Цель: расширение исторических знаний детей; воспитание чувства патриотизма, памяти к прошлому своего народа, любви к Отечеству, формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.
Оборудование: электронная презентация на тему Великой Отечественной войны, фото военных лет, презентация на тему «Горячее сердце», фото детей-героев.
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее, слушайте, отвечайте и мне помогайте. Я хочу поговорить с вами об очень важном событии. Сейчас прозвучит отрывок из известной песни и посвящен он празднику, который известен всем.
Учитель: - Я думаю, вы догадались, о каком празднике пойдёт речь. (Ответы детей)
Славной и Великой Победе нашего народа, его подвигу посвящается наше мероприятие.
Учитель: И я, и вы, дети, родились в мирное время. А нашим прадедушкам и прабабушкам пришлось услышать вой военных сирен, увидеть разрушенные войной дома. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах, траншеях мы можем судить только по фильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – это история. История Великой Отечественной войны. (Презентация)
- Что вы знаете о войне? (Ответы детей)
Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. – отвечают дети.
Сколько лет длилась война? (4 года) – отвечают дети.
Как ты узнал? (1945-1941=4) – отвечают дети.
Какую годовщину мы отмечали в этом году? (75 лет) - отвечают дети.
Учитель: Это было 75 лет тому назад (голос ЛЕВИТАНА)
Учитель: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия вторглась на территорию Советского Союза (так раньше называлась наша страна). И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, народ вступил в схватку с коварным и беспощадным врагом. (Куплет песни «Священная война»)
Учитель: Какое настроение, какие чувства вызвало у вас прослушанное произведение?(Ответы детей)
Учитель: Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. Она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек.
Учитель: Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив немало подвигов.
Что же такое подвиг? – (отвечают дети)
– Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, а бывает подвиг народа, когда народподнимается на защиту Отечества, его чести достоинства и свободы.
Подвиг есть и в сраженьи
(автор Алексей Хомяков)
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.
Сегодня я хочу начать занятие с воспоминаний о подвигах, которые совершил наш народ во время Великой Отечественной войны.
Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле!
Почему мы должны помнить о войне, о погибших? – отвечают дети.
(Потому что память (словарное слово) – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт).
Если мы забудем тех, кто погиб за мирную жизнь, забудем ужас войны, не будем об этом помнить, то война может начаться вновь.
В памяти народа навечно остались:
29 трагических дней защиты Брестской крепости (22 июня 1941-20 июля 1941);
250 дней героических обороны Севастополя (12 сентября 1941 – 9 июля 1942);
900 дней блокады Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы, стойкости человеческого духа (8 сентября 1941- 27 января 1944);
103 дня великой битвы под Москвой (30 сентября 1941-20 апреля 1942);
201 день насмерть стоявшего Сталинграда (17 июля 1942 – 2 февраля 1943);
50 дней сражения на Курской дуге (5 июля 1943- 23 августа 1943);
225 дней длилась героическая оборона за Малую Землю (11 января 1943 - 16 сентября 1943)
Битва за Кавказ – 25 июля 1942 – 9 октября 1943
10 февраля 1943 г. Освобождение города Краснодар от фашистских завоевателей.
На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Дети ухаживали за раненными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками. А когда обстановка требовала от детей активных действий в борьбе с врагами, они передавали важные сведения партизанам, были разведчиками.
Учитель: Послушайте небольшую историю:
В южном красивом городе Ростове-на-Дону жил мальчишка Витя Черевичкин, который очень любил голубей, преданных и верных. Когда в его город пришла война, у мальчика не было оружия, он не мог ни выстрелить, ни швырнуть в незваных чужеземцев гранату. У него были только голуби, которые, как он верил, могли пересекать моря-океаны, и голуби стали бойцами-разведчиками. Проносились над огненным морем фронта, несли вести к своим… Однажды они сообщили советским воинам о местонахождении штаба фашистов. За это, враги схватили Витю и убили…А голуби все прилетали в знакомый двор. Они ждали своего Витю, но он не вышел, и никогда уже не выйдет..
Ребята! Таких как Витя, было много. Это ребята, которые встали на защиту и погибли в борьбе за свободу и счастье своей Родины. Они совершили великий подвиг.
Вот их имена. (Презентация)
Зоя Космодемьянская. Была схвачена фашистами, которые её пытали, но она мужественно молчала. После пыток, Зою убили.
Лёня Голиков, Марат Казей. Помогали партизанам, ходили в разведку, приносили важные сведения. В одном из боёв были убиты.
Саша Ковалев –юнга, Герой-североморец. Грудью закрыл пробоину и спас корабль. Погиб смертью храбрых.
- Как вы думаете, а чем они могли помочь? (Они собирали и сушили лекарственные травы, стирали бинты, вязали носки, некоторые из них принимали участие в военных действиях.)
- И таких героев было много…
Учитель: Какими были ребята? (Мужественными, сильными, отважными.)
- И они очень любили свою Родину, потому что она одна, как у человека мать.
(Звучит грамзапись, сопровождается слайдовой презентацией)
Николай Францевич Гастелло - выпускник Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов. Боевое крещение получил на Халхин-Голе. С первого дня войны Н. Гастелло на фронте. 26 июня 1941 г. Во время военной операции Гастелло направляет объятый пламенем самолет на скопление немецких автомашин. Посмертно Гастелло присвоено звание Героя Советского Союза. Герой Советского Союза посмертно. Памятник Гастелло установлен на территории бывшего военного городка на Острой Могиле. Одна из улиц Луганска носит его имя.
Александр Игнатьевич Молодчий родился в Луганске, окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Лётчик, один из четырёх дважды Герой Советского Союза, совершил 311 боевых вылетов, участвовал во многих бомбардировках крупных военных объектов врага. При выполнении боевых заданий налетал в общей сложности 600 тысяч километров. Около 190 тысяч километров пролетел самолёт А.А. Молодчего над территорией врага, свыше 200 тонн бомб сбросил он на его различные военные и промышленные объекты. В Луганске два памятника А. Молодчему: один установлен в Луганске в сквере Института культуры на Красной площади, а второй у здания 13-й школы, где он учился. Школа носит имя А. Молодчего.
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы..
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!
Вся страна минутой молчания чтит память погибших, а на могилы воинов, к памятникам в их честь люди возлагают цветы.
- Почтим память минутой молчания.
Минута молчания. (Звучит запись метронома)
Учитель: - Поднимите руки, чьи прадедушки и прабабушки воевали?
Они тоже совершали подвиг. Спасибо им огромное.
Учитель: Закончилась война, но до тех пор, пока последний солдат не вернулся с фронта домой, почтальоны опускали в почтовые ящики треугольники писем с пометкой «солдатское». Эти письма были не только памятью страшной войны. Они стали предупреждением всем нам: Человек не должен воевать. Не должен уничтожать всё живое на земле! Надо научиться жить мирно.
Учитель: Вот посмотрите, так выглядело настоящее письмо-треугольник. Давайте с вами попробуем сложить письмо-треугольник. А на уроке рисования, вы на этом письме нарисуете рисунок о мире и передадите своим близким в канун праздника Победы.
Складываем фронтовое письмо-треугольник.
Учитель: Эти письма принесите домой и спросите у родных, может быть в вашей семье до сих пор хранятся вот такие солдатские письма. Попросите прочесть их вам. Возьмите письма в руки и вспомните о том, о чём мы говорили!
Учитель: Наши люди совершили огромный подвиг, они завоевали нам счастливое будущее. Вот посмотрите на выставку книг. В них рассказы о ВОВ, о подвигах наших защитников, о детях-героях.
Каждый год 9 Мая наш народ чтит память павших героев, кланяется живым
Звучит песня «День Победы»
Итог:
- Мы узнали сегодня только маленькую страничку большой военной истории.
- Какие чувства вы испытали на нашей встрече?
Помните ребята, о страшных днях войны, чтите память погибших и живых. Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминание о войне, о подвигах каждого ребенка, подростка, взрослого. Я верю, что в каждом из нас живет герой, готовый в любую минуту прийти на помощь ближнему.
- Я думаю, что у вас появилось чувство гордости за нашу Родину, за наших героев.
- Подвигу народа жить в веках…