«Учитель живёт до тех пор, пока он учится»
(К. Д. Ушинский).
Современному учителю жизненно необходимо повышение своего уровня профессиональной компетентности. Разрабатываются новые учебники, новые образовательные программы, на другой уровень выходят и потребности педагога. Кроме того, от учителя требуются такие качества как мобильность, высокий интеллектуальный и нравственный потенциал, креативность, творческая самостоятельность. И только испытывая интерес к познанию и стремление к сознательному повышению уровня профессионального мастерства, учитель может реализовать себя в такой творческой профессии.
В современной системе образования для повышения уровня квалификации учителя существует множество различных форм. Это курсы самообразования, семинары, круглые столы, дистанционные конкурсы. Расширяя свой кругозор и показывая на своём примере необходимость самообразования, учитель повышает качество знаний учащихся. Особенно, если он использует на уроке деятельностный подход, внедряет в практику современные технологии обучения. Ученикам нужен учитель, который не преподнесет готовые знания, а покажет им путь, направляющий их к этому багажу. А такой учитель должен уметь ответить на каверзный вопрос учащегося, уметь ориентироваться в современных проблемах (глобальных, экологических, экономических), аргументировать свою точку зрения, опираясь на новые знания, знакомить учащихся с новыми литературными источниками.
Важно помнить следующее - продуктивность работы учителя будет равна нулю, если он перестанет стремиться к получению новых знаний. С такой остановкой в человеке погибает «учитель - призвание», а появляется «учитель - ремесло». Только развивая свою профессиональную компетентность, накапливая опыт, учитель может помочь ученику стать всесторонне развитой личностью.