Автор: Орлова Любовь Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: г.Москва
Организация: учитель-логопед, педагог-психолог
Проект: Вознесение

«Добро делать спешить должно»: воспитание доброты, коррекция агрессивности

 

 

Темы

Теория

Практика

О доброте

«Добро не умрет, а зло пропадет»

 

Основные понятия о доброте. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. Добро. Зло.

 

Беседы и рассуждение о добре и зле. Чтение тематической литературы: «Царевна-лягушка» (рус.нар.сказка в обраб. М.Булатова, Л.Толстой «Косточка». Игра-сказка, драматизация по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» (использование «сыпучей» основы).

Доброжелательность

«Завистливый по чужому счастью сохнет»

 

Что такое доброжелательность? Слова синонимы. Доброжелательность как склонность желать людям добра, поступать по-доброму.

Чтение стихотворений, беседа о зависти: «Завистливая Катя», «Зависть победить сумей», сказка «Злой камешек». Разбор пословиц «Завистливого и сон неймет», «Завистливый по чужому счастью сохнет».

«Добрые дела»  

Основные понятия о доброте. Добро. Добродетель. Добрые дела, поступки. Что такое мораль?  Главное правило доброго человека.

Восстановление и разбор пословиц: «Жизнь дана на …(добрые) дела», «Мир не без …(добрых) людей», «Истинное … (добро) всегда просто», «… (доброе) слово человеку – что дождь в засуху». Беседы и рассуждение о правилах доброго поведения (морали).

Добродетель – душевная доброта, милосердие

Что такое добродетель? Душевная доброта, милосердие. Сострадание, отзывчивость, стремление помочь.

Беседы и рассуждение о душевной доброте. Чтение тематической литературы: «Притча о блудном сыне»,  «Сказка о счастливом принце».

Порок – злость, агрессия

 

Что такое порок? Злость, агрессия.

 

Беседы и рассуждение о агрессии и злобе. Чтение тематической литературы «Сказка о королеве Злости». Обсуждение: почему она была такой? Помоги королеве стать добрее. Творческая лаборатория: «Волшебное лекарство».

«Добрый человек»

Что значит добрый человек, какими мы должны стать. Добрый человек, это тот, который делает доброе дело, думает больше о других, чем о себе.

Беседы и рассуждение: Добрым человеком быть нелегко. «Доброта творит чудеса - делает человека красивым, сильным». Разбор народных пословиц: «Кто добро творит, тому Бог отплатит», «Доброе имя дороже богатства».

О сочувствии

 Основные понятия о сочувствии. Что оно выражает. Что такое сочувствие?

 

Беседы и рассуждение о скромности. Чтение тематической литературы: рассказ Н.Артюховой «Трудный вечер», стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», А.Барто «Вовка – добрая душа», рассказ Е.Пермяк «Самое страшное», сказка «Цветик-семицветик», С.Михалков «Дядя Степа».

Об эмпатии и сопереживании

 

Основные понятия об эмпатии и сопереживании. Что они выражают. Что такое правила этикета?

 

Беседы и рассуждение о правилах этикета («волшебные слова», правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях — на улице, в театре, транспорте и др.); ситуации «сочувствия - переживания». Творческая лаборатория, вербализация: «Мой друг».

Отзывчивость.

«Кто скоро помог, тот дважды помог»

 

Что такое отзывчивость? Что значит быть отзывчивым к чужой беде?

Чтение стихотворений, беседа об отзывчивости, тактичности и равнодушии: «Ласковое слово», сказка «Хорошие помощники». Разбор пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог».

О милосердии

Что такое милосердие? Примеры милосердия. Как ребенок может проявить милосердие?

«Сказка по кругу» (задается тон, направление, дети по очереди или все вместе составляют сказку о проявлении милосердия к ближним людям).

О вежливости и культуре поведения.

 

Что значит быть вежливым? Вежливые слова. Что такое культура поведения? Кто такой интеллигентный человек? Что значит быть справедливым?

Беседы и рассуждение о вежливости и культуре общения «Общительные сказки» (Шорыгина Т.А.): Сказки о вежливости: «Здравствуйте!», «До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Как я выгляжу?». Беседа по темам: «Мы дежурим», «Вежливые слова», «Дружба детей».

Гуманное отношение к животным

Гуманное отношение к животным. Что значит быть гуманным к зверям и птицам? Заботливое отношение взрослых к домашним животным.

 

Беседы и рассуждение о гуманном отношении к животным. Чтение тематической литературы: Л.Воронкова «Маленький Соколик» (из книги «Солнечный денек»), М.Пришвин «Ребята и утята», «Золотой луг». Творческая лаборатория, вербализация «Ребята и утята». Рисование «Мой питомец», «Накормите птиц зимой..» (изготовление кормушек).

«Подарим птицам нашу доброту»

 

Сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам и проявление заботы о них.

 

Беседы и рассуждение о сочувствии к зимующим птицам. Чтение тематической литературы: «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек совместно с родителями.

Способность ребенка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать возникающие конфликты является важным показателем развития личности ребенка. Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. В последствии агрессивность может трансформироваться в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. Возникает конфликт личности и общества.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Мы проводили исследование в дошкольных учреждениях. Ребятам задавались следующие вопросы: Что такое гнев? Кого можно назвать агрессивным? Гневным? Опишите гневного человека. Многие дошкольники связывают понятие «агрессия» с понятием «злости». Для разграничения понятий, ребятам было предложено следующее задание: прослушать сказку и ответить на вопросы.

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ

Поведение агрессивных детей является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом. Необходимо обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Основные методы и приемы работы:

1. Начеркать на листе бумаги, скомкать этот листок, выбросить, разорвать, сжечь.

2. Нарисовать обидчика, нарисовать свой гнев.

3. Хлопать руками изо всех сил, топать ногами.

4. Пуантилизм (рисование пластилином, втирание пластилина в картонку).

5. «Боксерская груша» (бить подушку руками), «Футбольный мяч» (пинать подушку ногами).

6. Спортивные эстафеты, состязания.

7. Игра «Крепость» (взрослый строит «крепость», которую дети должны взять приступом – бросать в нее мягкими игрушками или мячами).

8. «Кто громче?» (разрядить агрессивность, реализовать энергию детей, развивать сплоченность).

9. «Необитаемый остров» (детям предлагается разделиться на пары – кто с кем поедет на необитаемый остров; на острове дети подвергаются нападению туземцев – устраивается «куча мала»; взрослый должен вовремя остановить игру, пока она не приобрела негативную окраску).

10. Игра «Тайм-аут» (предлагаются ситуации из реальной жизни детей; дается возможность обыграть ситуации и понять, для чего нужно брать тайм-аут, как важно останавливаться, чтобы успокоиться, подумать, не обидеть друзей).

Дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих, поэтому необходимо обучать агрессивного ребенка навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Знакомство с эмоциями, пиктограммы «Злость», «Гнев» и др. Обращается внимание на выражение лица в пиктограмме. Задаются следующие вопросы: Что произошло со ртом? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство? Можно провести тематическое рисование «Я в гневе», «Я злюсь», «Я счастлив» и пр. Полезно учить ребенка понимать себя, ощущения своего тела, определять свое состояние. Мы предложили ребятам самостоятельно описать свое эмоциональное состояние.

Примеры: «Когда я злюсь».

Настя (6,9): «….сжимаю кулаки, делаю злое лицо, сердитые глаза, начинаю скрипеть зубами, готов напасть на обидчика». «Когда я радуюсь».

Рома (7,1): «… мне хочется петь и танцевать. Я прыгаю от радости, кричу «Ура!». Улыбка не сходит у меня с лица, глаза светятся, искрятся».

Также необходимо учить детей позиции «Встань на мое место», формировать способность к эмпатии, доверию, сопереживанию. Полезно предлагать детям различные ситуации конфликта, те же должны найти различные способы выхода из конфликта. Применение элементов сказкотерапии, игротерапии, драмтерапии.

Разыгрывание определенных ситуаций: «Как Лунтик поссорился с Кузей», «Молния Маквин обиделся на Мэтра». Обсуждение, почему герои повели себя тем или иным образом. Необходимо учить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Обсуждение наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций. Данные беседы направлены расширить поведенческий репертуар ребенка. В этих целях полезно приводить жизненные примеры.

Например: - Я сейчас вам расскажу о тех случаях, которые я видела, а вы мне помогите разобрать их и решить, как надо поступить (обсуждение и разыгрывание ситуаций). - Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их. - Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее. - Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним. - Ты нашел на улице слабого, замершего котенка. Пожалей его. Следующее направление в коррекционной работе с агрессивными детьми – телесная психокоррекция.

Внутренний язык тела – кинестетические, кожные ощущения, телесные сигналы подсознания – служит для внутриличностной коммуникации, диалога между сознанием и бессознательными процессами. Понимая внутренний язык тела (телесные сигналы), отметим, что проявлениям агрессивности необходимо давать «выход».

Проанализировав модифицированные схемы В.Райха и А.Лоуэна, а также работы отечественных психологов В.Баскакова, М.Сандомирского, мы пришли к выводу о необходимости использования элементов телесной (сомато-центрированной) психокоррекции в работе с агрессивными детьми. Акцент направлен на массаж, мышечное расслабление таких отделов тела, как плечевой пояс, ноги (коленные суставы, голени).

Итак, плечевой пояс – сдерживаемая агрессивность (в том числе конструктивная); блокирование социальных контактов, причем контактов активных, сопровождаемых телодвижениями, производимыми по собственной инициативе. Коленные суставы – пассивность, блокирование инициативы, когда боль в суставах «не дает шагу шагнуть». В происхождении подобных болей играют роль вытесненные «детские» формы проявления агрессивности. В психокоррекционных целях можно предложить топанье ногами, пинание ногами, самомассаж колен. Голени – здесь также скрыта подавленная агрессивность, часто проявляющаяся в болезненных судорогах икроножных мышц. Судороги также нередко встречаются при депрессивных состояниях, возникая во сне и являясь причиной дискомфортного пробуждения (синдром «беспокойных ног», желание «убежать» от болезненных воспоминаний, повторного переживания во сне психотравмирующих событий).

Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д.Джекобсона.

Расслабление ног «Пружинки» - Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки. Носки вверх, пятки прижаты к полу. Прижмем пружинки крепче к полу. Ой, как тяжело. Ноги напряжены. Перестанем нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Как приятно! Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки поднимай, Крепче, крепче нажимай. Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены И расслаб-ле-ны…

Массаж шеи

Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.

И.п. – сидя по-турецки.

1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.

2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.

Массаж шейных позвонков Игра «Буратино»

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела.

Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе. Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Массаж ног

Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

И.п. – сидя по-турецки.

1. Подтягивание к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Сильно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!..» То же – с правой ногой.

2. Поглаживает, сильно растирает голени и бедра. Делает движения поочередно над каждой ногой, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

Игра «Покачай малышку»

Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног. Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает «малышку», касается лбом колена, стопы, поднимает «малышку», делает вращательные движения вокруг лица.

Следующее направление в коррекционной работе с агрессивными детьми – использование элементов игротерапии, куклотерапии.

- Ребята, я принесла вам необычную куклу, зовут ее кукла «Бобо». Она не продается в магазине, но ее можно сделать. Когда вам хочется кого-то обидеть, ударить, возьмите куклу «Бобо» и попинайте, побейте ногами и руками. Она не обидится. А потом ее пожалейте. Когда вы зло отдадите кукле, то потом не будете обижать детей, родных. Попробуйте выпускать зло на кукле «Бобо». Кукла делается по типу подушки или валика, набивается плотно ватой или песком, лицо рисуется фломастерами, вышиваются или пришиваются пуговицы, прикрепляются «ручки» и «ножки». Одно из направлений в коррекции агрессивного поведения, это психогимнастика.

Приведем примеры психогимнастических этюдов.

«Уходи, злость, уходи!»

- В Радиаторе Спринс живет тачка Салли, она очень любит цветы, поэтому посадила в своем палисаднике много разных цветов. Однажды она решила полить цветы, вышла из дома и любуется своим цветником. Покажите, как она любуется (довольное и счастливое лицо). Вдруг неожиданно появился Мэтр, начал прыгать по клумбам, топать и мять цветы. Покажите, как Мэтр это делает. Салли очень удивлена: качает головой, грозит пальцем. Она очень расстроилась и даже заплакала. - Я так старалась, говорит Салли, ухаживала за цветами, поливала…. И вот больше нет красивых цветов. - Ребята, вам жалко Салли, цветы? - А у вас бывает так, что вы кого-то обижаете, что-то разрушаете? Злитесь? Почему вы это делаете? - Мы будем учиться выпускать злость, никого не обижая. Итак, когда к вам подступает злость и вы хотите кого-то обидеть, что-то кинуть, обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди. Это поза выдержанного человека. Давайте попробуем. - А, можно злость прогнать словами. - Ложимся по кругу на ковер (у каждого с двух сторон подушки). Закрываем глаза и со всей силой бьем ногами по полу, а руками по подушкам и кричим: «Уходи, злость, уходи!» - Злость ушла, все стали добрыми, внимательными, хорошими.

Также в коррекции агрессивности можно использовать следующие этюды.

«Сердитый дедушка» (выразительные движения: нахмуренные брови, резкие, порывистые движения). К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится? «Обзывалки» - Я часто вижу, как дети ссорятся, обзывают друг друга и даже дерутся! Какие они в этот момент злые, некрасивые! Никто не хочет играть с такими детьми. От этого они становятся еще злее. - Хотите, я вас научу ругаться хорошими словами? Можно поругаться не плохими словами, а, например …. овощами или фруктами: «Ты – огурец», «А ты – капуста», «Ты – апельсин», «А ты – груша». - А какими хорошими словами еще можно поругаться? Обидно вам от таких слов? Конечно, не обидно, а сердитость вся ушла. Попробуйте так поругаться.

«Освободим принцессу Доброту»

- У Короля Добра есть дочка – принцесса Доброта. Однажды Королева Злости украла дочь сказочного короля. Король Добра очень просил нас помочь ему выручить принцессу. За это он пообещал наградить нас добротой и любовью. - Ребята, представляете, что будет, если никто не спасет принцессу Доброту? Мы все станем злыми и жестокими. - Закройте глаза, я досчитаю до пяти, и мы все окажемся в сказке. Один, два, три, четыре, пять. Откройте глаза. Посмотрите вокруг, как тут все сказочно. Смотрите, Иван-царевич на волке пробежал. Но у нас мало времени, надо скорее спасать принцессу. Вставайте за мной, я поведу вас. - Мы очутились в стране Королевы Злости – Злосландии. Здесь живут злые герои сказок. Каких отрицательных героев сказок вы знаете? - Покажите злого Карабаса Барабаса (выразительные движения: брови нахмуренные, губы сомкнуты, топает ногой, сильное сжатые руки в кулаках). - Наконец, мы пришли к замку Королевы Злости. Она держит принцессу высоко в замке под замком. Открыть дверь может только одно чудо: нужно сделать так, чтобы Королева Злости стала доброй. Убедить ее, уговорить. Каждый представит себя в образе Королевы Злости. Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу педагога превращается в злющую-презлющую Королеву Злости: грозный взгляд, шипит как змея, царапается как кошка. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за педагогом: «Сильнее, сильнее, сильнее ….» - и ребенок, изображающий королеву Злости, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу педагога «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется. Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети все вместе изображают Королеву Злости. - Королева Злости не хочет быть больше злой, она посмотрела, как же плохо быть злой. Давайте поможем стать добрее. По сигналу дети превращаются в добрых ребят и повторяют следующие слова: «Не хотим быть злыми, будем добрыми и дружными!» Дверь в замок открылась, так как Королева Злости стала доброй. Мы освободили принцессу Доброту, и теперь Король Добра и нас всех наградил добротой и любовью. - Ребята, злыми нельзя быть. Если вы злитесь, вы не только доставляете неприятности окружающим, Нои вредите себе. Нужно быть добрыми. Если вы будете добрыми, то и люди, окружающие вас, будут доброжелательно относиться к вам. Вежливые слова - Хороший человек знает и умеет использовать вежливые слова. Назовите вежливые слова и ситуации, когда их нужно произносить. «Здравствуйте» мы говорим, когда приветствуем друг друга. Если это происходит утром, можно также сказать «доброе утро», днем – «добрый день». Когда мы хотим что-то у кого-то попросить, то говорим «дайте, пожалуйста». Если нам требуется помощь – «помогите, пожалуйста». «Приятного аппетита» мы говорим тому, кто ест. Слово «спасибо» мы произносим, когда благодарим кого-то за что-нибудь. Прощаясь, мы должны сказать «до свидания». Злой человек никогда не говорит «спасибо», «пожалуйста», не пожелает спокойной ночи или доброго утра от всей души. Конечно, он может знать вежливые слова, но ему тяжело их произносить, так что он редко их употребляет и потому забывает. Такие люди со временем превращаются и без волшебства в чудовищ. И не важно, кто ты: девочка или мальчик, ребенок или взрослый. Совесть у человека должна быть всегда «чистой», а помыслы – добрыми. - А как освободиться от зла? Конечно же, с помощью вежливых слов. Есть еще одно волшебное слово, которое очень трудно произнести, особенно когда ты виноват, - «прости». Давайте все вместе скажем шепотом «прости». А теперь хором, громко. Произносите это слово чаще и не повторяйте своих ошибок, старайтесь делать другим добро, помогайте младшим, пожилым людям, даже если у вас на это мало времени. И не считайте свои хорошие поступки, не хвастайтесь ими. А если вы сделали человеку что-то плохое, пусть даже не нарочно, то не забудьте попросить у него прощения.

ЛИТЕРАТУРА

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М. 2003. Игровая мозаика / С.Р. Петрухина. – Йошкар-Ола. 2001.

Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Генезис. 2003.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М. 2000.

Орлова Л.В. Освободим принцессу Доброту. Как справиться с детской агрессией/ Школьный психолог/ №9 (515), 2013. С.29-34 (Наши дети)

Орлова Л.В. Жизнь дана на добрые дела. / Здоровье детей. Методический журнал. М.: Первое сентября. № 7-8 (473), 2015. С. 13-15.

Орлова Л.В. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов. / Школьный психолог. Методическая газета для педагогов-психологов. М.: Первое сентября. № 5 (459), 2010. С.18-21.

Орлова Л.В. «Заповеди А.В. Суворова: добродетели и пороки» с. 430 – 452. 75-летию Великой Победы посвящается: патриотическое воспитание в системе наставничества и межпоколенческого взаимодействия / Материалы победителей 2019 и 2020 гг.: Межрегионального (с международным участием) фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества», Международного поэтического конкурса «Звезда Героя» международного проекта «Бессмертный полк в поэзии» / Под общ. ред. М.В. Бабалаевой – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 742 с. ISBN 978-5-93134-506-2

Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. М.: Класс, 2007.

Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

 

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий