Сценарий мероприятия, посвященный освобождению Луганщины
от немецко-фашистских захватчиков.
Цель: формирование у учащихся гражданских и патриотических качеств личности в условиях изучения культурно-исторического наследия родного края. Довести до сознания детей значимость событий февраля 1943 года для жителей Луганщины во все времена.
Задачи: формирование умений и навыков культуры общения, формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне. Развитие потребностей к самостоятельному получению знаний. Привитие устойчивого интереса к просмотру кинофильмов и чтению книг патриотической тематики.
Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, освободившим Луганскую область от фашистов, отстоявшим независимость Родины.
Воспитание патриотических чувств, основанных на понимании духовных ценностей.
Оборудование: песни о войне, плакаты, свечи, мультимедийная презентация, компьютер, экран, фонограмма (слова Левитана «От Советского информбюро 14.02.43»), видеоролик «В освобождённом Луганске»; выставка книг по теме мероприятия.
Ход мероприятия
Звучит мелодия «Журавли» (минус)
Вед.1:
Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!
Вед. 2: Война еще исчезнуть, не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Вед.1: 14 февраля 2019 года исполняется 76лет со дня освобождения Луганщины от немецко-фашистских захватчиков.
Вед. 2: - Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.
Вед. 1: - Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь!
Вед.2: - Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.
Вед.1: - Мы обязаны помнить всё. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
Вед. 2: - Так давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной и вспомним, как это было…
Вед. 1: - Июнь …клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И, раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
(Звучит фокстрот «Рио Рита»)
Вед. 2: - Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных –
Это страшное слово «война».
(Звучит фокстрот «Рио Рита»)
Вед. 1: - Страна росла,
Трудилась неустанно.
Сил набиралась мирная страна,
И вдруг – тревожный голос Левитана…
(Звучит голос Левитана об объявлении войны).
Видео «Начало Великой Отечественной войны»
Вед. 2: В ночь на 22 июня 1941 года Советский Союз перевел стрелки своих часов на военное время.
Вед. 1: - Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы людей. Мечты, любовь, счастье – всё опалил огонь жестокой, кровопролитной войны. Безмятежная жизнь сменилась военными буднями.
Вед. 2: - Война обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала уходили из детства на фронт.
(Девушка и юноша читают стихотворение «До свидания, мальчики»).
Девушка: - Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте не пуль, не гранат,
И себя не щадите, но все-таки,
Постарайтесь вернуться назад!
Юноша: - Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
(Медленно уходят, прощаясь).
Вед. 1: Октябрь 1941 года. Немецким войскам удалось захватить юго-западную часть Донбасса. Ноябрь – вторжение в пределы Луганской области. Особенно ожесточенные бои развернулись у города Красный Луч, в Антрацитовском, Ровеньковском, а несколько позже – в Попаснянском, Лисичанском, Перевальском районах.
Вед. 2: В октябре 1941 года жители Луганщины откликнулись на призыв Родины. Прямо с митингов, состоявшихся в тот памятный воскресный день в цехах заводов и фабрик, шахт, в колхозах и совхозах, тысячи их участников поспешили в военкоматы с просьбой о немедленной отправке на фронт.
Вед. 1: Первыми среди них были три тысячи луганских паровозостроителей, 850 горняков кадиевской шахты имени Ильича, сотни алчевских металлургов, горняков из Красного Луча, Краснодона, Лисичанска и других городов области.
Вед. 2: Всего же до конца года в ряды защитников Отечества стало более 200 тысяч жителей области. В короткие сроки в Луганске были сформированы и отправлены на фронт 214 –я и 395 –я стрелковые дивизии. Краснознаменная ордена Суворова дивизия завершила разгромом группировки вражеских войск юго-восточнее Берлина.
Вед. 1: Буквально с первых дней войны началась перестройка на военный лад экономики. И уже к августу практически все предприятия области начали производить продукцию для нужд армии.
Вед. 2: Луганские паровозостроители выпускали бронепоезда, минометы, снаряды; стахановские литейщики – мины; первомайские машиностроители – авиабомбы; алчевские металлурги увеличивали выплавку специальных сталей для авиамоторов и корпусов танков, освоили производство ряда видов вооружения и боеприпасов. На многих предприятиях организовали ремонт танков и другой техники, изготовление армейского обмундирования и обуви.
Вед. 1: Требования военной поры объединяли людей, направляли их мысли и дела в общее русло.
На шахтах около 600 горняцких жен и дочерей овладели неженскими профессиями.
Вед. 2: Захватив Луганщину, немецко–фашистские агрессоры установили здесь режим террора, бесправия, насилия.
Вед. 2: За время оккупации области гитлеровские палачи расстреляли, повесили, замучили в застенках свыше 100 тысяч жителей и военнопленных, в том числе большое количество женщин, детей, стариков. Не было в области ни одного города, рабочего поселка или села, где бы захватчики не чинили массовых расправ.
Вед. 1: Захватчики стремились поставить экономику Донбасса на службу фашистской Германии, прежде всего, организовать добычу угля и производство военной продукции. Но планы экономического порабощения, как и планы молниеносной войны, провалились. Население области саботировало мероприятия оккупантов, в результате чего не были введены в строй ни одно крупное предприятие, ни одна капитальная шахта. Сельские жители прятали от захватчиков хлеб, фураж и скот, срывали поставки продуктов для немецкой армии. Этот массовый подвиг не покорившихся врагу рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции.
Вед. 2: - Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить, не дано!
Но враг не знал об этом к сожаленью,
Ведь думал, что сломает нас войной.
Вед. 1: - И вышли на защиту патриоты,
Оставив жен, детей и матерей свои.
И, каждый верил наш солдат из каждой роты,
Что не они, а мы поставим на колени их.
Стихотворение Андрея Дементьева “Баллада о матери”
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому, что верит, потому, что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло!
... Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино - и стар и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И зашёлся материнский крик:
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялись - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей, - просили, - добеги.
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив - здоров, не ранен, не убит.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала - вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Вед. 2: К концу февраля 1943 было освобождено от фашистов более трех четвертей территории области. В это время враг пытался путем мощного контрнаступления отбросить наши войска. Ему удалось вновь захватить Лисичанск, некоторые населенные пункты на западе области. Но все попытки продвинуться дальше, прорваться к Луганску разбивались о стойкость и мужество воинов 3-й гвардейской, 51-й и 5-й ударной армий. С апреля и до середины августа фронт на этом участке стабилизировался.
Вед. 1: Оборонительные и наступательные бои на Луганщине велись в общей сложности 18 месяцев. В них принимало участие до 200 крупных воинских соединений тридцати армий. Родина высоко оценила их ратные дела. Тысячи воинов были награждены орденами и медалями.
Учащиеся читают стихи
Чтец:
Солдатский долг сыны шахтеров,
Отслужили с честью до конца.
Когда на нас пошел фашист матерый,
Сражались храбро, до последнего бойца.
Чтец:
И день настал, морозный, зимний, чистый.
Февраль, четырнадцатое, сорок третий год.
Из Луганска были выбиты фашисты.
Память о павших бережно хранит народ!
Чтец:
Привыкнуть, успокоиться бы надо,
Но вот уже опять в который раз,
Воспоминаний горестные залпы,
На улицу выплескивают нас
Чтец:
Наш мирный день, как высшая награда,
За кровь и слезы наши на войне,
Пусть только безобидной канонадой
Гремят салюты в гулкой тишине
Чтец:
Слышите, слышите, слышите!
Нет на земле тишины.
Воздух, которым вы дышите
Гарью пропитан войны.
Чтец:
Взорваны шахты и домны,
Город освобожден родной,
И встала страна огромная
Встала на смертный бой.
Чтец:
Вы вспомните Луганск и Мариуполь,
И Таганрог в прифронтовой ночи,
Зенитки рвали неба звездный купол
Прожекторные били ввысь лучи.
Чтец:
И славилась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Железная поступь дивизий,
Освобождавших Донбасс.
(Хроника Ю. Левитан освобождение Луганска)
Вед. 2: Более 100 тысяч сынов и дочерей отдали жизни в ходе боев при обороне и освобождении Луганской области.
Вед. 1: - Пылает днём и ночью пламя,
И озаряет шар земной.
Не утихает наша память,
О тех, кто был убит войной.
Вед. 2: - Десятки лет легли меж нами.
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
Вед. 1: - Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье.
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
Видеоролик «Журавли»
Вед. 2: Уходят в историю десятилетия, но не заживают раны в памяти народа о погибших воинах. До сих пор оплакивают матери своих сыновей, жены – мужей, дети – отцов. Они сражались, умирали и победили, чтобы жили мы.
Время смягчает горечь утрат, но память о погибших ему не подвластна. Она передаётся и будет передаваться из поколения в поколение.
Вед. 1: Наш долг - постоянно заботиться о тех людях, которые в глубоком тылу врага своей кровью и жизнью отстояли нашу свободу. Заботиться и ухаживать за памятниками и могилами погибших воинов, партизан и подпольщиков. На примерах их мужества воспитывать патриотизм нынешнего молодого поколения.
Учащиеся по очереди читают стихи
1. Гремели над миром победные залпы,
Страна ликовала в цветах и слезах.
И каждый почувствовал яростный запах
Не пороха, - нет! - а цветов на полях.
Не пули, а пчелы жужжали и пели,
Не мины взрывались, а почки берез.
И не грохотала земля, как в апреле,
А тихо стонала от боли и слез.
2. Стонала от черных траншей и воронок,
От пепла и гари разбитых дорог.
Стонала печально, стонала сурово,
Стонала о тех, кто подняться не мог.
И плакала женщина над похоронкой,
И маршал рыдал на плече у бойца,
И радостно плакал худющий мальчонка,
Прижавшись лицом к гимнастерке отца.
3. О, тот день Победы! И слезы и радость!
Горячие встречи. И горечь утрат...
Звенели бокалы...
Блестели награды...
И лихо плясал у рейхстага солдат.
Прошло многолетье - и старыми стали
Солдаты минувшей Великой войны.
Но вечно за то, что нам День этот дали
Мы кланяться им благодарно должны.
4. Скажите же, люди, спасибо им снова,
Сто раз повторите, и тысячу раз
За то, что в сражениях самых суровых
Они сохранили планету для нас.
Скажите спасибо соседу, что ходит
С пустым, неудобно пустым рукавом,
Знакомому, в теле которого бродит
Осколок, добытый в году роковом.
5. И женщине той, что в солдатской шинели
Сквозь ливень металла, сквозь боль и сквозь страх
Бойцов, что упали с осколками в теле,
Носила на хрупких девичьих плечах.
Скажите спасибо за поле в ромашках,
За то, что не знаем мы горьких тех слез,
За то, что весной над Отчизною нашей
Так мирно взрываются почки берез.
Видео «Ты же выжил солдат..»
Вед. 1: - Война лишила сотни тысяч детей отцов и матерей, дедов, старших братьев. Она унесла более 27 миллионов человеческих жизней.
Вед. 2: - Более 27 млн. за 1418 дней – это 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек каждый час, 10 человек каждую минуту, 1 человек каждую секунду . Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать – 38 лет. Вот что такое 27 миллионов.
Вед. 1: Мы должны помнить, что для нас сделали наши деды и прадеды. Наша многострадальная земля Донбасса не приняла тогда фашизм – не принимает его и сейчас.
Поэтому только низкий поклон тем, кто остался. Мы должны чтить и помнить ту самоотверженность, с которой они не пускали сюда фашизм.
Вед. 2: Мы уверены, что каждый из присутствующих здесь, сегодня полон гордости за нашу Луганщину, за ее героический народ, не дрогнувший как в те далекие годы суровых испытаний, так и в наши дни...
Мира нам всем на все времена.
Видео( детский хор)