В одной из московских школ учителем литературы работал волшебник. Он встречался с ребятами не только на уроках, но и навещал их в их снах.
И вот однажды на внеклассном уроке, посвященном Дню Москвы, учитель отметил для себя, что его ученикам понравилась песня Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве», и решил взять их в волшебное путешествие и познакомить с творчеством поэта.
Обернувшись огромным чешуйчатым драконом, волшебник забрал ребят из их снов, посадил их себе на длинную-длинную спину и унес далеко за пределы школьной жизни. По прибытии мудрый Дракон обратился к детям с такими словами:
- Вас встречает Поэзия, у неё свои особые законы. Но главное чудо всегда сокрыто от глаз. Его предстоит обнаружить.
Чтобы они не потерялись, Дракон предложил заглянуть в один уголок.
- Побродите, соберите дары. Выбирайте то, что, на ваш взгляд, отличает именно это место, - напутствовал учитель.
- Пусть сегодня им станет поэтическое наследство Геннадия Шпаликова.
Ребята разбрелись по странным переулкам. Там все было плоским, черно-белым. Люди встречались, одетые, как на фотографиях в старом семейном альбоме. Улицы сами бежали под ногами, а в пустом сквере ветер играл страницами стихов.
Ребята узнавали Москву середины прошлого века, или, скорее, – старые фильмы о Москве и москвичах.
Когда дети вернулись, в руках каждого был отрывок стихотворения. И тогда мудрый дракон сказал:
- Я вижу, что многие из вас унесут с собой частичку этого мира. Я рад. Это значит, вы будете частыми гостями в стране Поэзии. Но сейчас давайте посмотрим, удалось ли вам приблизиться к её тайнам. Поэтому вам посвящаются эти стихи.
– Они понятны и просты, - оживились ребята.- Они трогательные и веселые!
- Вот послушайте, - настаивал белобрысый мальчонка с подвижным взглядом, - Мне очень нравится это стихотворение:
Мимозы продают у магазина,
Голуби в небе –
Не знаю чьи, И радужно сияют
От бензина
Лиловые
Московские
Ручьи.
Оно жизнерадостное и очень красиво звучит – слышится весеннее чириканье.
- Неправда, - сказала круглая отличница, - оно очень низкого стиля! Вот что по-настоящему красиво звучит:
А если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве…
Маша, бежавшая из соседнего переулка, крикнула:
- Мне нравится про «соленый Тихий океан!». Мне представляется человек, из под его ног разлетаются брызги.
- Я заметил, - шёпотом сказал Петька, что у Шпаликова любовь всегда связана с весной, с зеленым цветом… «Я к вам травою прорасту, попробую к вам дотянуться»,- означает, что его нельзя выгнать, отмахнуться, потому что его чувство должно вырасти в нечто большое и прекрасное.
Как почка тянется к листу
Вся в ожидании проснуться.
Она тянется к самой себе в ожидании стать листом, это предрешено.
- Оглянитесь, - остановил их дракон, - мы с вами уже на пороге открытия.
Бумажки в руках ребят ожили, строчки зазвучали, все вокруг преобразовалось в нахлынувшем вихре радости, холодного одиночества, щемящей тоски. Ритмы звучащих стихов заставили учащённо биться сердце, и хотелось бежать вприпрыжку по улицам. Дракон заговорил:
- Этот волшебный вихрь вы вызвали сами, соприкоснувшись с чудом поэзии. Когда поэтические образы оказываются восприняты живой, тонко чувствующей душой, они уже ничего не сообщают, не рассказывают и не описывают, а прямо завладевают ею. Вот и вы перенеслись сейчас в мир, полный надежд, тревог и раздумий талантливейшего поэта, который родился ровно 80 лет назад и жил в далекую от вас советскую эпоху. Но как живо трогают эти неожиданные образы! Мы помним вас и «видим вас», Геннадий Шпаликов, и «эту улицу ночную» той старой Москвы, которая до этой встречи вовсе не была нам знакома!
Дети стояли, погружённые в мечтательную задумчивость, и мудрый дракон с улыбкой окутал их облаком сна. Завтра они проснутся в своих кроватях, а на переменке в школе кто-нибудь обязательно забежит в библиотеку за томиком стихотворений Геннадия Шпаликова.