Цель:
- Формировать и закреплять знания по лексической теме «Санкт-Петербург»
Задачи:
- Уточнение, расширение и обобщение представлений детей о городе Санкт-Петербурге, его достопримечательностях.
- Совершенствование грамматического строя речи: употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –на- , -под-, –за-, -в-; согласование прилагательных с существительными.
- Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.
- Обучение объединению предметов, их частей.
- Развитие пространственных представлений.
Оборудование:
- демонстрационные картинки с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга, игрушки - «памятники» Санкт-Петербурга, стулья с номерами, корабль, билеты.
Инновационные педагогические технологии:
- Игровые технологии, информационные технологии (компьютер).
Ход НОД.
I. Организационный момент.
Логопед: - Отгадайте мою загадку.
«Триста с лишним лет назад
Он к реке привел солдат
Шли по болотам и лесам
Он это место выбрал сам
Он- и плотник, и кузнец
Кто был царь тот молодец?»
Ответы детей
- Петр I (слайд )
Логопед: - А как вы думаете, почему я загадала загадку именно о царе Петра I?
Ответы детей
- Потому что, он основатель нашего города.
Логопед: - Отгадайте мою следующую загадку.
Есть удивительный город, а в нём
Жители ходят ночами, как днём.
Белые ночи, светлые очень,
Кто пропустить это чудо захочет?
Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи, это….
Ответы детей
- Санкт-Петербург.
Логопед: - Как называются жители Петербурга? Давайте каждый из вас скажет: «Я живу в Петербурге и я петербуржец» Будьте внимательны как скажут мальчики и как скажут девочки.
Логопед: - Вы знаете, что у нашего города есть флаг.
(показать на картинку и спрасить одного из детей, почему нарисовано два якоря)
Логопед:
Берега одеты в гранит
И имеют строгий вид
Широка и глубока главная наша река.
II Основная часть
Логопед: - Я предлагаю вам прогуляться на речном кораблике по реке Неве. Вы будете моряками, а я буду вашим капитаном. Но сначала каждый из вас получит по билету с номером места. Теперь каждый из вас найдет куда он должен сесть.
Дети садятся на заранее приготовленные пронумерованные стульчики, которые поставлены в форме кораблика.
Логопед: - Дети, какой чудесный, свежий воздух на реке, давайте подышим. Вспоминаем правила: Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, щеки не надуваем, плечи не поднимаем. Готовы, моряки? Мы отправляемся. Думаю, что во время нашей прогулки нам понадобится карта, чтобы не пропустить ни одной достопримечательности. Я с собой взяла карту.
(Слайд карты Санкт-Петербурга.)
Логопед: - Ой, ребята, я карту не ту взяла! Это карта почти совсем пустая. Одна Нева нарисована. Чтобы отправиться в путешествие нужно рассказать о красавице Неве и поиграть в игру «Подбери пару».
Ответы детей (работа с коллажём)
Логопед: - Ничего, моряки, мы не будем унывать и сами пополним эту карту. Полный вперед! А вот и первая подсказка, но чтобы ее разгадать нужно потрудиться.
Ответы детей
- Петропавловская крепость. (слайд: на карте появляется Петропавловская крепость)
Логопед: - Правильно, молодцы. А теперь попробуем по картинкам подсказкам составить рассказать о Петропавловской крепости.
- Какие ещё чудеса есть в городе Петра, послушайте и назовите.
Это просто чудеса:
Взмыл кораблик в небеса.
Не самолёт, не вертолёт.
Корабль … по небу плывёт.
Кто, друзья, из вас ответит,
Где такое можно встретить?
Ответы детей
- На шпиле Адмиралтейства. (слайд: на карте появляется Адмиралтейство)
Логопед: - Моряки, где мы проплываем? (слайд: Васильевского острова)
Игра «Найди все ошибки»
Логопед: - Зачем на острове были построены маяки-колонны?
Ответы детей
- Раньше на Васильевском острове, был порт, сюда приплывали корабли и привозили разные товары. На Бирже договаривались о покупке и продаже товаров.
Логопед: - Послушайте какой сильный ветер дует. Думаю, что нам лучше сойти на берег.
Это ветер с Балтийского моря гуляет
С ветром памятники он разрушает.
А памятники те не простые -
Это сокровища Петербурга родные.
Логопед идет, оставляя на небольшом расстоянии памятники друг от друга на ковре.
Игра «Сокровища Санкт-Петербурга»
- В нашей группе есть музей, в котором находятся настоящие «сокровища» – достопримечательности Санкт-Петербурга. Но часть экспонатов куда – то пропала. Помогите их найти.
Дети ходят по группе и ищут фигурки памятников. Приносят их, называют, что это и говорят, где нашли. Рассказывают, где в Санкт-Петербурге находится такой памятник.
- Я нашёл зайчика, он был в шкафу. Такого зайчика можно увидеть на Заячьем острове, около Петропавловской крепости.
- А я нашла Ростральную колонну, она стояла на полке. Настоящая Ростральная колонна находится на стрелке Васильевского острова.
- Я нашёл льва, он стоял за книгами. Точно такого же, только большего по величине льва можно увидеть на набережной около здания Адмиралтейства.
Логопед: - Давайте с вами посидим еще немножко на берегу и отдохнем. Помните, что на шпиле Адмиралтейства кораблик, у меня тоже есть похожий кораблик. Я предлагаю каждому, передавая кораблик, рассказать, за что он любит свой город. Я как капитан начну первая: «Я люблю Санкт- Петербург, за то, что он красивый».
Логопед: - Чтобы вернуться на корабль нужно выполнить задание: «Какие достопримечательности ты узнал(а), заштрихуй простым карандашом (направление штриховки слева-направо)»
Логопед: - Путешествие наше заканчивается, моряки возвращаемся на корабль, пока плывём обратно, попробуйте ответить на вопросы о Санкт-Петербурге.
1. Как называется город, в котором мы живём?
2. Как назывался наш город?
3. Кто основал город Санкт-Петербург?
4. Какой памятник Петру I вы знаете в Санкт-Петербурге?
5. Назовите дату рождения города Санкт-Петербурга.
6. Назовите главную площадь города Санкт-Петербурга.
7. Какой главный проспект в Санкт-Петербурге?
8. Назовите главную реку Санкт-Петербурга.
9. Назовите крепость города Санкт-Петербурга.
Логопед: - Посмотрите, как мы хорошо потрудились и заполнили нашу карту. Мы с вами хорошо погуляли, а теперь можно и вернуться в детский сад. Вы хорошо знаете свой город и каждого из вас можно назвать настоящим петербуржцем. И я как ваш капитан награждаю каждого из вас медалью «Настоящий петербуржец».
III Рефлексия
- Молодцы. Понравилось вам путешествовать? Во что вам понравилось играть, а что было трудным? О каком городе мы говорили?