Автор: Паневина Анастасия Олеговна
Страна: Российская Федерация
Город: Сафоново
Организация: МБОУ гимназия г. Сафоново Смоленской области
Проект: Вознесение

Смоленская духовная семинария

 

        В Смоленске с древних времен существуют богатые традиции духовного православного образования.  В XII веке здесь уже существовали центры грамотности и просвещения.

       Особую заботу о духовном просвещении проявлял смоленский князь Роман Ростиславич. Он создавал училища, где обучались дети духовенства. В них преподавали греческие и латинские учителя, которых князь содержал за собственный счёт.

       Конец XII — начало XIII в. ознаменованы для Смоленской земли трудами и подвигами преподобного Авраамия, выдающегося проповедника, просветителя и учителя.

      Преподобный Авраамий в сане архимандрита стал первым настоятелем монастыря в честь Положения ризы Богородицы, названного затем по его имени Авраамиевым. Именно в этом монастыре по именному Указу императора Петра II об учреждении епархиальной школы в Смоленске в 1728 г. трудами епископа Смоленского и Дорогобужского Гедеона (Вишневского) была основана Смоленская духовная семинария.

      Преосвященный Гедеон, являвшийся ранее ректором Московской славяно-греко-латинской академии, с первых же дней своего пребывания на Смоленской кафедре приложил много усилий для распространения просвещения среди духовенства. Он заложил в Авраамиевском монастыре библиотеку и корпус для учителей, построил учебные классы и корпус для учеников.

     Помимо внешнего устройства Смоленской семинарии преосвященный Гедеон приложил немало усилий к организации ее внутренней жизни. Им были составлены правила, ставшие своеобразным уставом семинарии, регулирующим весь ее распорядок, было установлено преподавание дисциплин: богословие — четыре года, философия — два года, риторика и пиитика — по одному году каждая и грамматика, синтаксиме, грамматике и фаре. При этом изучались еще греческий, еврейский, французский и немецкий языки.

      Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Солдатские же и крестьянские дети в семинарию поступить не могли. Все ученики семинарии, особенно высших школ, в классах и вне их обязаны были говорить на латыни.

      Первые сохранившиеся сведения о количестве учащихся в Смоленской семинарии относятся к 1741 г. На тот момент в ней обучалось 515 человек. Впоследствии число воспитанников с каждым годом увеличивалось. Так, в 1747 г. оно доходило до 667 человек.

      После смерти преосвященного Гедеона на Смоленскую кафедру был назначен епископ Парфений (Сопковский) (1761-1795), человек образованный и хорошо знавший жизнь и устройство тогдашних духовных учебных заведений. Преосвященный Парфений издал специальный указ, которым устанавливались обязательные чередные богослужения для учеников трех высших классов, вводилось обучение нотному пению и преподавание священной, церковной и гражданской истории, расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук, а также языкознания. Некоторых лучших учеников семинарии преосвященный Парфений отправлял в Московский университет, где они обучались за его личные средства.

      С 1763 года в Смоленской семинарии начал действовать класс греческого языка, посещавшийся воспитанниками по желанию, преподавался польский язык.

      Воспитанники семинарии всегда принимали активное участие в общественной и культурной жизни Смоленска. Так, в XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания.

     В 1795 году Смоленскую епархию возглавил епископ Димитрий (Устимович) (1795-1805).

 Его усилиями был улучшен процесс обучения, введены новые дисциплины и учебные руководства. Помимо ранее существовавших классов с 1802 года в Смоленской семинарии начал действовать медицинский класс, а с 1804 года — класс еврейского языка.

     К этому времени в семинарии имелась хорошая библиотека, состоявшая из 2157 томов. По состоянию на 1802 год в Смоленской духовной семинарии обучалось 685 воспитанников.

    В соответствии с уставом 1814 года во всех семинариях, в том числе и Смоленской, обучение продолжалось в течение шести лет на трех отделениях — высшем, среднем и низшем, по два года на каждом. В низшем отделении, иначе называвшемся классом словесности или риторики, изучались словесные науки и всеобщая история. В среднем отделении, или философском классе, преподавались философские науки, а также математика и физика. В высшем отделении, по-другому именовавшемся богословским классом, изучались богословские дисциплины и церковная история. Кроме этого во всех отделениях преподавались также греческий, немецкий и французский языки, а в среднем и высшем отделениях еще и еврейский.

       Главным достоянием Смоленской семинарии была ее фундаментальная библиотека, основанная еще при епископе Гедеоне (Вишневском). Во время Отечественной войны 1812 года библиотека потерпела серьезный урон, но затем почти полностью была вновь собрана. Начиная с 1817, года библиотека семинарии стала значительно пополняться. К 1840-м годам количество книг в ней доходило уже до трёх тысяч, из которых до тысячи были богословскими.

      С 1845 года в семинариях ввели обучение практической геометрии применительно к нуждам сельского хозяйства, а в 1850 году — преподавание практического земледелия.

      В течение всего XIX столетия многие выпускники Смоленской семинарии поступали в высшие учебные заведения — Санкт-Петербургскую, Киевскую и Московскую духовные академии, Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, Московский и Санкт-Петербургский университеты, Главный педагогический институт, Санкт-Петербургское строительное училище, Горыгорецкий земледельческий институт и Санкт-Петербургское земледельческое училище. 

      Почти за 200 лет своего существования Смоленская семинария подготовила сотни священнослужителей, учителей для духовных и светских школ и училищ, её выпускниками были выдающиеся деятели Русской Православной Церкви, культуры, науки и искусства.

      Среди них — известный миссионер, один из первых переводчиков Библии на русский язык, просветитель Алтая в 1-й половине ХIХ в., архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Японской Православной Церкви, архиепископ Николай (Касаткин), причисленный к лику святых в 1970 году. Можно назвать и такие имена: основатель отечественного почвоведения, ученый с мировым именем, профессор В.В.Докучаев, писатель-фантаст А.Р.Беляев, историк-краевед, автор ряда ценных книг по истории Смоленского края И.И.Орловский, священник, автор дневников и "Истории города Смоленска" Н.А. Мурзакевич, его сын, историк и археолог, директор Одесского лицея, автор труда "Достопамятности города Смоленска" и др. исторических исследований H.Н. Мурзакевич, директор народных училищ Смоленской губ., основатель и директор первой гимназии в Смоленске Л.Ф. Людоговский, доктор медицины, профессор Варшавского университета и смотритель варшавских больниц, автор ряда научных работ Михаил Чаусов, адмирал, командующий флотом в период русско-японской войны 1904-05 гг. З.П. Рожественский, "смоленский Ломоносов", просветитель, автор школьных учебников Андрей Филонов, известный в Москве юродивый и прорицатель Иван Корейша, профессор Петербургского университета, автор популярного в России учебника по географии Капитон Смирнов, видный зоолог и этномолог, академик Н.М. Кулагин, поэт и переводчик Иван Виноградов.

       После Октябрьской революции 1917 года началась ликвидация духовных семинарий, помещения семинарий передавались в распоряжение местных советов. Смоленская духовная семинария была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям. Так закончилось без малого почти двухсотлетнее существование Смоленской духовной семинарии.

       Попыткой возродить насильственно прерванные традиции богословского образования в Смоленске стало открытие здесь пастырских курсов в июне 1943 года в период немецкой оккупации 1941-1943 гг. Данные курсы, целью которых являлась подготовка священно- и церковнослужителей, были организованы благодаря активной деятельности епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) (1942-1943) и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению. Однако с освобождением Смоленщины в сентябре 1943 года пастырские курсы прекратили свою работу.

      После долгого перерыва в России начинают открываться новые церковные учебные заведения. 30 ноября 1988 г. решением Священного синода Русской Православной Церкви по инициативе архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище, а в 1989 г. был произведён первый набор студентов.

      Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, учреждённых после долгого перерыва. В начальный период существования оно включало два отделения — пастырское, готовившее будущих священников, и регентское, на котором обучались руководители церковных хоров.

      В этом же году училищу был передан комплекс зданий около крепостной стены Смоленска. Он включает в себя церковь Покрова Пресвятой Богородицы и примыкающие к ней два здания послевоенной постройки, в которых после реконструкции разместились жилой и учебный корпуса с библиотекой и столовой.

      В 1992 году училище посетил находившийся с архипастырским визитом в Смоленске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

       В 1995 году согласно решению Священного Синода Смоленское межъепархиальное училище было преобразовано в Духовную семинарию, поэтому выпускной акт 1995 учебного года является датой рождения новой Духовной семинарии.

      С 2011 г. выпускники семинарии получают дипломы государственного образца, что позволяет им продолжать дальнейшее обучение в магистратурах по истории, философии, педагогике и другим направлениям.

      Исторический путь Смоленской духовной семинарии – это важнейшая и неотъемлемая часть духовного и культурного наследия нашего  Отечества. Сегодня семинария представляет собой духовно – образовательный и культурно – просветительский центр. Смоленская духовная семинария, как и прежде, осуществляет свою непосредственную миссию – воспитывает новые поколения священнослужителей, призванных возделывать души людей и быть для них «образцом… в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12).                        

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий