Автор: Кузнецова Юлия Евгеньевна
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар
Организация: МБДОУ «Детский сад № 57»
Проект: Вне проекта

Развитие познавательной активности детей младшего возраста...

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: познавательная активность; экспериментальная деятельность; младший дошкольный возраст; детское экспериментирование.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассмотрена необходимость  внедрения дополнительных комплексов опытно – экспериментальной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования. В качестве объекта анализа выступал  процесс развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Предметом статьи является динамика развития уровня познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, после проведенного комплекса опытно – экспериментальной деятельности. Цель работы: теоретически обосновать и практически проверить эффективность опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей. При написании статьи использовались следующие методы:

  1. Метод анализа научно – методической литературы.
  2. Метод педагогического тестирования.
  3. Метод педагогического преобразующего эксперимента.
  4. Метод математической статистики U – критерий Манна-Уитни.

Опытно – экспериментальная деятельность как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы, воспитывает интерес и внимательность детей, развивает способности, вводит детей в жизненные ситуации, учит их действовать по правилам, развивает любознательность, формирует знания, умения и навыки.

Данный комплекс опытно – экспериментальной деятельности можно рекомендовать для использования в работе специалистов дошкольного воспитания,  обучающимся педагогических вузов, родителям воспитанников ДОО.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

В мире современных технологий познавательная активность детей снижается с каждым годом. На сегодняшний день, детское экспериментирование, которое является средством повышения познавательной активности, недостаточно широко внедряется педагогами ДОО в образовательную деятельность детей. Это можно объяснить такими причинами, как недостаточность полных систематизированных разработок методик детского экспериментирования, недостаточность информативности педагогов в области физических и природных явлений и плохой подбор средств для детского экспериментирования.

Современный мир, в котором живут и развиваются дети, динамичен и информационно насыщен. Это время технологий.  Гаджеты, интернет, виртуальная реальность не лучшим способом сказываются на детях. Год за годом у дошкольников снижается познавательная активность. В настоящее время дети неразрывно связаны с телефонами и мультфильмами, что значительно упрощает жизнь родителям. Дети все реже задают вопросы о том или ином предмете и явлении, они, в общем-то,  не замечают их, когда в руках телефон. Педагогам и родителям очень важно не упустить и вовремя начать заниматься ребенком, развивать его. Особо важную роль играет развитие познавательной активности. Ведь познавательная активность при правильно организованной педагогической работе должна стать любознательной чертой личности, готовой к новым открытиям и постоянному динамическому саморазвитию.

Развитие познавательной активности необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, ведь именно этот возраст характеризуется повышенным интересом детей ко всему, что их окружает. Каждый день ребенок видит новые предметы и стремится узнать не только названия, но и черты сходства, начинает задумываться о причинах наблюдаемых явлений.  Поддерживая интерес детей, взрослому необходимо вести ребенка от знакомства с окружающим миром, к его осознанию.

В настоящее время написано много работ на тему развития познавательной активности у детей, начиная со старшего дошкольного возраста, в котором у детей наблюдается необычный умственный подъем, этот период еще называют сенситивным.  Но ведь младших дошкольников легче вовлечь в какую-либо деятельность. Такой деятельностью должно стать экспериментирование. Ребенок, в младшем дошкольном возрасте с радостью будет решать познавательные задачи при помощи взрослого. После проделанной работы, дети получат радость от своих маленьких или больших открытий, это и поспособствует дальнейшему развитию познавательной активности.

Сформированность у детей познавательной активности является важнейшей задачей педагогов ДОО. Известный психолог Давыдов считает, что  решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей можно только правильно организовав образовательный процесс. Перед ребенком нужно поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить.

Объектом данной работы является  процесс развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Предметом – динамика развития уровня познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, после проведенного комплекса опытно – экспериментальной деятельности.

Для реализации цели, были сформулированы задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме;
  2. Выявить уровень познавательной активности детей младшего дошкольного возраста;
  3. Разработать и апробировать комплекс опытно – экспериментальной деятельности, направленный на повышение уровня познавательной активности детей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Метод анализа научно – методической литературы.
  2. Метод педагогического тестирования.
  3. Метод педагогического преобразующего эксперимента.
  4. Метод математической статистики U – критерий Манна-Уитни.

Изучив научно – методическую литературу, автор пришел к выводу, что на современном этапе образования существует проблема - дети дошкольного возраста имеют низкий  уровень развития познавательной активности. Это послужило основой для диагностирования детей младшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась по 5 тестам: «Короб форм», «Матрешка», «Цветные кубики», «Парные картинки», «Угадай, чего не стало?» и по двух методикам «Времена года» Немов Р.С., «Разрезанные картинки» Забрамная С. Диагностировались дети младшего дошкольного возраста в количестве – 20 человек.

Диагностика показала, что дети имеют низкий уровень развития познавательной активности. 

Опытно – экспериментальная деятельность во второй младшей группе проводится в первой половине дня во время образовательной деятельности детей, 2 раза в неделю, на протяжении 15 минут. А так же находит место в самостоятельной деятельности детей. Как правило, 15 минутного занятия слишком мало, для того, чтобы у детей появился интерес, который они смогут закрепить в самостоятельной деятельности. Отсюда возникает необходимость комплексного подхода опытно – экспериментальной деятельности, которая в дальнейшем способствует повышению уровня познавательной активности детей. 

Автор внедрил дополнительный комплекс опытно – экспериментальной деятельности в образовательную деятельность детей,  в который были включены опыты и  эксперименты, беседы и наблюдения. Комплекс опытно – экспериментальной деятельности реализовывался  во время образовательной деятельности детей, совместной деятельности детей и педагога, прогулки, самостоятельной деятельности детей. Комплекс опытно – экспериментальной деятельности пронизывает все режимные моменты младших дошкольников, с целью повышения уровня развития познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также направлен на  формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность.

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы. Обогащался опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций.

Во время экспериментирования педагог совместно с детьми ставил цель, определял этапы работы, делал выводы. В ходе деятельности учил детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: Что мы делали? Что мы получили? 

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями.

Помимо занятий с воспитателем, дети проводили опыты и эксперименты самостоятельно. Каждый ребенок имел доступ к уголку экспериментирования. Дети повторяли опыты с водой, песком, воздухом, солнцем, бумагой, тканью и игрушками, увиденные на занятиях, тем самым, закрепляли полученные результаты, что способствовало повышению познавательной активности.

Проведённая работа позволила определить наиболее эффективные приёмы развития познавательной активности:

1. Использование игровых заданий, упражнения поискового характера и опытов, направленных на развитие у детей конкретных представлений;

2. Применение различных игр, игровых ситуаций;

3. Самостоятельная деятельность детей в процессе занятий;

4. Наблюдение непосредственных объектов;

5. Осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

С целью определения динамики в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста была проведена диагностика по тем же методикам, которые использовались при первоначальном изучении уровня познавательной активности детей. Результаты детей после внедрения дополнительного комплекса опытно – экспериментальной деятельности значительно возросли. Уровень развития познавательной активности, действительно, повысился. Дети начали чаще задавать вопросы, проявлять инициативу и самостоятельность, научились сотрудничать с другими детьми и педагогом. Комплекс опытно – экспериментальной деятельности помог систематизировать и расширить представления детей о живой и неживой природе и способствовал повышению уровня познавательной активности в целом. 

Опытно – экспериментальная деятельность как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы, воспитывает интерес и внимательность детей, развивает способности, вводит детей в жизненные ситуации, учит их действовать по правилам, развивает любознательность, формирует знания, умения и навыки. 

Развитие познавательной активности детей посредством опытно – экспериментальной деятельности следует начинать именно в младшем возрасте, для того, чтобы не упустить период «Почемучек», это такой период, когда ребенок задает множество вопросов, когда ребенка  начинают интересовать объекты и предметы окружающего мира, их явления. 

В процессе постоянного познания нового, экспериментирования, экскурсий, опытов, решения задач – дети выступают как исследователи, они познают скрытые связи и отношения объектов.

Важная особенность этого процесса состоит в том, что в нём имеет место две противоречивые тенденции: преобразование раскрывает перед ребёнком новые стороны и свойства объектов. А новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования. Только на этой основе у ребёнка будет постоянный интерес к чему-то новому.

Список литературы

  1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Айдашева Г.А. ­– М: Феникс, 2004. – 326 с
  2. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / Белых В. А. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 46 с
  3.  Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / Волостникова А. Г. – М: Просвещение, 2011. – 362 с
  4. Дусавицкий А.К. Формула интереса / Дусавицкий А.К. – М: Педагогика, 2009. – 78 с
  5. Сели Д. Очерки по психологии детства / Сели Д. – М: Феникс, 2009. – 188 с
17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий