Автор: Киселева Валентина Алексеевна
Страна: Российская Федерация
Город: Северская
Организация: МБУК МО СР "Межпоселенческая библиотека"
Проект: "Чудо-дерево"

"Гениальный байстрюк"

 

Читая публикации философов и психологов, понимаешь и соглашаешься, что бытие определяет сознание.

То есть, как живет ребенок, таким и вырастет. А у нас, на Кубани, говорят: кобыла ряба и лоша рябэ. И вступают в противоречие оба утверждения. Мне остаётся выбрать одно из двух. Оба утверждения как будто правильны. Склоняюсь, все-таки, к генетическому наследованию и взглядов, и мировоззрений, и характеров.

Испокон века на юге России детей, родившихся вне брака, называли грубо и обидно – байстрюк. Такого ребенка ограничивали в общении со сверстниками, чьи родители стояли выше на классовой лестнице, ущемляли в учебе. И «прочая, и прочая, и прочая», как говорили во времена детства Николай Васильевича Корнейчукова, которого мы знаем, как Корнея Ивановича Чуковского – известнейшего поэта, прозаика и переводчика. Талантливый и образованный, благодаря постоянному самообразованию, блестящий мастер слова, как высинилось со временем, прожил совсем не счастливую, гладкую и благополучную жизнь. Вероятно, дело в его детстве, наложившем отпечаток на дальнейшую жизнь.

Его матушка, крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова приехала в Санкт-Петербург в поисках «Лучшей жизни». ЕЙ повезло. Миловидную, чистенькую, аккуратную девушку взяли горничной в дом состоятельного врача Левенсона.

То, что случилось дома, тогда в конце 19 века, было обычной историей. Простодушная, доверчивая девушка сама не заметила, как стала любовницей хозяйского сына-студента. От Эммануила Соломоновича она родила двоих детей: старшую Марусю и Николая.

Но чудес не бывает. Никто не отменял сословные «приличия» и правила. И уже через месяц-другой, после рождения сына, благородный папенька женится на богатой девушке, что вполне устраивало родителей жениха и невесты. Катерине осталось уехать. И так она с детьми оказалась в Одессе.

Мальчик болезненно переживал то, что его, как ученика «низкого» происхождения исключили из пятого класса одесской гимназии. Иначе и быть не может – главное приличия!

А мать тащила на себе самую тяжелую работу, лишь бы дети получили образование. При этом учила детей не обижаться и не ругать своего папеньку.

Только любовь и забота матери помогали пережить обиды, нанесенные взрослыми и детьми, когда называли его «байстрюком» и «безотцовщиной». Унижения из детства перекочевали в потаенные уголки памяти, и остались на всю жизнь.

Но рядом было другое воспоминание, как противовес болезненному и негативному – их жизнь с мамой во флигеле, в комнате, которую мама превратила в нечто чудесное. Цветы и вышитые ее руками занавески и рушники дышали счастьем.

Оказалось, что у Николая мамина душа: любящая, помогающая стойко переносить все невзгоды. А еще уверенность в том, что, если чего-то хочешь сделать – работай и мечтай. В этом мире мама была для него, как маяк для моряка в бурном море.

Как когда-то маме, Николаю хотелось найти место, где будет другая «лучшая жизнь».

Молодой человек таким местом видел Австралию. С необычайным рвением и упорством он занимается самообразованием, изучает иностранные языки.

Впоследствии его начитанность и целеустремленность очень помогли в жизни.

Однажды друг рекомендовал его репортером в «Одесские новости». Именно здесь, молодой человек, недавно женившийся, получает возможность увидеть то желаемое место, где, скорее всего, и есть искомая «лучшая жизнь». Он с молодой женой отправляется в Лондон. Но и здесь, как и в Одессе, он не изменяет себе – работает и учится.

А дальше…

1905 год, восстание на «Потемкине», отъезд в Петербург и арест, за оскорбление величества».

Потом работа, друзья, которые не просто знамениты, это великие художники, писатели, поэты. И работа, работа, работа.

Не однажды приходилось слышать, что именно страдания делают человека сильным и цельным или ломают навсегда. Корнея Ивановича Чуковского они сделали тем, кем мы его знаем. Умного и обаятельного собеседника, потрясающего критика и автора произведений для детей которых любил, у которых учился, кого изучал всю жизнь и писал об этом. Так родилась книга «От двух до пяти».

Наверное, отсутствие полной семьи в детстве, сделало его верным супругом и любящим отцом.

Но боль утрат преследовала всю жизнь. Его Машенька, дочь для которой и рядом с которой сочинял сказки, в десять лет умерла на его руках. А ему так хотелось отвлечь ее от боли смешными сказками.

Осенью 1941 года на фронте погиб его сын Борис, в 1955 ушла из жизни любимая жена.

Как и его дети, великий сказочник умер осенью, в 1969 году.

52 осени проплакали дождями, засыпали землю золотыми россыпями, 52 зимы, весны и лета прокатились по миру.

Выросли дети, которым мамы и папы читали «Чудо-дерево» и «Бибигона», «Краденое солнце» и «Телефон». Теперь они читают и неумирающие сказки своим детям.

Живы и здоровы Айболит и Бармалей, Крокодил и царь Пузан, поит чаем своих гостей Муха-Цокотуха.

Так что же определяет сознание человека, быт или гены? Что определяет жизненный путь? Что сильнее – обиды или любовь?

Если перечитать переводы, сказки, критику Чуковского, посмотреть неумирающие мультфильмы по его произведениям, становится понятно: любовь, только любовь делает нас не просто людьми, а людьми способными прожить жизнь так, чтобы оставить после себя наследство, которого хватит детям на всей земле.

 

4 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий