Автор: Колесникова Дарья Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Комсомольск-на-Амуре
Организация: МОУ гимназия №45
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности «Такая разная Россия»

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности «Такая разная Россия»

ФИО автора проекта, место работы, должность

Колесникова Дарья Николаевна, МОУ гимназия №45 г. Комсомольска-на-Амуре, учитель истории и обществознания

Обоснование актуальности проекта

Каждый человек должен знать историю своего государства. Это необходимо не только для формирования исторических представлений у обучающихся, но и для понимания современных событий в государстве и в мире. Также сегодня одной из важнейших задач образования является воспитание патриотизма у школьников. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине. Но настоящий патриотизм, настоящая любовь к своей Родине складывается не из идеализированных представлений о государстве, не путем изучения только «хороших» страниц. «Настоящий патриотизм» формируется только тогда, когда человек знает и осознает, что его государство, его Родина за всю свою историю сделала и делает много великих свершений, что было много «достойных» страниц в истории России. Но при этом знает «страшные» моменты в истории, то, чем не стоит гордиться, то, что не хочется вспоминать. Только тогда, когда человек все это знает, но все равно любит свое государство, вот тогда это и можно назвать патриотизмом, любовью к своей Родине. Любить нужно реальное, а не идеализированное.

Данная авторская программа рассчитана на формирование у обучающихся патриотизма, путем изучения различных страниц в истории России.

Цели и задачи проекта

Цель:

  • формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи); создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • создать условия для развития духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;
  • воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы;
  • способствовать развитию нравственных взаимоотношений в семье;
  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
  • дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
  • дать представления о символах государства Флаге, Гербе России, Гимне России. Способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
  • формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  • воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;  

Структура  проекта

Авторская программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, формы работ в рамках представленных тем, основные вопросы разделов.

Целевая аудитория проекта

Учащиеся 5-8 классов школ, лицеев, гимназий; преподаватели.

Ресурсное обеспечение

  • Технический ресурс (интерактивная доска, ПК, Учебные материалы Интернета, мультимедиа);
  • Индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы).

География проекта

ОУ на территории России

Сроки реализации проекта

Данная программа реализуется в МОУ гимназия №45 в 2019-2020 учебном году.

 

Пояснительная записка

  «Родная страна становится близкой и родной, когда знаешь ее историю».

М. И. Калинин

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.»

А. С. Пушкин

 

              Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

           Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

           Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

           Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

          Курс «Такая разная Россия» подразумевает рассмотрение России как государства с различных аспектов: начиная от основного закона, регулирующего деятельность государства в современное время, заканчивая историей государства от его создания, акцентируя внимание на определенных страницах истории.   Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

   Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

  1. теоретические (беседы, лекции, доклады и др.);
  2. практические (работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, коллективные творческие дела, интеллектуально-познавательные игры, заочные путешествия, творческие проекты, презентации;).

Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

            Образовательная программа  «Такая разная Россия» рассчитана на обучающихся  школ, лицеев, гимназий на ступени основного общего образования. Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю в рамках внеурочной работы. Всего: 35 часов.

Внедрение данного проекта поможет сформировать следующие результаты:

Личностные результаты:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  • начальные представления об истории своего государства;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • Умение ставить цель и задачи своей работы;
  • Умение составлять алгоритм работы, исходя из поставленных задач;
  • Умение анализировать свою деятельность.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • умение приходить к общему мнению, умение работать в группе, слушать точку зрения одноклассников;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • установление причинно-следственных связей;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Форма работы

Кол-во часов

1.

Введение в курс

Беседа

1

Раздел 1. Конституция РФ как основной закон России.

6

2.

Знакомство с основным законом Российской Федерации

Работа с документом

1

3.

Символика Российской Федерации.

Информационный проект

1

4.

Символика Российской Федерации.

Творческий проект

1

5.

Права человека и гражданина.

Работа с документом

1

6.

Права человека и гражданина.

Творческий проект

1

7.

Органы государственной власти в РФ.

Рассказ

1

Раздел 2. Правители государства от Древней Руси до современной России.

11

8.

Рюрик: призвание варягов.

Демонстация

1

9.

Владимир Красно Солнышко: Крещение Руси.

Демонстарация. Обсуждение

1

10.

Иван Грозный: «прогрессивный деятель» или «кровавый тиран»?

Дискуссия

1

11.

Начало династии Романовых

Информационный проект

1

12.

«Нужны ли были государственные преобразования Петра I?»

Дискуссия

1

13.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Информационный проект

1

14.

Александр II: великие реформы.

Обсуждение

1

15.

Николай II: конец монархии.

Демонстрация

1

16.

Ленин В. И.: переход к социализму.

Информационный проект

1

17.

«Почему имя И.В. Сталина так популярно в XXI в.?»

Обсуждение

1

18.

Путин В.В.

 

1

Раздел 3. Великая Отечественная война

5

19.

«22 июня» - «черный день» календаря.

Беседа

1

20.

Страшная реальность блокады Ленинграда

Демонстрация

1

21-22.

Герои Великой Отечественной войны и их подвиги.

Информационный проект

2

23.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Исследовательская работа

1

Раздел 4. Отдельные страницы в истории России XX века

4

24.

Революция в России 1917 года

Демонстрация

1

25.

Создание СССР

Практическая работа

1

26.

«Большой террор» 1937-1938гг.

Работа с базой данных жертв политических репрессий

1

27.

Распад СССР

Обсуждение

1

Раздел 5. Государственные праздники 

5

28.

День защитника Отечества

Информационный проект

1

29.

Праздник Весны и труда

Информационный проект

1

30.

День Победы

Информационный проект

1

31.

День России

Информационный проект

1

32.

День народного единства

Информационный проект

1

Раздел 6. Культурные достопримечательности России

3

33.

Архитектурные памятники России

Онлайн-экскурсия

1

34.

Достопримечательности Хабаровского края

Информационный проект

1

35.

Достопримечательности Комсомольска-на-Амуре

Экскурсия

1

 

Образовательная программа «Такая разная Россия»

Раздел 1. Конституция РФ как основной закон России.

Закон. Конституция РФ. Значение Конституции. Структура Конституции РФ. Символика РФ. Флаг. Герб. Гимн. Права человека и гражданина. Обязанности человека и гражданина. Органы государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Судебная ветвь власти в РФ.

Раздел 2. Правители государства от Древней Руси до современной России.

«Призвание» варяг. Рюрик. Род Рюриковичей. Владимир Красно Солнышко. Крещение Руси. Иван Грозный. Судебник Ивана Грозного. Опричнина. Династический кризис. Михаил Романов как основатель рода  Романовых. Петр I и его реформы. Екатерина II и ее реформы. Просвещенный абсолютизм.  Преобразования Алексана II. Отмена крепостного права, историческое значение реформы.  Николай II. Революция 1905-1907 гг. «Кровавое воскресение». Первая мировая война.  Февральская революция в России 1917 г. Ленин В. И. Культ личности И.В. Сталина.  

Раздел 3. Великая Отечественная война

Начальный период Великой Отечественной войны. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!». Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны.  Парад Победы в Москве. Окончание Второй мировой войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны.

Раздел 4. Отдельные страницы в истории России XX века

Переход власти к партии большевиков. Установление советской власти. «Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Создание РСФСР. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Гражданская война. Создание Красной Армии. Образование СССР. Предпосылки создания СССР. Выбор путей объединения. Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936—1938 гг. Причины и распад СССР.

Раздел 5. Государственные праздники 

День народного единства. Праздник Весны и труда . День Победы. День России. День защитника Отечества. История возникновения.

Раздел 6. Культурные достопримечательности России

Архитектурные памятники России. Московский Кремль. Кунсткамера. Петергофский дворец. Большой Екатерининский дворец. Собор Василия Блаженного. Достопримечательности Хабаровского края.  Памятник Е. П. Хабарову. Градо-Хабаровский собор Успения Божьей Матери. Петроглифы Сикачи-Аляна. Памятник Муравьеву-Амурскому. Достопримечательности Комсомольска-на-Амуре.

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий