный опрос (устный), а о. Виктор совместно с Рожковой В.Д. прокомментировали ответы обучающихся и смогли ответить на интересующие вопросы.
На основном этапе - этапе изучения нового материала – применялся метод наглядности (личный осмотр убранства церкви),объяснение учителя ОРКСЭ и о. Виктора, фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Детям задавались вопросы, над которыми они могли подумать, вспомнить факты из своего жизненного опыта.
Завершающим этапом была рефлексия результатов экскурсии, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся и объяснения задания для самоподготовки в открытому уроку. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе экскурсии была достигнута триединая дидактическая цель. При планировании экскурсии, как подготовительного этапа к открытому уроку, были учтены психологические особенности учащихся и национальные традиции.