Борисова Варвара, 11 класс
“Хоть весь мир земной люблю, а мне всегда желанна Шуя”
На берегах живописной реки Тезы, раскинувшейся атласной голубой лентой среди бескрайних просторов Ивановской области, в окружении вековых дубов и изящных берёз, там, где невольно обретаешь свободу настоящего русского человека, расположился старинный город Шуя. Торжественно возвышается над городом колокольня Воскресенского собора, вокруг которой пёстрой сетью уютных улочек выстроились дома с резными наличниками и нарядными палисадниками. Здесь живут люди, которые любят свой город и гордятся его богатой историей.
Каждый российский город по-особенному красив. Что же по-настоящему украшает город? Природа? Архитектура? А, может быть, главным украшением города являются люди, которые там живут? Эти вопросы я часто задаю себе, путешествуя по России. Наверное, мне нужно благодарить судьбу за то, что она свела меня с чудесным городом Шуя. Это место наполнено пленяющим поэтическим великолепием, ведь именно в Шуе, в доме на берегу реки, окруженном обширным садом, провёл своё детство и юность русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт.
“...Его стихи не только понятны и близки, они как будто давно знакомые и родные напевы и магические заклинания, в них я узнаю то, что когда-то знал…”- пишет о Бальмонте критик Алексей Косенко. И все, кто кто знаком с поэзией Константина Бальмонта, отмечают особую мелодичность его произведений. Поэт пишет:
Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Сначала эти строки могут насторожить читателя, заставить его думать, что автор нахваливает свой талант. Но стоит лишь дочитать стихотворение до самого конца, как всё встаёт на места:
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.
Константин Бальмонт сравнивает себя со стихом, будто одушевляя его. Поэт хочет сказать, что поэзия - это и есть его жизнь, со всеми подъемами и падениями, открытиями и разочарованиями. Но самое главное, что эта жизнь протекает плавно и певуче, словно русская речь в стихах Бальмонта.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон и ладан богомолья.
Читая это стихотворение, чувствуешь не только любовь поэта к родному языку, но и вечную нежную привязанность к природе России и её тёплым традициям. Ведь Константин Бальмонт очень много путешествовал. Но где бы он ни был, поэта всегда тянуло поскорее вернуться домой, в Россию, а особенно в милую сердцу Шую. Однажды Бальмонт сказал: “Хоть весь мир земной люблю, а мне всегда желанна Шуя”. Родина - это то, что всегда вдохновляло писателя на новые произведения. Именно в гармоничности природы родного края он находил ту мелодичность, которой мы восхищаемся.
Константин Бальмонт, словно волшебник, придаёт молчанью голос: “Я слушаю, как говорит молчанье”, а солнцу запах “В Солнце звуки и мечты,\ Ароматы и цветы”. Его стихи заставляют забыть обо всём и просто наслаждаться жизнью, каждым её мгновением. Особое место в своём творчестве поэт отводит Солнцу. Он восхищается его силой, молодостью, величаем, недосягаемостью. Ведь всё, что нас окружает, связано с этой звездой. “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…” - так считает Константин Бальмонт. Каждый росточек, каждое живое существо стремится к солнцу, словно к чему-то божественному, значимому. Бальмонт призывает читателей:
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
После прочтения стихотворений Бальмонта, мир словно открывается с другой стороны. Уже по-новому, ярче светит солнце, ветер игриво ласкает волосы и шепчет:
Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны,
Под солнечным блеском палящим
И под влажным мерцаньем луны...
Теперь мне так хочется думать о чём-то далёком, таинственно-прекрасном, мечтать. И когда-нибудь обязательно снова приехать в Шую, в город, где когда-то искал вдохновение великий поэт, Константин Дмитриевич Бальмонт. Может, и я найду?