На протяжении всей истории ритуалы играли важную роль в жизни человека. Ежедневно взрослые и дети совершают множество маленьких ритуалов, даже не задумываясь об этом. Они помогают нам организовать свой день, настроиться на определенное дело, подготовиться к важному событию. Ритуал пробуждает в нас определенные эмоции и проявление личных качеств.
Некоторые ритуалы помогают подростку справиться с тревожностью, успокоиться и почувствовать себя увереннее. Кто-то перед важным событием или публичным выступлением сидит молча в одиночестве – своеобразная форма старинной традиции «посидеть на дорожку». Кто-то проговаривает про себя особые, «магические» слова – отсылка к народным заговорам и молитве. Среди подростков очень распространены «ритуальные» предметы, являющиеся по сути своей фетишами: счастливая кружка, элемент одежды или аксессуар.
При всей «жизнеспособности» личных, семейные и общественные ритуалы по большей части утрачены: в семьях отсутствуют маленькие традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Даже при исполнении праздничных ритуалов у наших современников утеряно понимание, зачем они нужны: какова история праздника, как он зародился, какое значение в него вкладывали наши предки. Ребенок при этом тоже не задумывается, почему принято совершать те или иные действия в определенные праздничные дни.
А между тем народные обычаи – неотъемлемая часть культуры. Она включает в себя материально-практические, эстетические и духовные ценности. Ценности в свою очередь отражают мировоззрение их носителей. В форме традиций они передаются из поколения в поколение, помогают не «изобретать велосипед», а на основе опыта прошлого создавать морально-эстетическую основу, на которой вырастает достойный, образованный человек.
Одной из первостепенных целей ДШИ.онлайн является приобщение детей и подростков к применению на практике в обычные и праздничные дни всего того, что накоплено в области культуры и искусства в нашей многонациональной стране. Уникальные методические разработки Школы искусства способны привить понимание этой культуры в форме, близкой молодому поколению, пробудить чувство идентичности с ней.
Ребёнок вместе с педагогами сможет разгадать первоосновы, казалось бы, знакомых элементов повседневной жизни. Он станет частью культурной среды и создаст свои особенные традиции на базе опыта прошлого. Всё это, несомненно, поможет создать прочную связь между поколениями и вывести на новый уровень взаимоотношения с друзьями и сверстниками.
(На иллюстрации: © Богданов-Бельский Н.П. "День рождения учительницы". 1920. Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан)