Автор: Иванова Ольга Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: Звенигово
Организация: МОУ "Звениговская СОШ №3"
Проект: Вознесение

«Духовно-нравственные ценности русской семьи»

 

«Что нужно для счастья?

                                             Тихая семейная жизнь…        

                                                   с возможностью делать добро людям».

                                                                                         

                                           Л. Н. Толстой.

Цель классного часа:

Ознакомление с историей формирования духовно-нравственных ценностей русской семьи.

Задачи:

Развивать потребность узнавать историю семьи, воспитывать гражданственность, патриотизм.

Воспитывать уважение к отцу, матери, родным, чувство ответственности за свою семью.

Познакомить с понятиями «генеалогическое древо», генеалогия.

Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

Воспитывать учащихся на лучших духовных традициях русской семьи (Слайд 2)

Оборудование:

1.              Мультимедийный проектор

  1. Компьютер
  2. Графические схемы родословных

4.      Презентации к этапам классного часа.

 

Звучит песня.

На фоне песни на экране появляется тема классного часа и эпиграф к нему. (Слайд 3,4)

Учитель:

Когда появилось слово "семья"?

Когда-то о нём не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам

-Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

  • Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

  • Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

  • Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

 "Я, я" - тихо молвила Ева. - "Я, Я"...

Сказала она знаменитых семь "Я".

                 Вот так на Земле появилась семья (Слайд 5)

Учитель: Спасибо. А теперь скажите, пожалуйста, кем по библейскому преданию были Адам и Ева?

Ученик: По библейскому преданию  Адам и Ева были прародителями всех людей на Земле.

Учитель: Верно. И именно они создали самую первую на свете семью. А вот от того, в какой семье человек живет и воспитывается, зависит, каким он вырастет: благородным или подлым, жестоким или добрым. Именно в семье закладываются нравственные и духовные качества. (Слайд 6)

Каждый из нас должен знать, что самая надежная твердыня - свой очаг, свой дом, своя семья. На протяжении многих веков люди и религии спорят между собой по многим вопросам, но все они сходятся во взглядах на семейную жизнь и считают, что семья должна строиться на: (рисунок 1)

  • любви
  • верности
  • доверии
  • уважении
  • взаимопомощи
  • терпении (Слайд 7)

Духовно-нравственные традиции русской семьи берут свое начало от крещения Руси.

Ученик: Летописи свидетельствуют, что «Великий князь Киевский Владимир в юности предавался бурной чувственной жизни, но промысел божий предуготовлял его к иному пути. Вначале святой Владимир сам принял крещение, а затем в 988 году совершил крещение Руси». (Слайд 8, 9)

Учитель: Итак, Русь после крещения перестала быть языческой и стала православной. Постепенно менялся весь уклад жизни, а в первую очередь менялись духовно-нравственные ценности. Например, у язычников не принято было хранить верность в браке.

Существовали и совсем уж дикие обычаи: у некоторых северных народов во время суровой зимы убивали стариков, чтобы не тратить на них пищу и дать возможность выжить детям.

-Ребята, скажите, а в наше время есть подобные языческие обычаи?

Ученик: Нет.

Учитель: Конечно, нет. В православной Руси складывались совсем другие традиции взаимоотношений в семье. Многие государственные деятели определяли семейные ценности и преподносили их в своих поучениях, которые передавались от поколения к поколению. До наших дней дошло, например, «Поучение» Владимира Мономаха (слайд и предполагаемая дата «Поучения» - 1096 год). (Слайд 10)

Лиза Аппакова расскажет Вам, что было в этом документе

Ученица: « Есть и пить без разговоров шумных, при пожилых молчать, мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседовать, и больше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить беседой, не смеяться обильно, стыдиться старших... Больного посетите, покойника проводите, поскольку все мы смертны... Жену свою любите. А если позабудете все, то чаще перечитывайте. -И мне будет не стыдно, и вам будет польза...»

Учитель: Спасибо. Позже появился еще один документ, посвященный устройству семьи, ее быту, духовно-нравственным ценностям. Кто помнит его название?

Ученик: Это «Домострой». (Слайд 11)

Ученик: Он является важнейшим памятником древнерусской письменности 16 века и состоит из трех основных частей:

•    «Как веровать и как царя чтить» - об отношении к церкви и государству

• «О мирском строении и об отношениях к семейной жизни,
детям, домочадцам»

• О домовом строении» - о ведении домашнего хозяйства.

Учитель: Сегодня мы поговорим о 2-й части «О мирском строении».
Эльдеев Игорь познакомит нас с наказом мужу, и жене, и
детям, как подобает им жить.

Ученик: «Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам - не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим -приветливым и милостивым».

Учитель:  «Поучение» и «Домострой» появились много столетий назад, когда только начинали складываться традиции русской семьи. Устарели эти наставления или нет, стоит ли им следовать или воспринимать их только как памятники литературного творчества? Давайте еще раз вспомним, какие нравственные качества должны были воспитываться в детях?

Ученики:

  • не сквернословить
  • не воровать
  • не лгать
  • не клеветать на других людей
  • не быть злопамятным
  • не завидовать другим людям
  • слушаться и уважать старших
  • быть милосердным и сострадать
  • не обижать младших
  • не пьянствовать

Учитель: Так устарели эти наставления в наше время?

Ученик: Нет.

Учитель: В Конституции Российской Федерации, которая является основным законом нашего государства, говорится о том, что родители обязаны заниматься воспитанием своих детей. Но и дети обязаны заботиться о своих родителях. Значит, и сегодня традиционный семейный уклад, который существовал на протяжении многих веков, нужен, потому что он несет в себе из поколения в поколение глубинное содержание духовно-нравственной жизни семьи. Потому что именно в семье родители учат вас тому, что хорошо, а что плохо, объясняют, почему стыдно совершать те или иные поступки. А вы должны прислушиваться к мнению родителей, потому что они желают вам добра. Любите своих родителей, берегите их, заботьтесь о них. Это ваши самые близкие люди, которые всегда есть и будут вашей опорой. (Слайд 12)

Повзрослев, вы тоже выйдите замуж или женитесь, создадите свою семью. И о том, какой будет ваша семья нужно думать уже сейчас.

-Какими вы будете женами, девочки?

Ученицы:……

-А какими будете мужьями вы, мальчики?

Ученик:.

-Что бы вы хотели воспитать в своих детях?

Ученик:.

Учитель: Видите, вы хотите строить свои будущие семьи на тех же духовно-нравственных ценностях, которыми руководствовались наши предки в течение многих веков.  

Учитель: Покровителями семьи в России издавна считают святых благоверных Петра и Февронию Муромских, о которых мы, к сожалению, мало знаем. (Слайд 13, 14, 15)

Давайте послушаем их жизнеописание. Что же необыкновенного было в их семейной жизни, почему их семья стала примером для многих людей?

Ученик: Святой благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. Однажды он тяжело заболел, и ни один врач не мог излечить его. Петра отвезли к юной девушке Февронии, дочери пчеловода, которая умела лечить травами. Она отличалась красотой и скромностью. Князь пообещал ей, что, если она его вылечит, он женится на ней. Феврония исцелила его и они стали супругами. Когда Петр стал самодержавным правителем в своем городе, а Феврония — княгиней, гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого рода и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Когда же князь отказался нарушить святость брака, они изгнали их. Молодая княжеская чета отплыла по Оке из своего города на лодке. Князь Петр очень печалился, а супруга поддерживала и утешала его. Долгие годы супруги прожили в любви и согласии.

Когда приблизилась их кончина, они молили Бога, чтобы в один день и час переселиться в лучший мир. И завещали, чтобы погребли их в одной гробнице. В одно время приняли они и монашество: князь — с именем Давид, а княгиня — с именем Евфросиния. В пятницу 25 июня 1228 года они оба предали свою душу Богу. После их кончины церковнослужители решили положить тела князя и княгини отдельно, так как нельзя, дескать, мужа и жену класть в один гроб, раз они приняли иночество. Но утром следующего дня увидели они, что отдельные гробницы пусты, а святые мощи князя и княгини покоятся в общей гробнице, которую они велели сделать себе перед смертью. Неразумные люди попытались вновь их разлучить, но на третье утро тела Петра и Февронии снова оказались вместе. После этого никто уже не посмел нарушить их покой. К лику святых они были причислены в 1552 году. Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские почитаются покровителями брака.

Учитель: Итак, у святого Петра был выбор: либо власть, княжество и богатство, либо семья. Что он выбрал?

Ученик: Семью…

Учитель: Да, он не разрушил семью, не осквернил таинство брака, не нарушил обет, данный пред Богом, быть возле супруги и в горе, и в радости.

Есть и еще один яркий пример. Вы можете его привести?

Ученик: Это жены декабристов. (Слайд 16)

Учитель: Верно! Они последовали за своими мужьями в Сибирь, обрекая себя ради любимых, ради сохранения семьи на лишения, отказавшись от богатства, дворцов, титулов.

Если все мы будем в первую очередь думать о своих близких, то у нас не будет разрушенных семей и брошенных детей.

Ученик: А я хотел бы добавить к сказанному, что в июле у нас в стране будет праздноваться в честь святых Петра и Февронии свой православный праздник, посвященный любви, семье, крепкому браку. Вместо «валентинок» будут дарить друг другу «февроньки» - иконки святых Петра и Февронии. И я считаю это правильным.

Учитель: Очень хорошее добавление. Думаю, что эта традиция приживется у нас. А какая же семья без детей. На Руси всегда считалось, что иметь много детей - Божье благословение. (Слайд 17, 18)

Учитель: А сейчас есть такие семьи?

Ученик: Да, но редко.

Учитель: А в наше время какая семья считается многодетной?

Ученик: 3 и более ребенка.

Учитель: Есть такие семьи в нашем классе?

Ученик: Да. Семья Лыжиных,Франк

Учитель: А как вы думаете, почему сейчас так мало многодетных

семей?

Ученик:.

В наше время, как правило, каждая семья живет отдельно от родителей и дедов. Теряется связь поколений. Очень часто мы ничего не знаем о своих предках и об истории своей семьи.

Учитель: Семья - это гавань. А как вы считаете, почему? (Слайд 19)

Ученик: Гавань- это место, куда приходят на отдых корабли после долгого и трудного похода.

Учитель: Семья - это наша гавань, это родительский дом, где мы находим утешение, радость, понимание и любовь.

Звучит песня « Родительский дом». (Слайд 20)

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий