Автор: Таможникова Светлана Евгеньевна
Страна: Российская Федерация
Город: станица Старощербиновская
Организация: МБДОУ ЦРР - детский сад № 9 музыкальный руководитель
Проект: Вне проекта

"Казачки наши солнца краше!"

 

Звучит тихая казачья музыка – фонограмма песни

Воспитатель:                                       «Зима».

Зима настала. Каждый день забота.

Нет времени казачке отдыхать.

Всегда найдется для нее работа,

Обед настряпать, в хате все убрать.

Заштопать вещи, вывязать карпетки,

К подъюбошнику кружева пришить,

Игрушки смастерить для малых деток,

                                  Весь день-деньской приходится спешить.  /И.Мордвина/

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята. Мы уже с вами хорошо знаем, кто же такие – казаки.  Казак – это не только отважный, сильный, смелый воин. Он  с огромным уважением относился к женщине-казачке, будь это его мама, любимая жена, сестра, или просто незнакомая женщина. Воспитывали казаки своих дочек иначе, чем сыновей, с детства прививая им трудолюбие, опрятность, терпимость, доброту. И вырастала она настоящей хозяюшкой.

Воспитатель:         Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней.

Казачек все любили, уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и бою.

Им почести повсюду воздавали,

                                         Так было на Кубани, Тереке, Дону!       /И. Мордвина/

Музыкальный руководитель: Казачки вставали рано и трудились  весь день. Они говорили:

  1. Хто рано встае, тому Бог подае.
  2. Раньше встанешь – больше сделаешь.

Когда казаки были в походах, казачки возделывали поле, огороды, бахчи, виноградники, ухаживали за скотиной. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стрепали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вышивали, вязали. Могли и болезни лечить, и хату подремонтировать, или, как говорили в старину, - подправить.

Воспитатель:  Главная забота казачек – домашние хлопоты. Они  говорили:

  1. Казачка  - хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
  2. Она все прибирает, подавает, одна за всех отвечает.

Музыкальный руководитель:   Иногда бывало так, что казаки уходили в поход на долгое время – на месяцы, годы. Так вот, казачки умели ждать мужей, как никто другой. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в руке. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Казачка кланялась в ноги  коню, чтобы тот уберег ее любимого.

Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте песню в исполнении женской группы Государственного Кубанского Казачьего хора «Полюбыла Петруся».

 

Слушание. Песня  «Полюбыла  Петруся».

/слушание сопровождается презентацией «Казачки»/.

 

Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, какой характер у этой песни?

Дети:  Музыка песни грустная, печальная, жалобная, просящая, медленная.

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему у этой песни именно такой  характер?

Дети: Потому что казачка ждет своего казака и скучает о нем.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Всем сердцем она желает своему любимому скорейшего возвращения домой, где его ждали и дети, и старенькие родители,  которые старались поддерживать большое хозяйство, пока казак был на войне. Ведь работы было очень много. В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору – уборка урожая. А зимой с раннего утра до поздней ночи женщины ткали, шили, пряли.

 

Музыкальный руководитель: Уже с 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. Кубанские казачки очень любили заниматься вышивкой,   плетением кружев. Народные мастерицы вышивали  салфетки, вязали подзоры, ткали половики. С особой любовью и старанием работали над рушниками для « красного угла», где располагалась « божница».

/ детям показывают рушники/.

Музыкальный руководитель: Работа обязательно сопровождалась песнями. Послушайте  одну из самых красивых песен, которые пели казачки, занимаясь работой. Песни, которые вы сегодня услышите, звучат  не на чистом русском языке, как мы с вами привыкли разговаривать, а на особом кубанском наречии. Почему кубанские казаки говорили и пели именно так, я вам расскажу на следующем занятии, но характер музыки, ее настроение вы все равно почувствуете.

 

Слушание.

Песня  « Як  бы я мала крылья орлиные»

/ песня в исполнении ансамбля « Криница»/.

 

Музыкальный руководитель: Ребята, какая по настроению песня сейчас прозвучала?

Дети: Спокойная, плавная, напевная, протяжная, задумчивая, светлая, мечтательная.

Музыкальный руководитель: Правильно. Но песни пели разные и грустные, и спокойные, и веселые. Сейчас наши девочки  тоже исполнят для всех нас кубанскую песню « Ой сад, ты мой сад».

Девочка:  А я знаю, что на Кубани говорили:

  1. Где песня льется – там весело живется.

 

Песня « Ой сад, ты мой сад».

/ исполняют девочки/. 

Музыкальный руководитель: Спасибо вам, девочки, за песню звонкую. Вот так и жили казаки да казачки – трудились и своим трудом украшали землю кубанскую. А после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы та девчата у плетня, чтобы отдохнуть. А какой же отдых без  забавных игр и веселых плясок! И сейчас мы  посмотрим на экран и полюбуемся на замечательный танец в исполнении  хореографической группы  известного нам коллектива. Танец  называется «Подушечка».

Видеономер. Танец «Подушечка».

/используется мультимедийная установка/.

 

Музыкальный руководитель: А сейчас, а сейчас начнем и мы казачий перепляс.

Ну, ребята, что сидите? В зал скорее выходите.

Ждем от вас веселой пляски,

Радости, как  в старой сказке.

 

Свободная танцевальная импровизация

под веселую казачью музыку.

/дети после танца садятся/.

 

Музыкальный руководитель: Ребята, казаки и казачки очень ценили семью, дом. Если в доме взаимопонимание, доверие,  тепло и уют, то это они и называли настоящим семейным счастьем.

Воспитатель:  В старину говорили: «Создать семью нелегко, а  сохранить еще труднее». В каждой семье бывают не только радости, но и беды. И казаки, казачки, их дети всегда поддерживали друг друга в любой ситуации.  Какие вы  казачьи пословицы знаете о семье?

Пословицы о семье.

/говорят дети/.

  1.  Дом вести - не рукавом трясти.
  2. Когда семья вместе и сердце на месте.
  3. При солнышке тепло, при матери добро.

 

Музыкальный руководитель:  И, конечно же,  казачки любили и уважали гостей. Выставляли на стол самой вкусное и лучшее. Может быть, кто-то знает пословицы и про гостеприимство казачек?

 

Пословицы  про  гостеприимство.

/говорят дети/.

  1. Встречай гостей хлебом – солью, а провожай добрым словом.
  2. Для хорошего гостя и ворота настежь.
  3. Умел в гости звать – умей и угощать.

 

Музыкальный руководитель: Собираясь вместе, казаки и казачки с гостями любили петь песни, играть в старинные казачьи забавы.  Я приглашаю девочек.

                                                Как музыка  начнет играть,

Надо ниточку в клубочек мотать.

А как музыка закончит играть,

Значит, хватит вам ниточку мотать.

 

Игра для девочек « Намотай клубочек».

 

Воспитатель: Ребята, отдохнули вы немного – пора и за работу приниматься. Я предлагаю девочкам  украсить  казачьи юбки и сорочки. Мы говорили о том, казачки были настоящими  мастерицами, любили  вышивать необычайно яркие, непохожие  друг на друга узоры на своей одежде.

А мальчики попробуют себя в роли гончаров и изготовят  глиняную посуду – макитру или миску.  / показывает образец/.

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ  ПРОДУКТИВНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

/дети делятся на 2 подгруппы. Девочки  – « расписывают»  «юбки», «сорочки» бум, или  украшают аппликацией ; мальчикилепят из пластилина или глины  предметы  казачьей утвари/

/Музыкальное сопровождение – песни Кубанского Казачьего хора/.

/в конце занятия все дети рассматривают поделки друг друга/.

 

22 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий