Автор: Костяков Олег Степанович
Страна: Российская Федерация
Город: с.Фрунзе Сакского района
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Фрунзенская средняя школа" Сакского района Республики Крым
Проект: Вне проекта

Преподавание рпедмета ОБЖ в условиях реализации ФГОС

 

Людей во  все времена подстерегали опасности, без них наша жизнь не возможна. Много бед приносят аварии, катастрофы, стихийные бедствия, пожары, преступники. Люди попадают под электрический ток, падают, тонут, оказываются заброшенными  в далёкой и безлюдной тайге. Поскольку от опасных ситуаций никто не застрахован, очень важно каждому из нас знать, как действовать в том или ином случае. Например, если в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники, или в помещении возник пожар, или на ваших глазах кто-то попал под колёса машины. Ещё более важно- это уметь избегать беды, преодолевать возникшие препятствия, помогать другим людям.

В учебниках ОБЖ даны рекомендации безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: при столкновении со злоумышленником, аварии, пожаре, стихийном бедствии, вынужденном путешествии по безлюдной тайге, необходимости оказать помощь до прибытия врача «Скорой помощи» и др. Помимо этой информации, в учебниках предложены вопросы и задания, работая над которыми, вы сможете найти ответы, как действовать в той или иной ситуации. Размышления над тем, как  обезопасить себя и других, являются этапом подготовки к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Однако можно прослушать десятки лекций, например, о способах и стилях плавания, но впоследствии утонуть в небольшом озерке или речушке со спокойным течением. Ведь, чтобы научиться плавать, надо плавать. Чтобы не растеряться в опасных ситуациях, необходимо овладеть соответствующими практическими умениями и навыками.

В одной из книг В. Леви писал о том, как учиться строить свои отношения с хулиганами и грабителями. После серьёзных тренировок, с помощью которых Леви овладел основами физической и психологической самозащиты, он отправился в тёмные переулки, где получил практические уроки самообороны с применением отработанных ранее приёмов. Примерно так и готовят в некоторых известных школах выживания.

Однако не стоит специально искать неприятных встреч в тёмных подъездах или иным образом напрасно рисковать своей жизнью и здоровьем. Практический характер подготовки в данном случае подразумевает следующее. В ходе работы с учебником по ОБЖ и книгами по безопасности необходимо выполнять рекомендации специалистов, которые помогут получить максимальную пользу от занятий на уроках и от самоподготовки.

Читая  рекомендации, изложенные в учебниках, попробуйте увидеть во всём  их многообразии какую-то систему знаний, например:

  • источник опасности ( его внешний вид и т.п.);
  • характер действия опасного фактора (обман со стороны мошенника, воздействие солнечных лучей на глаза человека) ;
  • ошибки людей, оказавшихся в ЧС ( верят мошенникам, не пользуются солнцезащитными очками);
  • правильные действия людей в опасных ситуациях, т.е. использование способа самозащиты
  • условия, которые следует учитывать при выборе средства выживания (физически слаб- обманное действие по отношению к грабителю, отсутствие спичек- разведение огня при помощи увеличительного стекла).

Проанализировав по данной схеме содержание разделов используемого вами учебника ОБЖ, возможно, вы заметите их неполноту и незавершенность. За более полными знаниями обратитесь к рекомендованному  в учебнике списку литературы. На страницах перечисленных там книг вы найдёте немало полезной информации, в том числе, например, такие способы самозащиты, о которых в учебнике ОБЖ не говориться.

Встретив в учебнике непонятное слово, обратитесь к словарям, справочникам, энциклопедиям. Если вы не знаете какие-то растения, грибы, ягоды и прочее, обратитесь к хорошо иллюстрированным источникам.

         Внимательно изучайте имеющиеся в книгах рисунки. Соотнесите содержание текста с информацией, заключённой в иллюстрациях. Если рисунки юмористические, подумайте, какое отношение автор рисунка пытается сформировать к обсуждаемым явлениям При необходимости сами нарисуйте источники опасности, средства выживания( укрытия, костры и т.п.), о которых говорится в книге. Это поможет разобраться в деталях, уточнить неясное, запомнить материал. Если сочтёте возможным, попробуйте подготовить свои собственные рисунки к тем или иным разделам книги, особенно если в ней нет иллюстраций. Отразите в рисунках ваше понимание изучаемого материала.

         Многочисленные советы, правила, рекомендации непросто запомнить, тем более сложно их воплотить в жизнь в опасной ситуации, когда на раздумье нет ни секунды. Поэтому для лучшего осмысления и запоминания прочитанного составляйте схемы, таблицы, планы. В некоторых книгах для школьников есть указания, как  это сделать. Однако не стоит ограничиваться выполнением подобных заданий.

           Изучая книги по безопасности, стремитесь перестроить текст, сделать его понятнее для себя. Если даются советы не делать чего-то, попробуйте сформулировать совет в том, что следует делать. Наоборот, если делаются рекомендации, что делать в той или иной ситуации, определите, какие действия будут ошибочными, т.е. чего делать нельзя в данной ситуации.

          При чтении книг старайтесь представить себе конкретные вещи, события, случаи из жизни. Соотносите рекомендации специалистов с вашими возможностями. Условиями, в которых вы живёте. Быть может, что-то из рекомендуемого вы уже предпринимали, а может, вы не знали какого-то способа обеспечения безопасности и поэтому у вас были неприятности. Мысленно представьте, как нужно  действовать при выполнении рекомендаций в ваших условиях.

          В небольших по объёму пособиях приведены не все необходимые сведения, аргументы. Поэтому при чтении постарайтесь объяснить себе те или иные рекомендации и советы. При этом можно воспользоваться следующими вопросами:

  • От каких опасностей предостерегает данный совет?
  • Почему иные способы действий могут привести к нежелательным последствиям?
  • Какого результата можно достичь при выполнении рекомендаций?

         Вполне возможно, что приводимые в изучаемых вами книгах рекомендации  могут быть полезными вашим знакомым, друзьям. Быть может  они чего-то не  знают ,что-то знают, но не понимают серьёзности ситуации и не выполняют рекомендации специалистов по безопасности. Попробуйте подготовить информацию, при помощи которой вы попытаетесь убедить  их в  необходимости безопасного поведения. При наличии обоюдного согласия обсудите ваши аргументы о мерах обеспечения безопасности.

             При работой над книгой можно воспользоваться следующим приёмом, который поможет  лучше усвоить рекомендации. Представьте, что вам предстоит проверить готовность ваших сверстников к какой-то сложной ситуации, например к походу в лес, тушению пожара. Изучая раздел книги,  сформулируйте как можно больше вопросов, при помощи которых можно выяснить, готовы ли ребята действовать правильно в той или иной ситуации. Затем сами ответьте на эти вопросы. Быть может, их вы  зададите  товарищам или родителям. Если имеется возможность, проведите соревнования по знанию правил безопасности.

           Советуйтесь со взрослыми, вместе с ними планируйте конкретные меры  по повышению уровня вашей безопасности. Например, обсудите, как уменьшить риск пожара в квартире или вероятность проникновения в неё вора и т.п.

       При случае потренируйтесь в выполнении  рекомендуемых безопасных способов деятельности, в использовании способов самозащиты от хулиганов, в оказании помощи другим людям. Или, скажем, проверьте умеете ли вы перекрыть поступление в квартиру воды в случае поломки крана, возникновения течи в водопроводе.

Некоторые приёмы и способы самозащиты требуют практического овладения ими в ходе игры. В некоторых книгах по безопасности даются рекомендации, как провести игры для усвоения психологических приёмах самозащиты. По аналогии попробуйте организовать подобные игры при изучении других тем. Стремитесь играть ту или иную роль искренне. Не смущайтесь, если иногда это будет роль грабителя, хулигана или  полицейского. Меняйтесь ролями. Проигрывайте различные варианты развития событий. После проведения игры выясните, кто действовал наиболее правильно, кто допустил ошибки, как следует поступить в следующей игре в сходной ситуации.

Наиболее сложно, но очень важно проанализировать своё собственное поведение, привычки, характер. Обратите внимание на то, что вы привыкли делать правильно ( говорить уверенным тоном, чистить зубы и т.д.)  Не менее важно заметить свои типичные ошибки, действия ставшей привычкой, на которые вы  не всегда обращаете внимание, но которые зачастую приводят к беде.

Запишите выявленные опасные привычки на листе бумаги и наметьте конкретные ситуации , в которых вы не будете делать то, что привыкли. После того как убедитесь, что отвыкли от опасной привычки, можете со спокойной совестью вычеркнуть один из пунктов реестра опасностей.

Невозможно сегодня вечером прочитать книгу о безопасном поведении и, проснувшись утром на следующий день, выполнить все изложенные в ней рекомендации. Поэтому в процессе работы над школьными учебниками и дополнительными источниками выписывайте те способы безопасного поведения, которые вы хотите взять на вооружение, применяя их в повседневной жизни. Продумайте конкретные ситуации, в которых вам следует действовать соответствующим образом. По мере того как станете поступать правильно, т.е. безопасно, в вашем «безопасном» реестре будут появляться плюсы у пунктов , где записаны рекомендации, которыми вы овладели практически.

Опасные ситуации часто возникают неожиданно, поэтому важно выработать у себя готовность реагировать на них быстро, не теряя времени. Для такой самоподготовки можно завести карточки из картона. На карточке может быть только одно слово, например «пожар», «наводнение» или вопрос из книги. Вопросы желательно придумывать самому, скажем: « Как действовать, если в квартиру ворвался злоумышленник?» В карточках могут быть использованы рисунки, вырезки из газет и т.п. Например, на листочке рисуется молния или приклеивается фотография людей, застигнутых бураном в степи. Кстати, если рисунки не сложные, можно сделать самому.

Как использовать такие карточки? Когда их будет более десяти, возьми любую. Посмотрев на рисунок или прочитав слово, задание, действуй так, будто вы попали в такую ситуацию на самом деле. Например, если попала карточка с изображением кровотечения из руки, следует тут же прижать соответствующий сосуд, перебинтовать руку. Если же характер задания или обстановка не позволяют действовать практически, следует быстро и кратко сказать вслух, что делать в ситуации, зафиксированной на карточке. Так, если перед вами карточка с изображением подозрительного человека, приглашающего вместе пройти в лифт, следует перечислить правила безопасности при пользовании лифтом, можно произнести варианты действий в подобной ситуации.

При изучении различных источников информации постепенно увеличивайте количество карточек, время от времени проверяйте, готовы ли вы к той или иной сложной ситуации. Если затрудняетесь с ответом, придётся вновь обратиться к соответственному разделу изученного пособия по ОБЖ.

Работая над книгами, следует помнить: экстремальные ситуации настолько многообразны, что, несмотря на все рекомендации и сведения в различных источниках, решение каждый раз принимать самостоятельно. Ваши действия должны соответствовать конкретной ситуации, вы должны хорошо взвесить свои  возможности. Например, если девочка не занималась рукопашным боем, она вряд ли сможет оказать серьёзное физическое  противодействие  хулигану. Зато нападающего она может ввести в заблуждение, сделав вид, что подходит её папа, и т.п. Однако лучшее средство-профилактическое. В пособиях по ОБЖ есть не только информация о том, как выйти из сложного положения, преодолеть препятствие, но и рекомендации, как избежать тех или иных обстоятельств.

Разумеется, стремление избежать опасности не означает, что следует бояться всего и всех. У вас будет возможность убедиться в том, что такие качества, как уверенность в себе, смелость, дальновидность, готовность к разумному риску, повышают возможность выживания.

Перенесите наиболее важные положения изучаемой памятки в рабочую тетрадь или на отдельный лист бумаги. Подготовьте таблицы , нарисуйте схемы, рисунки, в  которых эти положения представлены в наглядной форме. Внесите в памятку коррективы: дополните её, измините расположение элементов, отметьте связи между ними, при этом используйте  компьютер. Сопоставьте схему с содержанием ранее изученных пособий по безопасности с вашим личным опытом выживания.

Список литературы

  1. Мастрюков Б.С.  Безопасность в ЧС. Учебник для студентов  ВУЗов – 3е изд. Переработанное и дополненное. М. издательский центр «Академия»  2006. -336 с.
  2. Психологическая деятельность в ЭС. Учебное пособие для студентов ВУЗов под редакцией А.Н. Блеера –М. издательский центр «Академия» 2008. -256 с.
  3. Самыгин С.И.  Школа выживания. Учебное пособие – Ростов н/Д  «Феникс» 2006. 544с.
  4. Электронный  ресурс  http:// www.obzh.info Информ.веб-сайт
7 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий