В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей дошкольного образования становится обеспечение развития интегративных качеств как основы для универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование интегративных качеств, обеспечивающих детям в дальнейшем успешное развитие умений учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения детьми социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.
Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижения детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». Здесь же указывается, что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.
Что же такое МОНИТОРИНГ?
Мониторинг - представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, позволяющих эффективно прогнозировать пути ее дальнейшего развития и самосовершенствования.
(Монитринг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.)
Мониторинг — специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.)
Основой для организации системы мониторинга в ДОУ являются следующие документы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»);
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектам Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 № 03-248 (методические рекомендации).
3. Основная общеобразовательная программа (ООП ДО) учреждения.
Основная задача мониторинга:
- определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг должен соответствовать следующим принципам:
Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга)
Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения)
Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)
Коллегиальности (задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и других специалистов ДОУ)
Согласна п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников.
Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате учреждения определенных специалистов.
В проведении мониторинга участвуют:
- воспитатели, работающие с данной группой детей; музыкальный руководитель
- специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед)
- медицинский работник (старшая медицинская сестра)
Мониторинг детского развития проводится два раза в год:
- октябрь
- апрель
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения, степень готовности ребенка к школьному обучению путем сочетания низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающих объективность и достаточность получаемых данных.
Методы осуществления мониторинга:
Низко формализованные методы (применяемые воспитателями):
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта
(дает возможность увидеть общую картину эмоционально - психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности (игра, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.), выявить особенности поведения каждого ребенка, особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми)
Беседа - вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса
Экспертная оценка - комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений (Обследование детей специальными методами (поручения, д/игры, задания и др.), позволяющими выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д. Эти методы проводятся выборочно, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества)
Анкетирование родителей и др.
Высоко формализованные методы (применяемые специалистами ДОУ):
Критериально-ориентированные методики нетестового типа (предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений)
Критериально-ориентированные тестирования
Скрининг-тесты (простой диагностический тест, применяющийся для исследования большого количества респондентов с целью выявления лиц с высокой вероятностью наличия у них какого-либо качества)
Специальные педагогические пробы (разнообразные методики, тесты, другие диагностические методы)
Организация мониторинга в детском саду
Организация мониторинга предполагает отслеживание промежуточных и итоговых результатов освоения программы.
Сформированные интегративные качества ребёнка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На протяжении всего дошкольного детства происходят их изменения, которые отражают возрастные и индивидуальные особенности детей и соответствие им деятельности педагога по реализации образовательных целей Программы.
В каждом периоде дошкольного возраста формирующееся интегративное качество как совокупность признаков и свойств имеет свою специфику. На протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формируются его отдельные составляющие – промежуточные результаты.
Промежуточные результаты.
Мониторинг промежуточных результатов освоения программы осуществляется в конце каждого психологического возраста, и по его результатам можно делать выводы об успешности решения программных образовательных задач.
В начале учебного года проводится основная первичная диагностика: определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами – специалистами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
Промежуточная диагностика может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель другие специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
В конце учебного года проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (например - для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).
Рекомендации по проведению основной первичной диагностики
Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики, которые должны быть точными, однозначными, объективными.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.
Описание диагностируемого качества нужно взять из научной и методической литературы, из образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для основной первичной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста. Следует помнить, что идеальная норма – лишь ориентир в образовательной работе. Она помогает определить направления развития ребенка, выделять его достижения или возможные проблемы. Она не используется для дифференцирования детей на группы низкого или высокого уровня развития
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа:
Определить цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незаметным.
Определить 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдать за всеми детьми группы практический невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
Выберите ситуации наблюдения, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках, технологических картах и т.д.).
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:
Результаты диагностики не должны получать во мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»).
Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Лучше делать это незаметно для детей.
Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой – либо факт, но и попытаться понять его причины (проанализировать).
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
- Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.
- Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, работающими с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.