Святая Русь — удивительная форма православно - русской коллективной ответственности русского народа перед Богом за землю, данную ему во владение. Удивительная, потому, что начала она складываться внутри чисто этнической и территориальной целостности русских и так сблизилась с этническим началом, что на каком-то историческом этапе (как считают историки в XVI в.), понятие «русский» стало почти синонимом «православного».
Огромная группа подвижников жила большей частью в монастырях. Монастыри и были по большей части территориальными очагами Святой Руси вплоть до 1917 г. Но кроме территориальной протяженности у Святой Руси были и такие характеристики как христианские святыни: чудотворные иконы, святые мощи. При святителе Макарии, митрополите Московском в середине XVI в. впервые на Руси были собраны Великие Четьи-Минеи и русская святость получила свое церковное установление: тогда были прославлены сотни подвижников Древней Руси, занесены в церковные святцы, им были составлены церковные службы. Русская земля обретала новое достоинство и новое определение - «Святая Русь».
Немного русских земель имеет такую древнюю историю, как Смоленщина. И на протяжении этой многовековой истории в нашем крае рождались и жили праведники, к молитвенной помощи которых обращалось не одно поколение смолян.
Христианство пришло на смоленскую землю почти сразу после крещения Руси, и именно тут пострадали в 1015 году первые русские святые – святые мученики-страстотерпцы Борис и Глеб.
История Смоленской епархии начинается в глубокой древности. На Смоленской земле просияли многие святые, а также подвижники благочестия, прославленные и непрославленные Матерью Церковью.
В 1983 году было установлено празднование Собора Смоленских святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена празднование определено совершать в воскресенье перед праздником в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). В 1986 году день памяти Собора Смоленских святых впервые включен в Православный календарь Русской Церкви.
В Соборе Смоленских святых прославляются угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего отечества. Их в Соборе насчитывается более 70 святых и подвижников благочестия.
Среди них :
Св. мчч. блгвв. кнн. Борис и Глеб (в крещении Давид и Ростислав, +1015)
Прп. Аркадий Вяземский (+1077)
Прп. Прохор Лебедник (Киевопечерский, +1107)
Святой благоверный великий князь Владимир Мономах (+1125)
Св. блгв. Ростислав-Михаил Набожный, кн. Смоленский, Вел. кн. Киевский (+ 1167)
Св. блгв. Мстислав Ростиславич Храбрый (+1180)
Прп. Авраамий, архим. Смоленский (+ до 1224)
Св. мч. Меркурий Смоленский, воин (+1239)
Прп. Симон Радонежский, Смоленский
Св. мчч. Иулиания, кн. Вяземская, Новоторжская и Симеон Мстиславич, кн. Вяземский (+ 1406)
Прп. Герасим Болдинский (+ 1554)
Св. равноап. Николай, архиеп. Японский (+ 1912)
Священномуч. Серафим (Остроумов), архиеп. Смоленский и Орловский (+ 1937)
Преподобномученица инокиня Александра (Самойлова, + 22 марта 1938)
и многие – многие другие.
Мы — православные христиане — сегодня испытываем небывалое по силе и глубине искушение — унынием от масштабов торжествующего вокруг нас зла. И, кажется, мы не в состоянии, что – то изменить. Но, обращаешься к Господу, Иисусу Христу, Матери Божьей, всем святым угодникам Божиим, и получаешь великую помощь, силу, терпение, и непрестанно благодаришь и славишь Бога. Так мы и живём под молитвенным покровом бесчисленного сонма святых и подвижников.