Автор: Кузнецова Наталья Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: Сочи
Организация: МДОБУ детский сад комбинированного вида №34
Проект: "Чудо-дерево"

Путешествие по сказке «Муха Цокотуха»

 

Конспект интегрированного открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Муха Цокотуха»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конспект занятия разработан с учетом программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (Часть 2. второй год обучения. Подготовительная группа).

В подготовительной логопедической группе с тяжелыми нарушениями речи обучается 15 детей , возраста 6-ти лет (7 мальчиков, 6 девочек), имеющих ОНР – 3 уровня.

Интегрированное занятие проводилось с целью закрепления и обобщения, полученных ЗУН на протяжении 2-х лет, по развитию лексико-грамматических категорий, по формированию фонетико-фонематических процессов, по обучению грамоте.

Форма проведения интегрированного занятия нестандартна, интересна – выстроена в виде путешествия по сказке, все задания даются детям в игровой форме, дети постоянно в движении, тем самым снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников, повышается интерес, что служит развитию воображения, внимания, мышления и памяти. Все этапы занятия соблюдены: организационный момент, затем каждое задание предлагает выполнить герой из сказки, затем заключение-итог и сюрпризный момент.

На занятии были использованы здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, личностно-ориентировочная технология, информационная технология.

Дети с большим удовольствием и интересом выполняли поставленные перед ними задачи, на протяжении всего занятия сохраняли внимание, чтобы не упустить малейшей детали. Следуя к общей цели,  ребята старались выполнить задания быстро, качественно, сотрудничая друг с другом.

После занятия дети за сладким столом обсуждали этапы прохождения заданий, анализируя свои победы и поражения. Особенно ребятам понравился сюрпризный момент.

 

 

 

Тема: Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Муха Цокотуха»

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями К.И Чуковского, рассматривание иллюстраций к произведениям. Просмотр мультфильма Муха – Цокотуха, подготовка дома небольшого описательного рассказа о насекомом (для каждого индивидуально), можно для опоры использовать мнемотаблицу.

Цель:

Закрепить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные

Расширить активный словарь детей; представления детей о многообразии насекомых и их значении в природе;

Продолжать учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;

Совершенствовать умения использовать различные части речи точно по смыслу; диалогическую и монологическую речь, составлять предложения по заданным схемам;

Закрепить знания детей о звуках и буквах, умение делить на слоги;

Закрепить навык фонематического анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений.

Упражнять в правильном звукопроизношении.

Развивающие

Развивать память, воображение, мышление, внимание, логическое мышление, ловкость, мелкую моторику, координацию движений, зрительное и слуховое внимание, зрительную память.

Воспитательные

Воспитывать усидчивость и чувство сопереживания друзьям, попавшим в беду, вызвать желание им помочь;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательное отношение, воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Оборудование :

Выставка книг К. Чуковского, иллюстрации к произведениям, портрет К.И.Чуковского. Сенсорная дорожка – гусеница. Ростовые бумажные цветы, пластиковые божьи коровки, картинки с изображением домика, индивидуальные картинки с изображением насекомых, индивидуальные зеркала, салфетки, картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка с буквой Ж, артинка с изображением жука, карточки со звуками (согласный, гласный), счетные палочки, бочонок меда, схемы слов. карточки для задания «Собери слово», картинки слов-схем со звуко-буквенным анализом, материал для составления схем предложений, резинки цветные, колокольчики.

Костюм Мухи - Цокотухи, угощение для детей (конфеты с изображением насекомых на фантике). Музыкальный центр, флешка с подборкой музыки.

 

 

 

Ход занятия

Занятие проводится в логопедической группе, группа поделена на 5 зон.

Дети заходят под музыку в группу, обутые в чешки и останавливаются около импровизированной библиотеки с книгами и иллюстрациями к произведениям  К. И. Чуковского.

Организационный момент

Логопед. Здравствуйте, ребята  Дети, перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника К.И. Чуковского и книги с его произведениями. Назовите сказки, которые вам знакомы. Сейчас я прочитаю отрывок, а вы попробуйте догадаться о каком произведении речь.

«Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла».

(ответы детей)

Логопед. – Правильно! Это произведение называется «Муха – Цокотуха». А вы любите путешествия и приключения? Тогда мы отправляемся в гости к имениннице, в путешествие по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха», где нас ждет немало неожиданностей и удивительных открытий.

Закройте глаза и представьте, что мы уменьшились до размера насекомых, вообразите, что все вокруг стало огромным (синхронно со словами логопеда звучит волшебная музыка, расставляю сенсорную гусеницу, огромные бумажные цветы, больших божьих коровок)

ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА

Дети, откройте глаза, посмотрите каким все стало огромным, а мы с вами стали малюсенькими, как насекомые.

Чтобы попасть в сказку, нужно пройти по Гусенице, по одному, руки в стороны.

(Дети под ритмичную музыку выполняют задание – перешагивают по мягким колечкам удерживая равновесие).

Первый домик

Логопед. - Вот мы и на месте. Посмотрите, на нашем пути стоит домик (на картинке аппликация дерева). Попробуйте по отрывку из сказки определить, кто хозяин домика?

«Мужики рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут

С бабочками пляшут»      (Жук)

Логопед. - Молодцы. Вы правильно отгадали, это домик жука. (приклеиваю на двухсторонний скотч картинку жука на дерево)

Даниил, расскажи нам о жуке, пожалуйста.

(Ребенок выходит к домику с мнемотаблицей и составляет описательный рассказ о жуке. 5-6 предложений).

Пример: Жук – это насекомое, среднего размера. Жуки бывают разного цвета – коричневые, черные. У жука есть голова, туловище, крылья, шесть лапок, усики. Питаются жуки листьями, цветками и древесиной. Живут жуки на деревьях. Жуки – пища для птиц.

Логопед. Молодец! Чтобы жук пропустил нас, нужно пожужжать. А чтобы у нас лучше получилось, нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Проходите за столы и поставьте перед собой зеркала.

(дети выполняют комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики на шипящие с опорой на картинки)

На столах индивидуальные зеркала, счетные палочки, индивидуальные бумажные салфетки (вытереть рот от слюны).

Логопед. – Умнички! Теперь попробуйте произнести звук Ж.

(дети играют со звуком – «Жук жужжит» - плавно; «Заведи мотоцикл» - отрывисто)

- Ребята, а какой звук Ж? (согласный). Почему? (дети выбирают нужную картинку – объясняют, что есть преграда). На что похожа буква Ж (на жука).

- У вас на столе набор палочек, нужно выложить букву Ж из палочек по образцу.

А в чем отличие звука от буквы? (правило: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и читаем)

- Отлично! Нам пора, вы не забыли, что мы идем на именины к Мухе? Тогда в путь.

Второй домик

Звучит МУЗЫКА, дети встают из-за столов и подходят ко второму домику.

Логопед. – Послушайте следующий отрывок из сказки, и узнаете, чей домик перед вами.

«Приходила к мухе

Бабушка - ….

Мухе – Цокотухе

Меду принесла».                 (Пчела)

Приклеиваю картинку с пчелой к улью.

Логопед. – Правильно! Вот она какая, славная труженица и кормилица пчелка! Захар, ты сможешь рассказать нам о пчеле? (ребенок выходит  и рассказывает о пчеле 5-6 предложений, можно с опорой на мнемотаблицу

Пример: Пчела – это насекомое. Она маленького размера. На теле желтые и коричневые полоски, оно покрыто волосками. Есть крылья, голова, туловище, шесть лапок, усики. Питается нектаром, живут семьями в улье. Польза в том, что приносят мед, а еще пчелиный яд люди используют в медицине.

-Отлично! Помните, куда мы идем? (ответы детей) Да, мы идем к мухе на именины, а что может быть лучше меда для подарка? Пчелы нас угостят, если мы выполним задание.

Перед вами схемы слов и картинки с изображением насекомых. Вам нужно соединить правильно пары картинка – схема (звуко-буквенный анализ названий насекомых). Чтобы выполнить это задание, нужно посчитать слоги, а затем проверить звуки в слогах (дети выполняют задание по парам, затем проверяем друг у друга).

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и пчелы нас угощают медом.

Третий домик

Звучит МУЗЫКА, дети подходят к третьему домику.

Ой, ребята, посмотрите, то слева, то справа нас обгоняют дружные, деловые насекомые. Они несут тяжелую поклажу. Попробуйте догадаться, о ком этот отрывок?

«Не жалеет лаптей –

С бабочкой попрыгивает

Букашечкам подмигивает».       (муравей)

(Приклеиваю на муравейник картинку с изображением муравья)

Артем, хочешь рассказать про муравья? Выходи, если будет трудно, используй мнемодорожку.

Пример: Муравей – это насекомое, маленького размера. Он коричневого цвета, есть голова, туловище, шесть лапок, усики. Питаются муравьи соком деревьев, насекомыми. Живут в муравейнике большой и дружной семьей, каждый занимается своими обязанностями. Приносит пользу тем, что уничтожают вредных насекомых, также муравьиный яд используют в медицине.

Логопед. – Вот беда, кто-то разрушил муравейник, давайте поможем муравьишкам?

Чтобы помочь муравьям, нужно из слов составить схемы к предложениям в форме муравейника. Какую полоску возьмем для первого слова в предложении (с кепочкой, потому что начинается предложение с заглавной буквы), а как заканчивается предложение (ставим точку, вопросительный или восклицательный знак). Перед детьми текст, они читают предложение, считают количество слов и выкладывают схему (в каждом следующем предложении фраза больше на одно слово)

-Молодцы ребята! Муравьи вам очень благодарны. А нам пора в путь.

Четвертый домик

Звучит МУЗЫКА, дети подходят к четвертому домику.

Логопед. Ребята, мы почти у цели. А вот и следующая подсказка, вспомните, о каком насекомом следующий отрывок из сказки.

«Вдруг, откуда – то летит

Маленький  …   .

И в руке его горит

Маленький фонарик.»                   (Комар)

Приклеиваю картинку с комаром к болоту.

Артем, расскажи нам про комара.

Пример: Комар – это насекомое, маленького размера. У него есть голова, туловище, шесть лапок, крылья. Питаются комары нектаром и соком растений, а самки пьют кровь, чтобы обеспечить здоровье потомству. Живут комары около различных водоемов. Комары – пища для птиц и лягушек.

Ребята, комар нам предлагает поиграть в игру «Собери слово». Перед вами таблица, в ней цифры и буквы. Отгадайте, какие слова зашифрованы на полосках и мы сможем пройти дальше (на полоске в верхней строке буквы в разброс – название насекомого, а под буквами цифры, по порядку букв в слове, дети по цифрам определяют порядок букв в слове и получают название насекомого).

Пятый домик.  Итог (обобщение).

Звучит МУЗЫКА. Подходим к пятому домику.

Логопед (с тревогой, опасением) Дети, вот мы подошли к домику, который весь в паутине, как вы думаете, кто здесь живет?

Маша, расскажи нам  о пауке.

Пример: В последнем домике живет паук. Пауки бывают разного размера, чаще мелкие. Встречаются черного, коричневого и серого цвета. У паука есть голова, брюшко, восемь глаз и восемь лапок. Питается паук насекомыми, которые попадаются в его паутину. Польза от паука в том, что уничтожает большое количество вредных насекомых. Не относится к насекомым, а выделяется, как отдельный вид – паукообразные.

Логопед. Ребята, а паук это насекомое? Почему? Что общего у всех насекомых, чем паук отличается? (ответы детей)

Молодцы!

Чтобы добраться до домика Мухи, необходимо пролезть через паутину так, чтобы не задеть нити, иначе зазвенят колокольчики, и паук услышит (разноцветные резинки натянуты, на резинках колокольчики, дети пролезают через отверстия в «резиновой паутине» по одному, чтобы не задеть нить).

(дети выполняют задание под таинственную музыку)

- Молодцы. Вы отлично справились с заданием, паук не услышал нас.

Скажите, вам понравилось путешествие? Какое задание больше всего? Что вы узнали нового? Пользу или вред они приносят? Как нужно относиться к насекомым?

Сюрпризный момент.

Логопед. – Ребята, вы прошли длинный путь, и пришли к домику Мухи – Цокотухи. Давайте сделаем ей сюрприз и споем песенку «Каравай». (Звучит музыка, дети поют слова из песни «Каравай» под музыку и водят хоровод. Под музыку выходит Муха здоровается с детьми и гостями. Дети говорят свои поздравления и дарят горшочек меда, Муха благодарит детей, хвалит и приглашает на чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Подготовительный к школе возраст.» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Москва 1993г. изд. «Альфа».
  2. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно– методическое пособие.» Полянская Т.Б. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010г.
  3. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» Агранович З.Е. СПб.: Детство – Пресс, 2005г.
21 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий