Автор: Костяков Олег Степанович
Страна: Российская Федерация
Город: с.Фрунзе Сакского района
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фрунзенская средняя школа" Сакского района Республики Крым
Проект: Вне проекта

Методические аспекты проведения учебных сборов

 

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах предусматривает проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, профессионального начального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы по защите от современных средств массового поражения. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодёжных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей. С учащимися общеобразовательных учреждений сборы, как правило, проводятся в конце предпоследнего года обучения – в мае-июне.

Конкретные сроки проведения учебных сборов устанавливаются местными (муниципальными) органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами районов. Время проведения учебных сборов для граждан в учебных пунктах определяется в зависимости от сроков окончания обучения решением органов местного самоуправления по согласованию с военными комиссариатами районов.

Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления, согласованным с начальником военного гарнизона, и планом подготовки к проведению учебных сборов.

В проекте решения предусматриваются: место и время проведения учебных  сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с воинскими частями, порядок финансирования учебных  сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медобслуживание, доставка граждан к месту сборов).

Для проведения учебных сборов приказом руководителя органа управления образованием назначаются: начальник учебных сборов, его заместители - по воспитательной работе и по хозяйственной части, начальник штаба сборов и врач. Руководители образовательных учреждений при необходимости для оказания помощи преподавателям, осуществляющим подготовку по основам военной службы, выделяют дополнительно учителей-предметников.

Руководитель образовательного учреждения и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, совместно с представителем военного комиссариата района заблаговременно согласовывают с воинской частью: время и порядок проведения занятий, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, меры безопасности на занятиях и другие вопросы. Образовательный процесс, осуществляемый во время сборов, организуется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня.

Организация учебных сборов при образовательных учреждениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам, согласованным с военным комиссаром района.

Обучение граждан стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных лиц и предоставляют оружие и боеприпасы. Занятия по программе учебных сборов, не связанные со стрельбой из боевого оружия, проводят преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных воинских частей.

К занятиям могут привлекаться специалисты учреждений здравоохранения, территориальных органов управления гражданской обороной и другие специалисты, согласно решению руководителя органа местного самоуправления.

Основные задачи учебных сборов:

- получение юношами призывного возраста знаний и тактических навыков по основам военной службы, выполнение начального упражнения стрельбы из автомата боевым патроном (малокалиберной, пневматической винтовки);

- ознакомление с размещением, бытом, повседневной деятельностью, традициями и боевым путём воинской части, учёбой личного состава, образцами вооружения и боевой техникой, организацией караульной службы и службы суточного наряда;

-  практически отработать действия солдата в различных видах боя.

Что же должен знать и уметь юноша, исходя из требований программы по ОБЖ в рамках сборов? Иметь представление об условиях прохождения военной службы по призыву и контракту, о воинских званиях и знаках различия военнослужащих. Знать правовые основы военной службы, основные положения общевоинских уставов ВС РФ, значение воинской присяги, права и обязанности военнослужащих, виды ответственности, сущность и значение дисциплины в жизни воина. Юноша должен уметь выполнять приёмы строевой подготовки, воинское приветствие на месте и в движении, производить подготовку автомата к стрельбе и вести стрельбу боевыми патронами, выполнять действия солдата в наступлении, разведке и обороне, оказывать само- и взаимопомощь, выносить раненых с поля боя.

Программа учебных сборов включает строевую, физическую, огневую и тактическую подготовку, военную топографию и уставы ВС РФ. Остановимся подробнее на некоторых составляющих.

Строевая подготовка

Занятие 1. Строевые приёмы и движение без оружия. Строй и его элементы. Обязанности солдат при построении и в строю. Выполнение команд "Становись", "Равняйсь", "Смирно!", "Вольно", "Разойдись", повороты на месте.

Занятие 2. Выход из одно- и двухшереножного строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Перестроение из одношереножного строя в две шеренги и обратно.

Занятие 3. Строевые приёмы и движение с оружием. Выполнение строевых приёмов "На грудь", "На ремень", "За спину". Положить оружие в одно - и двух шереножном строю. "Ремень отпустить", "Ремень подтянуть".

Занятие 4. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Воинское приветствие.

Занятие 5. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй, смыкание и размыкание

Занятие 6. Способы передвижения на поле боя (перебежка, переползание).

Огневая подготовка

Занятие 1. Знакомство с оружием и боевой техникой. Назначение, устройство, тактико-технические данные. Показное занятие.

Занятие 2. Меры безопасности при обращении с оружием. Изготовка к стрельбе лёжа. Изучение условий выполнения упражнений стрельбы из АК, MB, ПВ. Прекращение стрельбы,

Занятие 3. Неполная разборка автомата. Работа частей механизмов при стрельбе, причины раздутия ствола. Пробивное действие пуль.

Занятие 4. Сведения из внешней и внутренней баллистики. Назначение и устройство ручных гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.

Занятие 5. Меры безопасности при проведении стрельб. Снаряжение магазина. Выдвижение на огневой рубеж. Изготовка, к стрельбе лёжа, прицеливание, спуск, прекращение огня, разряжение оружия. Выполнение команды "Оружие к осмотру".

Занятие 6. Разборка автомата и сборка после неполной разборки. Порядок чистки автомата. Снаряжение магазина. Выезд на стрельбище. Практическая стрельба по условиям начального упражнения.

Тактическая подготовка

Занятие 1. Обязанности солдата в бою. Личное оружие и экипировка солдата. Общевойсковой бой, виды боя. Понятие об огневой позиции и обороне. Порядок выбора позиции, её занятия, оборудования и маскировки.

Занятие 2. Выполнение способов передвижения в бою. Наступление, его виды. Предбоевой и боевой порядок. Действия по команде "Приготовиться к атаке". Движение в атаку и преодоление прохода в минных полях и проволочных заграждениях. Атака переднего края обороны противника.

Занятие 3. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Обнаружение противника в заданном секторе, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до обнаруженных целей и ориентиров с помощью угловых величин (по формуле тысячной).

Занятие 4. Оборона. Вид боя. Переход к обороне. Порядок построения обороны. Действия солдата в обороне при обнаружении разведки противника, при огневой подготовке, атаке и вклинивании в оборону, при применении ядерного, химического оружия. Особенности оборудования окопа на отделение. Отрывка окопа лёжа (зачёт).

Занятие 5. Понятия о действиях разведывательного дозора. Действия дозорных при осмотре местности и местных предметов, заграждений, мостов, отдельных строений, оврагов, леса.

Занятие 6. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и доклад командиру. Азимут и движение по азимуту. Порядок установки отдельных противотанковых и противопехотных мин. Порядок разминирования.

Ключевые задачи современных учебных сборов – пропаганда здорового образа жизни, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам безопасности, подготовка к службе в армии. Помимо этих, несомненно, важных государственных задач, в процессе учебных сборов учащиеся приобретут полезные знания, опыт и, конечно, новые впечатления и знакомства.

Подготовка старших школьников к защите Отечества – сложная государственная и педагогическая задача, обеспечить решение которой можно только при наличии многоступенчатой и динамической методической системы. Особое место в этой системе подготовки занимают учебные сборы, как связующее звено между армией и школой.

 

ВЫВОДЫ: Исходя из всего вышеизложенного

1. Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Инновации в педагогической практике направлены на повышение успешности образовательного процесса и содействуют этому.

В курсе ОБЖ, как показывает практика, педагогические инновации успешно применяются; это, прежде всего, инновационные технологии и средства обучения. Важно, что в условиях современной школы требует инновационных преобразований и организация образовательного процесса по ОБЖ.

2. Значимой составляющей курса ОБЖ старшей школы являются учебные сборы по начальной военной подготовке. Учебные сборы проводятся на завершающем этапе изучения раздела курса ОБЖ «Основы военной службы».

Учебные сборы для юношей являются формой обязательной подготовки граждан к военной службе. Конечный результат такой подготовки - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных ситуациях.

Основная цель проведения учебных сборов - закрепление знаний, умений и навыков учащихся по важнейшим разделам программы допризывной подготовки в условиях, приближенных к жизни воинских частей.

3. Организация и проведение учебных сборов по начальной военной подготовке регламентировано Федеральным Законом «Об образовании» (ст.14 п.7), федеральными нормативно-правовыми актами, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления и локальными актами образовательной организации.

4. Помимо ключевой задачи – подготовки юношей к службе в армии, важными задачами современных учебных сборов являются пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

Программа учебных сборов включает строевую, физическую, огневую и тактическую подготовку, военную топографию и уставы Вооруженных Сил РФ.

Учебные сборы – вид образовательной деятельности, сложный в организационном отношении. Рациональные способы организации учебных сборов, в т.ч. инновационные, будут способствовать повышению успешности их проведения. 

25 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий