Автор многочисленных публикаций по истории и теории искусства Александр Пустовит в своём курсе «Этика и эстетика» подробно рассказывает о проявлении золотого сечения в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Если изложить объемную лекцию кратко, то получатся три тезиса:
• Золотой пропорцией всего произведения является момент, когда Сальери принимает решение об убийстве Моцарта во втором монологе;
• В первой сцене точка золотого сечения – это краткое изложение всего трагедийного конфликта;
• Во второй сцене – момент, когда Моцарт выпивает яд
В произведениях гениев практически всегда действует правило третей. Однако сложно себе представить, чтобы Пушкин или Ахматова высчитывали строки, чтобы попасть в третью треть стихотворения. Многие профессионалы стараются следовать канонам, но захватывающего произведения литературы или живописи создать не могут. Значит ли это, что талант первичен? Но нам также известно, что Леонардо да Винчи «проектировал» свои произведения по четким правилам.
В пропорциях человека точкой золотого сечения является пуп.
Мы неосознанно воспринимаем всё, что сделано по спирали золотого сечения, прекрасным и гармоничным. Ряд Фибоначчи также приближен к золотой пропорции. Храмы Древней Греции и Египетские пирамиды созданы по формуле прекрасного.
Мода, вкусы и тенденции меняются от сезона к сезону, но каноны пропорций остаются неизменными вот уже несколько тысяч лет у людей и миллиарды лет – у Вселенной.
(Автор статьи — Светлана Родина)