Автор: Витебская Яна Николаевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Внутригрупповой фаворитизм в группе студентов

 

Белорусский государственный университет, г. Минск;
vitebskaya.yana@gmail.com;
Научный руководитель  –
Ачинович Тереза Иосифовна, старший преподаватель

В публикации автор обращается к проблеме внутригрупповой фаворитизма. С самого начала нашего вида и до наших дней люди жили, ели, работали и размножались, то есть выживали в группах. Эти группы расширялись от небольших, главным образом связанных родственными связями между собой, основанными на языке, национальности, религии, нынешнем географическом положении и даже, казалось бы, произвольных характеристиках, таких, как владение определенным брендом электронных устройств. Как вид, мы, как представляется, имеем замечательную тенденцию искать и отождествлять себя с группами.

Изучение взаимоотношений внутри группы в современном мире имеет решающее значение. Поэтому в качестве социально-психологического феномена для исследования выбран внутригрупповой фаворитизм.

Цель исследования – изучение наличия внутригруппового фаворитизма среди студентов, на примере одной группы. Объект исследования – студенческая группа. Предмет исследования – феномен внутригруппового фаворитизма.

Ключевые слова: внутригрупповой фаворитизм, взаимоотношений внутри группы,  студенческая группа.


Знаете ли вы, что конфликт для человека естественен? Что считать «своих» хорошими, а «чужих» плохими это нормально? Ненормально обратное.

Как часто мы, услышав о победе «наших» невольно радуемся и чувствуем удовлетворение… как часто в разрешении спора, «правым» оказывается тот человек, который ближе к нам, роднее… но самое интересное, что это естественная реакция.

Внутригрупповой фаворитизм часто является предпосылкой возникновения конфликтов, но одновременно выполняет необходимую для группы функцию создания или поддержания позитивной групповой идентичности. Говоря иначе, чувство принадлежности к группе и ее единство приобретается именно благодаря внутригрупповому фаворитизму.

В исследованиях М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения внутригрупповой враждебности за счет изменения ситуации внутригруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждого участника группы и требующих сотрудничества для их достижения) [1].

По мнению Лебедева И.Б. суть феномена внутригруппового фаворитизма заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп [4]. Этот механизм давно доказан психологами и является естественным для любого нормального человека.

По мнению Журавлева А.Л. и Познякова В.П. внешнегрупповая враждебность и агрессивность, как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций, используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований [2].

Исследования Г. Теджфела убедительно доказали наличие внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации во взаимодействиях даже «минимальных» групп. Впоследствии в нескольких десятках исследований, концептуально воспроизводящих эксперименты Теджфела, проведенных в различных странах с участием людей различного пола и возраста, были получены аналогичные результаты. Но еще более существенно то, что исследования реальных, а не «минимальных» групп и в естественных, а не в лабораторных условиях также выявили межгрупповую дифференциацию и дискриминацию [3].

С. Уорчел (1979) считает, что внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я» [5].

Эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения образования «Минский государственный областной колледж». Выборка исследования – 30 студентов специальности «маркетинг». Возраст испытуемых – 17-21 год, исследование проводилось без учета гендерных различий.

Для проведения исследования выбрано 3 теста, которые наиболее ярко и широко раскроют проблему внутреннего фаворитизма в исследуемой группе.

  1. Тест  «Насколько вы склонны к конфликтности» – данный тест будет предлагается студентам первым, так как с его помощью мы сможем определить наиболее ярких личностей, а также тех студентов, которые склонны к конфликтности и уязвимости, а также являются хорошими манипуляторами.
  2. Тест на сплоченность коллектива – данный тест поможет определить социально-психологический климат в группе, умение людей работать в команде и другие аспекты внутренней работы коллектива.
  3. Тест на влияние внешних факторов на коллектив – данный тест поможет понять как различные способы мотивации студентов, и проводимые мероприятия влияют на отношения внутри группы.

В совокупности все эти тесты помогут выявить феномен внутригруппового фаворитизм в коллективе и найти способы решения этой проблемы, которые удовлетворят всех членов группы. 

В ходе исследования студентам предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии одного к другому, к лидерам, выявить членов группы, которых группа не принимает.

Проявление феномена группового фаворитизма зависит от уровня социально-психологического развития группы, потому проведем тестирование студентов с целью выявления этого феномена. Для оценки уровня склонности группы  к конфликтности  студентам  был предложен первый тест  «Насколько вы склонны к конфликтности». С помощью этого теста определим наиболее ярких личностей, а также тех студентов, которые склонны к конфликтности и уязвимости, а также являются хорошими манипуляторами.

Полученные эмпирические результаты свидетельствуют, что среднее арифметическое набранных баллов студентов группы  составило 13 баллов. Это говорит о том, что группа любознательна, активна и заинтересована в продвижении не только себя, но и коллектива.

По результатам тестирования 23,3%  студентов набрали от 17 до 20 баллов, следовательно, они выступают в роли неформальных лидеров: эмоциональны, активны, стрессоустойчивы, уверены в себе, умеют отстаивать свою точку зрения, способны руководить и подчинять небольшие группы в коллективе. 23,3% - это по отношению ко всей численности группы практически четверть коллектива, стало быть, в группе возможны частые конфликты и разногласия. Но при возникновении конфликта со стороны другого коллективы, группа способна сплотиться и найти компромисс, а если понадобится, дать отпор противоборствующей стороне.

Далее для оценки уровня социально-психологического климата в группе, умения людей работать в команде и других аспектов внутренней работы коллектива студентам  был предложен второй тест на сплоченность коллектива.

Проведя сбор данных с помощью тестирования учащихся, получены следующие результаты: среднее арифметическое всех полученных баллов равно 11,33, что соответствует уровню под названием «Команда». Это говорит о том, что исследуемая группа студентов имеет высокий уровень сплочённости, что помогает им принимать оптимальные решения при выполнении различных задач. Каждый член коллектива осознает важность командной работы и рассматривает себя в первую очередь как часть команды, разделяя ответственность, мотивацию и вознаграждения других студентов и стремясь достигнуть не высоких индивидуальных показателей, а работая в первую очередь ради выполнения более глобальных целей.

Что бы оценить уровень влияния внешних факторов на коллектив и на отношения внутри группы студентам  был предложен третий тест.

По результатам тестирования получены следующие итоги тестирования учащихся: среднее арифметическое всех полученных баллов равно 19,03, что соответствует уровню под названием «Максимальный». Это говорит о том, что в исследуемой группе студентов имеется ярко выраженный внутригрупповой фаворитизм, что помогает им сохранить крепкие взаимоотношения среди своей группы. К другим группам проявляют ярко выраженную агрессию в виде физических действий, вспыльчивости, грубости и т.п. Студенты содействуют членам своей группы в противовес другой, для получения выгоды в свою пользу.

Подводя итог тестирования, мы видим, что в группе в процессе совместной деятельности, направленной на решение общей проблемы, наиболее ярко проявляется индивидуальность каждого участника.

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы, что в исследуемой группе студентов имеется ярко выраженный внутригрупповой фаворитизм, что помогает им сохранить крепкие взаимоотношения среди своей группы. К другим группам проявляют агрессию в виде физических действий, вспыльчивости, грубости и т.п. Студенты содействуют членам своей группы в противовес другой, для получения выгоды в свою пользу.

Таким образом, общая гипотеза исследования о том, что проявление феномена группового фаворитизма зависит от уровня социально-психологического развития группы полностью подтвердилась.

Библиографические ссылки

1. Андреева,  Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М. : Аспект Пресс, 2001.

2. Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 54. С. 24-32.

3. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. пособие / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос.ун-та, 2010 – 95 с.

4. Юридическая психология : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / И.Б. Лебедев [и др.]. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 479 c.

5. [Электронный ресурс] -  Режим доступа: poisk-ru.ru – Дата доступа: 20.02.2021.

94 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий