Информационная карта проекта
Актуальность:
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».
Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Полное название проекта: «Маленькие помощники».
Автор проекта: Чебанова Елена Юрьевна – воспитатель средней группы «Рыбки».
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели: с 17.09.2021 г. по 08.10. 2021 г.).
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: познавательный.
Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный, познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Цель проекта: Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Для педагога:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Приобщить детей к процессу познания.
- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.
Для родителей:
- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в
семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- сбор фотографий «Маленькие помощники».
Продукты проекта:
Для детей:
Материализованные – рисунки, постройки, чистота в группе,
пересадка растений, чистое бельё кукол….
Нематериализованные – знания о труде взрослых и детей.
Для педагога:
Получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового воспитания.
Для родителей:
Получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Знания о труде в целом и взрослых и детей.
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.
- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т.п.
Для родителей:
- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативные развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательно развитие.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Ø Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Ø Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.
Ø Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.
Ø Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
и детских игрушек.
и расстановку детской литературы на книжной полке.
3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ.
Ø Конспект проекта в методический кабинет.
Ожидаемые результаты:
Ø Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
Ø Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
Ø Появилось уважение к труду взрослых.
Ø Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
Ø Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
Ø Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
План реализации проекта:
(см. Приложение 2)
(см. Приложение 3)
(из бросового материала и бумаги).
· Ручной труд «Тарелочка для наших поваров» (папье-маше).
C В заключении хочется отметить, что данная деятельность нами была проведена впервые и считаем, что цели и задачи были нами успешно решены, дети приняли активное участие в реализации проекта.
Результат достигнут!
Паспорт информационного проекта по теме: «Маленькие помощники»
для детей средней группы ДОУ
Тип проекта
идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель Чебанова Е.Ю.
Дети и родители средней группы.
Цель проекта:
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
2. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДОУ взрослых.
3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: пересадка, полив, уход.
6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
7. Расширять и закреплять знания детей о содержании в порядке и чистоте группы, игрушек,
книг и т. п.
8. Расширять и закреплять знания детей о помощи взрослым группы и родителям в семье.
Актуальность проблемы:
Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в коллективный труд со сверстниками группы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – организационный.
Основной – практический.
Заключительный – подведение итогов.
Значение проекта для всех его участников:
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Художественная литература.
Материал для продуктивной деятельности
Предполагаемый результат проекта
Дети охотно выполняют трудовые поручения.
Реализация проекта по этапам:
Ожидаемые результаты:
Этапы подготовки и реализации проекта
Этап |
Мероприятие |
Организационный |
- Ознакомление родителей с проектом (индивидуальная беседа с каждым родителем). - Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта. - Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». - Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…). - Наблюдения (за трудом взрослых). - Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»). - Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр. - Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…». - Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне). - Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки). - Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений. - Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй. - Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек. - Стирка кукольного белья. - Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр. - Просмотр презентации «В мире профессий». - Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке. - Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье» |
Продуктивный |
- Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги) маше) |
Презентативный |
- Фотоотчёт «Маленькие помощники». |
Итоговый |
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта «Маленькие помощники». |
Список используемой литературы
в детском саду», Методические рекомендации
к программе воспитания и обучения в детском
саду /под ред. Васильевой М. А., Гербовой
В.В., Комаровой Т. С., М., Мозаика-синтез, 2007
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа с детьми по теме:
«Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»
Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)
В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.
– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?
– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин "Когда не бывает скучно").
...
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
– Как Света нашла себе интересное занятие?
– Кому Света помогала? Что она делала?
– Что увидели ребята, когда вошли в группу?
– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: "Ну как, тебе не скучно было?"
– Кто из вас любит работать?
– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)
– Расскажите о том, что вы умеете делать.
– Объясните пословицу "Не сиди сложа руки – так не будет и скуки".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? ( в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
Игра «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет
какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч,
тот отвечает, можно или нельзя:
- детям включать утюг;
- играть рычагом управления стиральной машины;
- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;
- детям стирать бельё в стиральной машине?
…………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Загадки о профессиях взрослых
1.Ты учишь буквы складывать, Считать, Цветы растить и бабочек ловить, На всё смотреть и всё запоминать, И всё родное, русское любить. (воспитатель) *** С малышами я вожусь, С ними провожу все дни. Никогда я не сержусь На проделки ребятни. С ними я хожу гулять, Их укладываю спать. И, конечно же, люблю Я профессию свою. (воспитатель) 2. Встаём мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу (водитель) 3. Кто в дни болезней Всех полезней И лечит всех от всех Болезней? (доктор) 4. В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он… (артист). *** Сегодня играла я Бабу – Ягу А завтра Снегурку Сыграть Я смогу. (актриса) 5. Наведёт стеклянный глаз, Щелкнет раз – и помнит всё. (фотограф) 6. Кто у постели больного сидит? И как лечится, он всем говорит; Кто болен – он капли предложит принять, Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (доктор). 7. Мы учим детишек, Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (учитель) 8. Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой. Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой. (дворник) 9. С огнём бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? (пожарники) 10. Если вьётся пламя, Дым валит столбом, «Ноль – один» мы наберём, Его на помощь позовём. (пожарный) 11. Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руках ведро, Сам расписан он пестро.(маляр) 12. К своей машине он спешит, Чтоб завести мотор. Не любит утром долго спать, Чуть свет встаёт… (шофёр) 13. На такси и самосвале, На пожарной и на скорой – Вы, конечно, их узнали – Трудятся весь день … (шофёр) 14. Завтра утром наша мама Отправляется в полёт, Потому что наша мама Называется… (пилот) 15. Мы рано встаём, Ведь наша забота – Всех отвозить По утрам на работу. (шофёр) 16. Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак! (шофёр) 17. Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки обеды? (повар) 18. Он на мостике стоит И имеет грозный вид, Управляет кораблём. А бинокль всегда при нём. (капитан) 19. Его приходу Каждый рад, Когда на кухне водопад. (водопроводчик) 20. Средь облаков на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо люди жили в нём.(строители) 21. Ставя ловких две руки Каблуки на башмаки, И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (сапожник) 22. На работе день – деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (крановщик) 23. У этой волшебницы, Этой художницы Не кисти, не краски, А гребень и ножницы. Она обладает таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивей! (парикмахер) 24. Он принёс нам телеграмму: «Приезжаю. Ждите. Мама.» Деду пенсию принёс, Хоть совсем не дед Мороз. На ногах с рассвета он. Кто же это? (почтальон). 25. Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Назови скорей, кто я? Ну, конечно же … (швея) 26. Он бревно отешет ловко, Рамы сделает, навес, У него смолой спецовка Как сосновый пахнет лес. (плотник) 27. Складывает цифры, Цифры вычитает. Доходы и расходы В отчёте представляет. Здесь доход, а здесь расход. Ничего не пропадёт! (бухгалтер) 28. Мы защитники страны, Тренированы, сильны. Пограничники, танкисты, Моряки, артиллеристы, Службу мы несём везде: На земле и на воде. (военнослужащие) 29. Если наводнение Иль землетрясение, На помощь нам всегда придёт И нас от гибели спасёт. (спасатель) 30. Он с утра в столовой нашей Варит суп, компот и кашу. (повар) 31. Из просеянной муки Он печёт нам пироги, Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай-ка! (пекарь) 32. Он одет в комбинезон, Ловко красит рамы он. Побелил он потолок, Сделать нам ремонт помог. (маляр) 33. Он вылечит корь, И бронхит, и ангину, Пропишет пилюли и витамины. (врач) 34. Феном, щёткой и расчёской Ловко сделает причёску. (парикмахер) 35. У него серьёзный вид, За порядком он следит. Ясным днём, ночной порой Охраняет наш покой. (милиционер) 36. У него товаров горы – Огурцы и помидоры. Кабачки, капуста, мёд, Всё он людям продаёт. (продавец) 37. Мы работаем бригадой, Нам везут песок, бетон. Дружно потрудиться надо, Чтоб построить новый дом. (строитель)
|