Автор: Григорьева Александра Ильинична
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Образовательная организация: БГУ
Проект: Вне проекта

Проблема полового воспитания среди подростков и молодежи

 

Никто не хочет говорить с детьми о половом воспитании — и ни один ребёнок не хочет говорить об этом со своими родителями. Почему так происходит? И откуда современная молодёжь узнаёт информацию об отношениях к самому себе, к противоположному полу и дальнейшему созданию семьи? Ведь половое воспитание - это далеко не только физическая близость, а целая совокупность различных компонентов, которые в сумме образуют полноценную, физически и психологически здоровую личность.

Двадцать первый век - эпоха, когда любого рода информацию можно найти с помощью интернет ресурсов. В наше время детям и молодёжи легче «вбить» в Google как правильно вести себя с противоположным полом, и что нужно сделать, чтобы понравится парню, например, чем спросить об этом у своих родителей, старших братьях и сёстрах. Почему-то задумываясь над этим, никто не думает о дальнейшем развитии событий, о своём здоровье, и тем более о здоровье своих будущих детей. И здесь важную роль играет не только половое воспитание, но и духовная составляющая человека.

Под определение полового воспитания подпадает любой учебный курс, где рассказывают об интимной жизни. Речь может идти как о чистой физиологии, так и в связке с психологией отношений или с рассказом о гендерных ролях. Вопреки распространённым представлениям, уроки полового воспитания проводят не только для старшеклассников, они нужны людям самых разных возрастов — от маленьких детей, которым простым языком объясняют идеи согласия и отказа, приватности и телесных границ, до взрослых, которые учатся общаться с партнёром и восполняют пробелы в знаниях, полученных в детстве и юности.

В этом возрасте дети могут осознать и наглядно увидеть различие между мальчиками и девочками на физиологическом уровне, но кто им может помочь на психологическом уровне принять данные различия и осознать свою идентичность? Каждый ребенок проходит стадию подросткового возраста, когда весь организм начинает активно развиваться, вместе с этим происходит и половое созревание. Возникает множество вопросов: постыдно ли моё влечение, что я должен с ним делать, как должен вести себя мужчина, как противоположным полам взаимодействовать, для чего нужно вести здоровый образ жизни и что такое семья? Сейчас всю эту информацию несложно найти в интернете, но появляется новый важный вопрос: с какого возраста дети должны получать ответы на все вопросы по половому воспитанию? Из педагогического словаря: «половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни». Половое воспитание (в широком смысле) совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле половое воспитание понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни в процессе полового просвещения [2].

Рассмотрим различные подходы к половому воспитанию в зарубежных странах. Разные общества отвечают по-разному: в то время как в Швеции и Голландии ученикам средней школы рассказывают о контрацепции и сексуальной ориентации, в Китае родители ограничиваются туманными намёками на то, что секс неотделим от брака.

Первая в мире программа полового воспитания родилась из практической необходимости — борьбы с венерическими заболеваниями и нежелательными (особенно ранними) беременностями. Одной из первых стран, где было введено половое воспитание, была Швеция — ещё в 30-е годы прошлого века известные социологи Гуннар и Альва Мюрдаль, исследовавшие малообеспеченные семьи, доказали, что половое просвещение необходимо им для улучшения качества жизни так же, как и доступное жильё. На этот вывод их натолкнуло то, что в таких семьях, как правило, было много детей, и родители были бы рады не рожать их больше — но ничего не знали о способах планирования семьи.

В 1956 году обязательные уроки полового воспитания были введены в шведскую школьную программу, а в 1964 году школьникам перестали говорить, что секс вне брака недопустим. Шведская система полового воспитания до сих пор считается самой прогрессивной и на сегодняшний день включает в себя обсуждение очень разных аспектов близких отношений между людьми и всего, что может на них повлиять, включая разговоры об алкоголе, обсуждение гендерных вопросов и представлений школьников о собственном теле.

Информация на уроках полового воспитания для детей разного возраста должна подаваться соответственно возрасту и в той форме, которая будет понятна и доступна ребёнку. Например, уже начиная с двухлетнего возраста, с ребёнком можно и нужно говорить об идеях согласия и отказа, а со школьниками стоит обсуждать более «взрослые» вопросы, например, сексуальную ориентацию. Преподавать половое воспитание в начальной школе принято, например, в Нидерландах: голландским детям рассказывают о том, что такое влюблённость, и учат осознавать границы собственного тела. Вопреки предрассудкам, детям в начальной школе не рассказывают о тонкостях интимных отношений: программы полового воспитания в начальной школе намного чаще включают в себя разговоры о чувствах, а также базовые объяснения половых различий между мальчиками и девочками и ответ на вопрос, откуда берутся дети. Кроме того, детям рассказывают о «правиле нижнего белья»: им объясняют, что все те части тела, которые прикрывает нижнее бельё, интимные и никто посторонний не может их видеть и трогать.

Такой подход поддерживает Совет Европы, запустивший кампанию «One in Five» против сексуального насилия над детьми. В рамках этой кампании детям предлагают сообщать корректные названия половых органов и учат их не стесняться говорить о них с родителями или врачами. Кроме того, детей учат отличать «хорошие» секреты (приятные и лёгкие) от «плохих» (внушающих страх или беспокойство) — вторыми обязательно надо делиться с родителями. Насильники часто создают вокруг своих жертв атмосферу секретности и стыда, и до тех пор, пока ребёнок молчит, родители могут и не догадываться о том, что он подвергся насилию.

Авторы таких программ опираются на данные многочисленных исследований, подтверждающие, что дети, не обладающие базовыми знаниями, чаще страдают от педофилов, чем их более подкованные сверстники. Похожие меры готовятся и в Малайзии, где в 2014 году разразился скандал, связанный с педофилом, изнасиловавшим десятки детей по всей Юго-Восточной Азии. Профессиональные объединения педиатров Малайзии высказались за введение подобных мер: несмотря на то что в малайзийском обществе на разговоры о сексе всё ещё наложено табу, врачи выступают за половое просвещение для детей — для их же безопасности.

По мере взросления дети начинают изучать и другие темы. В Нидерландах с маленькими детьми не говорят о сексе напрямую, но их постепенно подводят к этой теме: к семи годам школьники должны знать названия мужских и женских половых органов, а в возрасте одиннадцати лет — быть знакомыми с такими темами, как сексуальные домогательства и эрекция.

В канадской провинции Онтарио второклассники на уроках изучают вопросы согласия и половой неприкосновенности, третьеклассники знакомятся с концептами гендерной идентичности и сексуальной ориентации, а семиклассники узнают об опасностях секстинга и ЗППП. В Великобритании половое образование обязательно для детей 11 лет и старше. Некоторые элементы программы являются обязательными для изучения, в остальных случаях родители имеют право забрать ребёнка с уроков [6].

Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например, биологией и обществознанием.

По мере того, как табу на разговоры о сексе снимается, школьники начинают задавать больше вопросов. Правильные уроки могут помочь подросткам справиться с комплексами по поводу собственной внешности и своего тела, а иногда и с травлей со стороны одноклассников. Кроме того, некоторые современные специалисты говорят о том, что классы полового воспитания не надо разделять по полу: о женском здоровье и менструациях должны знать не только девочки, но и мальчики. По их мнению, такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью.

Существует множество различных теорий, когда лучше начинать воспитывать своего ребёнка. Обратим внимание на книгу «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет», автор В. Дюмон [4]. По его мнению, половое воспитание следует начинать с 5 лет, изначально объяснять ребенку, каким образом он появился на свет. В книге полностью описываются: внутриутробное развитие, этапы внеутробного развития, этапы взросления, какие физиологические изменения происходят с организмом. Вся информация дана в упрощённом виде, но понятно, с наглядными иллюстрациями на каждой странице. С самого детства дети могут узнать основы своего развития и стать действительно образованными в вопросах полового созревания. Это поможет им в будущем иметь осознанные отношения и здоровую семью. Обязательным фактом является помощь родителей и будущих педагогов в формировании правильных и адекватных знаний в вопросах половой жизни и собственной идентификации.

Обзор исследований, проведенных во многих странах мира и посвященных изучению поведения юношей и девушек, показал, что пропорция молодежи, которая становится сексуально активной, увеличивалась в течение последних трех десятилетий. Кроме того, средний возраст первого сексуального контакта снизился при, этом примерно половина подростков из данной категории испытывает чувство вины и страха за последствия. Имеются данные о том, что ранний сексуальный дебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие, возрастает риск приобретения ЗППП. Незрелые в половом отношении подростки и их ранняя сексуальная практика находят выражение в мастурбации (в возрасте 13 лет приближается к 55% в обоих полах, а в 15-летнем возрасте составляет более 80%).

В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:

В 7-11 лет:

− были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;

− о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;

− знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;

− понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет:

− умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;

− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;

− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;

− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);

− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;

− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;

− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).

Подростки 14-16 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;

− знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации. [7]

Обобщая работы многих авторов о половом воспитании, к задачам полового воспитания можно отнести:

1. Ознакомление с общепринятыми нормами полового поведения и психосексуальной культурой, развитие личности;

2. Воспитание в человеке чувства уважения и ответственности по отношению к другим, формирование адекватного взгляда на взаимоотношения между людьми, в частности на отношения между мужчиной и женщиной.

3. Воспитание осознанного понимания в необходимости иметь крепкую и здоровую семью, нескольких детей, необходимости в их воспитании.

4. Воспитание, направленное на понимание такого понятия, как здоровый образ жизни, его значимости, важности следить за своим здоровьем и ответственного отношения к здоровью других людей.

5. Формирование чёткого отношения к понятию полового влечения, осознанного понимания, что секс является частью такого чувства как любовь, пропаганда воздержания и усвоение необходимых знаний о способах сублимации.

6. Ознакомление с такими важными понятиями как брак, формирование семьи, получение знаний о физиологическом и психологическом развитии мужчин и женщин, выработка умений общения с противоположным полом и правильным представлением самого себя.

 Авторами выделены следующие направленности полового воспитания:

1. Полоролевое воспитание, основой которого является помощь в формировании осознанной женственности и мужественности, установлению норм в процессе коммуникаций.

2. Сексуальное воспитание, формирование сексуального сознания в рамках психосексуальной культуры и общепринятых нравственных норм.

3. Подготовка к ответственному супружеству, помогающая осознанно подойти к формированию брака, и понять ценность дальнейших взаимоотношений между партнёрами.

4. Подготовка к ответственному родительству, воспитание ролевого поведения матери и отца, понимание ответственности перед будущими детьми и формирование репродуктивной установки.

5. Формирование здорового образа жизни через объяснение о том, что сексуальность, супружество и родительство полностью зависит от правильного образа жизни [5].

Проблема полового просвещения изложена в педагогическом словаре: «отсутствие организованного в государственном масштабе полового просвещения чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов и прочее. Система полового просвещения должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения» [2].  

Существует ряд причин возникновения проблем полового воспитания:

1. Отсутствие необходимой информации, т.е. так называемый «информационный вакуум». И вместе с этим искажённая информация в интернете.

2. Стереотипное стеснение и нежелание родителей разговаривать со своими детьми о половом воспитании. Желательно начинать с детства, в то время, как многие родители вовсе не уделяют внимание этому вопросу на протяжении всего периода взросления их ребёнка. Необразованность и попустительское отношение родителей является основной причиной.

3. Отсутствие в школах квалифицированных преподавателей и необходимой литературы [5].

К сожалению, в наше время в учебных заведениях недостаточно внимания уделяют вопросам полового воспитания. В то время, как обучаться основам полового воспитания намного эффективнее в школе, чем в индивидуальной форме.  Для детского коллектива есть возможность пригласить профессионала, провести полноценное занятие, что не всегда могут сделать родители.

И кто же будет тем самым профессионалом? Должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги.

Подростки предлагают свой собственный список желаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этим характеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошо осведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный, открытый и обладающий чувством юмора.

В периоде обучения детей в школе необходимо больше внимания уделять вопросам полового воспитания, а также необходимы профессиональные педагоги, медики и психологи, которые смогут помочь учащимся разобраться во многих вопросах, которые на сегодняшний день остаются без внимания, как в семье, так и в школе. Для максимальной ликвидации ранней беременности, абортов, всевозможных половых заболеваний и инфекций. А для этого нужно не только обучить преподавателей, ввести отдельную квалификацию и учить детей. Кроме знаний у детей должен быть ЛИЧНЫЙ пример. Родители, их взаимоотношения, их отношение к себе, к своему здоровью, к своему браку и детям будут являться ориентиром для их ребёнка. И конечно же: половое воспитание должно включать огромный блок – формирование жизненных ориентиров, системы моральной составляющей и духовному просвещению.

Обратимся к религии. Иудейская этика прежде всего основывалась на учении Моисея, записанном в Пятикнижии. Вторым автором ответов на многие сексуальные вопросы этики поведения был мудрейший человек, царь Израиля Соломон. Он пережил много приятных и неприятных минуг и Господь наделил его особой мудростью дать после пережитого детям следующих поколений самые лучшие советы. В 1^ш1ге Притчей Соломоновых, в Книге Екклесиаста, в Песнях Песней вдохновенное Духом Святым перо отразило все стороны нормального полового воспитания. Бог желал показать высокую цель брака и взаимоотношений в браке. Он показал свой план для семьи и Свою цель для их жизни. Ефес. 5:28, 31. Сегодня, спустя века, обе эти причины по-прежнему действенные.

Если не прививать детям Христианские принципы полового воспитания, то где они еще узнают, что Бог освятил отношения между мужчиной и женщиной? Где они узнают, что Бог благословил интимные отношения в браке? Откуда они узнают о регулировании этих отношений? []

Дом – это школа, где дети должны узнать, что значит быть отцом или матерью, и каким должно быть отношение мужа к жене. Здесь дети должны узнать, что секс – это не что-то грязное, порочное и греховное, а что это взаимоотношения двух любящих друг друга людей, которых благословил сам Творец для совместной жизни. Это сознание станет ролевой моделью в их собственной семье.

Но, к сожалению, в нашу эпоху, эпоху огромного количества грязной и неотсортированной информации, дети с раннего детства получают неправильное представление о важных вещах. Возьмём к примеру мультфильмы детей 21 века, они изначально учат их меньше ДУМАТЬ. Перестают разделять границы между понятиями «хорошо» и «плохо». Что является действительно серьёзной проблемой. Плюс незнание самих родителей, которые не могут обучить и воспитать в своём ребёнке необходимые качества: целомудрие, способность к принятию ответственности, самостоятельности и чёткому разделению на «хорошо» и «плохо» в вопросах, которые являются основополагающими в духовном, и половом развитии. Чтобы обучить детей, в первую очередь, нужно обучить самих себя!

 

Список источников:

1. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. — 512 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь. — М., Б.М. Бим-Бад. 2002. — 528 с.

3. Введение в психоанализ. —  СПб; Алетейя СПб, З.Фрейд. 1999. — 416 с.

4. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет — АСТ, Харвест, В.Дюмон, 2005. — 48 с.

5. Половое воспитание подростков: методы, проблемы, книги. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/314909/polovoe-vospitanie-podrostkov-metodyi-problemyi-knigi

6. Сексуальное воспитание подростков: как это делают в разных странах - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://letidor.ru/obrazovanie/seksualnoe-vospitanie-podrostkov-kak-eto-delayut-v-raznyh-stranah.htm

7. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней :учеб. пособие / В. В. Марков. - Москва: Академия, 2001. - 320 с.

8. Лидия Нейкурс – Статья: Христианская концепция полового воспитания

87 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий