Автор: Костяков Олег Степанович
Страна: Российская Федерация
Город: с.Фрунзе Сакского района
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фрунзенская средняя школа" Сакского района Республики Крым
Проект: Вне проекта

Организация и проведение учебных сборов

 

Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом для них качестве военнослужащих срочной службы. Среди основных причин этого:

во-первых, слабо сформированная, а, нередко, и вовсе негативная установка на военную службу;

во-вторых, отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности;

в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в условиях военной службы;

в-четвертых, отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;

в-пятых, слабое физическое развитие.

Улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, вызвать интерес, стремление, положительное отношение к ней призваны учебные сборы, которые проводятся в 10-х классах образовательных учреждений. От того, как организованы учебные сборы по основам военной службы, напрямую будут зависеть их педагогические результаты: формирование соответствующих знаний и умений, отношение юношей к военной службе, их мотивация на службу в армии и т.д.

Преподаватели ОБЖ во взаимодействии с сотрудниками военкоматов ищут пути оптимизации подготовки и проведения учебных сборов с учетом имеющихся конкретных условий, способы повышения успешности такого вида образовательной деятельности школьников. Рассмотрим подходы к организации учебных сборов по основам военной службы на примере общеобразовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга.

В Сакском районе Республики Крым учебные сборы проводятся на основании распоряжения Главы администрации «Об организации обучения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Сакского района Республики Крым, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебном году».

К распоряжению прилагается План основных мероприятий по обучению граждан РФ, проживающих на территории района, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебном году (далее – План проведения учебных сборов). В Плане проведения учебных сборов подробно указываются: наименование мероприятий; срок их исполнения; ответственные исполнители.

Учебные сборы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений района проводятся на базе воинской части. Таким образом, все общеобразовательные организации района проводят учебные сборы на базе одной воинской части. Полагаем, что это является особенностью в организации учебных сборов для Сакского района, т.к. не во всех административных районах реализуется подобная схема (одна воинская часть – все ОУ района).

Ответственные за проведение этого вида учебной деятельности - преподаватели-организаторы ОБЖ Сакского района (в том числе и автор) уже в течение длительного времени реализуют в практике своей работы ряд инициатив, направленных на совершенствование проведения учебных сборов. Это следующие организационные инициативы:

1) привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований;

2) привлечение сержантов воинской части к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов;

3) обмен профессиональным опытом  между преподавателями-организаторами ОБЖ: проведение занятий по отдельным темам не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ.

Рассмотрим эти организационные инициативы более подробно.

1. Привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований, которые оказывают содействие в обеспечении транспортом.

По просьбе методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ и при содействии главы администрации Сакского района администрации муниципальных образований, находящихся на территории района, выделяют автобусы для перевозки к месту проведения учебных сборов (и обратно) учащихся тех образовательных учреждений, которые находятся на их территории.

Например, муниципальное образование выделяет автобусы для перевозки учащихся . Такая помощь имеет большое значение, поскольку позволяет ускорить доставку учащихся к месту сборов, обеспечить четкую организацию начала мероприятия, а также сэкономить денежные средства родителей учащихся и  образовательной организации.

2. Привлечение сержантов воинской части к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов. В течение нескольких лет к занятиям со школьниками при проведении учебных сборов привлекаются сержанты воинской части (в качестве командиров взводов).

Сержанты заранее отбираются начальником учебных сборов, знакомятся с учебной программой сборов, темами, по которым им предстоит проводить занятия. Для учащихся сержанты являются примером подготовленности к военной деятельности, они обладают знаниями, умениями и навыками, которые могут им продемонстрировать. Для учащихся общение с сержантами, которые практически являются их сверстниками, чрезвычайно важно, поскольку дает наглядный пример того, чего они могут добиться в ближайшей перспективе. Все это стимулирует у школьников более ответственное отношение к начальной военной подготовке.

3. Обмен профессиональным опытом между преподавателями-организаторами ОБЖ: Программа учебных сборов включает проведение занятий по следующим темам: тактическая подготовка;  огневая подготовка; строевая подготовка; Уставы Вооруженных Сил; оружие массового поражения; физическая подготовка; медико-санитарная подготовка. При проведении учебных занятий между преподавателями-организаторами ОБЖ разных учреждений осуществляется своеобразное «разделение труда», которое заключается в том, что каждый педагог проводит учебные занятия по определенной теме не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ. Целесообразность такого обмена опытом исходит из того, что преподаватели (в большинстве бывшие военные) имеют разную военную специальность, а значит, проводя учебные занятия по направлению своей военной подготовки, они могут осуществить и более качественную подготовку участников сборов.

Такие организационные инициативы, по мнению педагогов, содействуют повышению успешности проведения учебных сборов.

Учебные сборы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений проводятся на базе воинской части. По прибытии в воинскую часть формируются взводы. Так как количество учащихся школы, принимающих участие в учебных сборах,  может быть 8-10 человек, а взвод - это 25-30 человек, то взвод может быть сформирован из учащихся двух-трех школ. Взводу назначается командир – сержант воинской части, который находится вместе с учащимися в период учебных сборов и проводит с ними занятия.

Тематическое планирование учебных сборов по начальной военной подготовке представлено в Таблице.

 

 

 

 

 

 

Таблица

Тематическое планирование учебных сборов по начальной военной подготовке

п/п

 

Учебные темы

Количество часов по дням обучения

Общее кол-во часов

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

1

Тактическая подготовка

-

-

2

1

1

4

2

Огневая подготовка

-

3

-

2

4

9

3

ЗССМП

-

-

2

-

-

2

4

Общевоинские уставы

4

1

1

2

-

8

5

Строевая подготовка

1

-

1

1

1

4

6

Физическая подготовка

1

1

1

1

1

5

7

Медико-санитарная

подготовка

-

2

-

-

-

2

8

Основы безопасности военной службы

1

-

-

-

-

1

ИТОГО

7

7

7

7

7

35

 

Учебные сборы начинаются с торжественного открытия, в котором принимают участие учащиеся, прибывшие на учебные сборы, и курсанты воинской части. Торжественное открытие учебных сборов начинается с построения учащихся школ образовательных учреждений и курсантов воинской части на плацу, затем происходит вынос знамени воинской части, прохождение торжественным маршем и с песней военнослужащих. Исполнение указанных воинских ритуалов имеет большое значение, оказывает сильное эмоциональное воспитательное воздействие на учащихся.

После торжественного открытия учебных сборов учащиеся приглашаются в клуб, где им показывается фильм о воинской части, где они будут проходить учебные сборы. Это оказывает на школьников дополнительное мотивирующее воздействие: еще до начала непосредственного обучения они знакомятся с жизнью воинской части.

Кратко рассмотрим содержание учебных занятий по дням проведения учебных сборов.

Первый день. Проводятся занятия:

  1. по строевой подготовке, где отрабатываются строевые приемы и движения без оружия;
  2. по Уставам ВС. Быт и размещение военнослужащих;
  3. по физической подготовке.
  4. По основам безопасности военной службы.

Второй день. Занятия:

  1. по Уставам ВС;
  2. по медицинской подготовке;
  3. по физической подготовке.
  4. по огневой подготовке. Разборка, сборка автомата Калашникова.
  5. по Уставам ВС

Третий день. Занятия:

  1. по Уставам ВС. Организация караульной службы. Суточный наряд роты;
  2. по строевой подготовке;
  3. по тактической подготовке (теория);
  4. по физической подготовке.
  5. По защите от современных средств массового поражения.

Четвертый день. Проводятся занятия:

  1. по огневой подготовке. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата Калашникова боевыми патронами;
  2. по тактической подготовке. Передвижение учащихся на поле боя, развертывание в цепь. Атака и оборона в составе взвода.
  3. по Уставам ВС;
  4. по строевой подготовке;
  5. по физической подготовке.

Пятый день. Занятия:

  1. по строевой подготовке;
  2. по огневой подготовке;
  3. по физической подготовке;
  4. По тактической подготовке;

В последний (пятый) день проводится закрытие учебно-полевых сборов: построение учащихся на плацу воинской части; наиболее отличившиеся учащиеся награждаются грамотами и подарками.

В ходе учебных сборов учитываются результаты обучения, выставляются оценки в журнал, который заполняет не сержанты, проводившие занятия, а преподаватель ОБЖ. Он выставляет оценки учащимся согласно выполненному нормативу.

Результаты освоения программы учебных сборов (раздел «Основы военной службы» курса ОБЖ, 10 класс) отражают сформированность у обучающихся практических умений по начальной военной подготовке, характеризующих уровень их подготовки к военной службе в современных условиях. Это следующие умения:

  • по тактической подготовке - выбор места для стрельбы,  маскировка окопа, способы передвижения на поле боя (перебежками и переползанием);
  • по огневой подготовке - выполнение неполной разборки автомата Калашникова, подготовка автомата к стрельбе, соблюдение мер безопасности на занятиях по огневой подготовке, выполнение упражнения стрельбы из автомата и метания ручной гранаты;
  • по строевой подготовке - выполнение строевых приемов на месте и в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
  • по защите от современных средств массового поражения – выполнение приемов радиационной, химической, биологической защиты, выполнение нормативов по надеванию СИЗ;
  • по медицинской подготовке – выполнение действий по оказанию первой помощи при кровотечениях и других травмах;
  • по физической подготовке - выполнение нормативов в объеме требований, предъявляемых к военнослужащим нового пополнения.

Как показывает опыт преподавателей-организаторов ОБЖ (в том числе и автора работы) Приморского района Санкт-Петербурга, подобная организация учебных сборов целесообразна; педагогические результаты учебных сборов педагоги оценивают как успешные.

В этой связи полагаем, что обозначенные выше инициативы в организации учебных сборов целесообразно рассматривать как инновации.

64 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий