Автор: Климушко Екатерина Ивановна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук
Проект: "WEB-психология - сегодня"

Возможности и ограничения псиxологического консультирования в киберпространстве

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные последствия активного осваивания киберпространства человеком в рамках психологического консультирования. Показано основное влияние Интернета на личность, на процесс коммуникации, на процесс психотерапии. Проанализированы возможные преимущества и недостатки реализации психологического консультирования в киберпространстве как для клиента, так и для консультанта.

Ключевые слова: психологическое консультирование, психотерапия, киберпространство, онлайн-консультирование, личность, коммуникация, информационные технологии.

В настоящее время в связи с интенсивным развитием информационных технологий, прочно вошедших в жизнь каждого человека, существует необходимость трансформации многих областей деятельности в сферу киберпространства. Не менее актуальным данный вопрос является и в области психологического консультирования: с одной стороны практикующие психологи пытаются активно осваивать киберпространство в рамках своей профессиональной деятельности; с другой – появилось огромное количество различного рода психологических проблем, вызванных информационными технологиями. Эти две стороны могут являть собою огромное поле для психологических исследований. В данной работе рассмотрим непосредственно особенности практики психологического консультирования в киберпространстве.

Активно развивающаяся в настоящее время «онлайн-психология» предлагает удобство и доступность психологического консультирования. Бытует мнение, что такой формат так же эффективен, как и консультирование лицом к лицу. Это связывают с анонимностью, которую предлагает нам Интернет, что облегчает эмоциональное выражение клиентов, которые хотят сохранить свою интимность, когда говорят о своих личных трудностях. Либо потому, что они чувствуют себя неловко, либо не могут говорить об этом традиционным способом. Еще одним преимуществом этого нового вида терапии является то, что он обеспечивает легкий доступ к онлайн-психологам разных направлений и квалификаций. В психологии существует множество направлений и ориентаций: системная, когнитивная, поведенческая, гештальт, психоанализ, психодинамика и т. Д. У каждого из них свой подход к различным расстройствам или проблемам. Таким образом, онлайн-психология позволяет людям общаться с психотерапевтом, который наилучшим образом соответствует их конкретным потребностям, что в свою очередь увеличивает шансы на успешную терапию.

Современные информационно-коммуникационные технологии включают компьютеры, планшетники, электронные приставки, мобильные телефоны и смартфоны, системы виртуальной реальности, сети авторизации банковских карт и других платежных инструментов, Интернет, социальные сети и многое-многое другое. Такие технологии преобразовали деятельность каждого человека, даже современную культуру в целом (Войскунский, 2010)  [1]. Все эти технологии в той или иной степени могут использоваться для реализации психологического консультирования и имеют свои преимущества и недостатки.

Как только специалист прибегает к какой либо из перечисленных технологий для реализации психологического консультирования, это приводит к тому, что естественный процесс взаимодействия перемещается в техническую среду – в киберпространство   Киберпространство – взаимосвязь технических, информационных и социальных реалий мира – рассматривается рядом авторов как структура, создающая «виртуальную» реальность для человека [2]. Определенно такая трансформация не может пройти без каких-либо последствий для самого процесса и его участников.

Так, многочисленными исследованиями было изучено и показано влияние Интернет-среды, осуществляемое непосредственно на саму личность. Например, в своей работе Козлова Н.С. [3] выделила три основных фактора, которые складываются во взаимодействии личности и Интернета:

1. Первый фактор «Негативное влияние: торможение развития». В результате активной вовлеченности человека в Интернет-среду обнаруживаются следующие последствия: люди во многом перестали читать, появилось ощущение деградации, перестали посещать театры, кино и т. д., ухудшились коммуникативные навыки, сформировались заблуждения и ошибочные мнения, потерялись контакты с определенными людьми.

2. Второй фактор «Позитивное влияние: коммуникативная сфера». Как и у всех феноменов, у Интернета есть положительные эффекты. Например, увеличилось число людей, с которыми осуществляется взаимодействие, нет потери контактов с определенными людьми. улучшилась самооценка, стало проще общаться, стало больше открытости.

3. Третий  фактор «Отрицание негативного влияния: разносторонняя активность». Возросла возможность развлечений в целом, стало больше информации о событиях в мире, стали легчедоступными сведения о других, возросла интенсивность общения, увеличилась эрудированность, люди больше стали смотреть фильмов, слушать музыки.  

Помимо того, что меняется сама личность, также меняется и процесс взаимодействия людей в Интернете - меняется процесс коммуникации. Многие показывают отличительные особенности Интернет-коммуникации, изменения личностных компонентов или эмоционального состояния человека и многое другое [4]. Так, Белинская Е. П., Войскунский А. Е. и Жичкина А. Е. [5] выделили ряд общий особенностей, которые имеет общение, опосредованное Интернетом:

1. Анонимность (имеется в виду отсутствие достоверной или неполнота предоставляемой информации о собеседнике, что «психологически освобождает пользователя от необходимости подлинной самопрезентации» [5, c.24]).

2. Физическая непредставленность (в сочетании с анонимностью устраняет рад коммуникационных барьеров, таких как социальный статус, привлекательность, коммуникативная компетентность, пол, возраст и др.).

3. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях фактического отсутствия невербальной информации.

4. Нерегламентированность поведения (отсутствие четких правил online-коммуникации).

5. Снижение психологического и социального риска в процессе общения (по причине анонимности и безнаказанности).

6. Компенсаторная виртуальная эмоциональность (сложности в трансляции и презентации своего эмоционального состояния собеседнику в случае острой необходимости компенсируются наличием знаковой системы – «смайлы» и «стикеры»).

7. Использование разных способов сетевой коммуникации (e-mail, социальные сети, «мессенджеры», форумы, чаты и др. – предлагают высокую вариативность возможностей самопрезентации и ее корректировки) [5, с.20-26]. 

Таким образом, мы видим, что и участники, и базовый процесс, на который надстраивается консультирование, претерпевают значительные изменения в киберпространстве. Но прежде чем перейти к рассмотрению особенностей практики психологического консультирования в киберпространстве имеет необходимо вспомнить, в чем суть непосредственно психологического консультирования.

Так, в книге общеизвестного Р.Кочюнаса [6, с.4] имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1.Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2.Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3.Консультирование способствует развитию личности.

4.В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5.Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Очень важными и незаменимыми элементами в психологическом консультировании являются консультативный контакт и терапевтический климат. Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения [6, с.39].

Терапевтический климат по Р.Кочюнасу состоит из двух компонентов: из физических составляющих (оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве, структурирование выделенного для консультирования времени) и из собственно эмоциональных компонентов (создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента) [6, с.43].

Если же рассматривать данные элементы через призму киберпространства, то естественно в них будут происходить закономерные изменения, которые в свою очередь повлекут трансформацию всего психотерапевтического процесса. Так, если сущность и цель консультирования останутся неизменными, то вот налаживание консультативного контакта между терапевтом и клиентом искажается ввиду «выпадения» перцептивного компонента из процесса общения. Это приводит к сужению и искажению способов выражения чувств и установок и у клиента, и у терапевта.

Но еще большим изменениям будет подвергаться терапевтический климат. Можно предположить, что восприятие физических составляющих будет скорее улучшаться и благоприятствовать психотерапевтическому процессу, ведь благодаря Интернет-технологиям в данном процессе клиент может находиться у себя дома в привычной обстановке и комфортных условиях. Что же касается собственно эмоциональных компонентов, то здесь можно предположить появление в большей мере негативных изменений и опять же именно по причине нарушения перцептивного компонента. Отсутствие полноценной перцепции в процессе психотерапии не позволит использовать многие методы и инструменты, появляется сложность в распознавании эмоциональных реакций, отсутствие восприятия невербальных реакций участников процесса (жесты, мимика, позы)  –  всё это будет затруднять и затягивать процесс психологического консультирования, значительно снижая его эффективность.

Резюмируя вышесказанное, можно обозначить следующие недостатки  интернет-консультирования:

Помехи, связанные с проблемами интернет соединения, могут нарушить и/или затруднить психотерапевтическое действие.
Консультант лишен такой важной стороны информации, идущей от клиента, как невербальная информация.
Клиент может в любую минуту прервать разговор.
«Заочность» психологической помощи также существенно затрудняет профессиональную эмпатию по отношению к клиенту.
Несмотря на такое относительно пессимистичное заключение о перспективах онлайн-консультирования, современные процессы указывают на то, что в будущем такой способ оказания психологической помощи будет увеличиваться в масштабах, развиваться и активно применяться на практике.

В связи с этим можно обозначить потребность совершенствования существующих и создания новых инструментов, максимально эффективных в своем роде. Также стоит указать на необходимость изначального обучения и формирования у практикующих психологов соответствующих компетенций, связанных с онлайн-консультированием.

Целью деятельности любого специалиста в Интернет-среде является понимание особенностей сетевой среды, эффективный и быстрый поиск необходимой информации и оптимальное использование всех возможностей киберпространства для профессиональной практической и научной деятельности. Компетентный в киберпространстве психолог должен знать информационные процессы, происходящие в Интернет-среде, и характер их воздействия на личность (на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях), также эффективно содействует интернет-социализации личности, помогает в преодолении таких проблем, как интернет-травля, кибербуллинг, столкновение с травмирующим контентом, враждебными сообществами, негативным воздействием маркетинга и пропаганды, манипулятивными технологиями (группами смерти, ботами) и т.д.

Практикующие в киберпространстве психологи должны уметь эффективно использовать современные технологические средства для коммуникации и эффективной работы; обладать навыками регуляции и саморегуляции; анализировать информацию разных типов (текстовую, визуальную и т.д.); владеть навыками управления персональной и интерперсональной  динамикой в киберпространстве, фасилитации, и модерации; проводить оценку эффективности работы в киберпространстве; проводить исследования в Интернет-среде.

При развитии профессиональных навыков и успешной их адаптации к условиям и возможностям киберпространства психологическое консультирование в Интернет-среде будет иметь целый ряд преимуществ. Так, например, для клиента можно выделить следующие преимущества:

Доступность.
Анонимность.
Комфортность.
Возможность выговориться, как минимум, не остаться «один на один» со своими чувствами и переживаниями.
Возможность прервать контакт в любой момент.
«Неявность» психологического характера.
Также в изучаемом процессе определенно есть преимущества и для  консультанта:

1. Гибкий график работы с клиентами.

2. Отсутствие  арендной платы за помещение, оборудование.

3. Возможность безоценочного отношения к клиенту.

Таким образом, последние инновационные технологические разработки активно меняют большинство общественных процессов, и психологическое консультирование не является исключением. Это влияние закономерно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Задача современных психологов (и ученых, и практиков) заключается в том, чтобы максимально быстро освоить и внедрить положительные эффекты информатизации, и в то же время также быстро свести к минимуму возможные его негативные последствия.

Библиографические ссылки:

1. Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической  науки и практики [Электронный ресурс] / А.Е. Войскунский– Режим доступа: http://cyberpsy.ru/articles/vojskunskij_cyberpsychology/. – Дата доступа: 26.09.2019.

2. Обыденкова В.К.  Предпосылки становления киберпедагогики как науки 21 века / В.К. Обыденкова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. Социально-историческое измерение информационной культуры. –2015. – №2 (10) – с.86-102.

3. Козлова, Н. С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность / Н. С. Козлова // Журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2015. – №3. –  с.274-285.

4. Климушко Е.И. Исследование отношения студенческой молодежи к Интернет-коммуникации [Электронный ресурс] / Е.И. Климушко // Психологический научно-методический электронный сборник «Web-психология – сегодня», 2019. – Режим доступа: http://школасегодня.рф/articles/211.html – Дата доступа: 26.09.2019.

5. Белинская, Е. П. Психология Интернет-коммуникации: учеб.пособие / Е. П. Белинская. — МПСУ: МОДЭК Москва Воронеж, 2013. — 192 с.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: «Академический проект», 1999.  –240 с.
 

29 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий