Автор: Григорьева Александра Ильинична
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: БГУ
Проект: Вне проекта

Психология личности

 

Садись поудобнее, расслабься и не отвлекайся, пожалуйста. Представь, что ты вышел на улицу. У меня есть к тебе несколько вопросов: какая сейчас пора года, где ты находишься, с кем ты, что тебя окружает? Закрой глаза и постарайся визуализировать свою реальность.

Каждый сейчас представит что-то своё: у кого-то на улице осень, а у кого-то весна; кто-то идёт один, а кто-то с любимым человеком. Абсолютно одинаковых картинок не будет. И этот факт уже доказывает правдивость того, о чём я буду говорить чуть позже.

Так вот, возвращаемся к улице. Мы выходим из дома, вокруг нас появляется огромное количество различных зданий, дорог, машин и растений. Конечно, я могла бы расписать подробнее, подбирая эпитеты, рассказать про облака похожие на вату, про приоритетно серые дома и как следствие – возникающую лёгкую грусть, но я не буду. Знаешь почему? Каждый всё равно представит по-своему. И это замечательно! Самое главное, что я хотела здесь сказать, что выходя из дома мы встречаем много, очень много людей. И все они разные. Нет, кроме разной палитры цветов в одежде, разных брендов, причёсок, цвет глаз … и кучу всего ещё. Мы все разные внутри. Но при этом мы все одинаковые. Парадоксально, но это так.

А что же у нас внутри? Набор неосознаваемых влечений, набор поведенческих стереотипов, структура иерархии деятельности, набор личностных черт, набор ролей или же внутри нас кроется неисчерпаемое стремление к развитию?

Да, если честно, я бы объединила здесь всё. Внутри нас: бессознательные желания, наш опыт, мотивы, ценностные ориентиры, чувства, социальные роли, наша направленность, мысли, знания, убеждения, наши черты характера.

Внутри нас есть ВСЁ. Но мы используем так мало. Почему так происходит? Мы ленимся узнать себя. Мы считаем, что нам достаточно удовлетворять свои базовые потребности. Да, все знают пирамиду Маслоу, и то, насколько важны первые уровни. Но разве их настолько сложно приобрести в наше время, что это занимает целую жизнь? Скорее всего люди просто останавливаются на этапе безопасности или любви других людей, считая, что им этого достаточно. Они не задумываются о смысле жизни, о своём предназначении. Они просто живут: готовят, идут на работу, зарабатывают на еду, снова готовят и работают. Они живут или мирно существуют?

Ведь у нас есть нечто большее, чем базовые потребности, чем биологическая составляющая, предпосылки наследственности, которые ставят в приоритет сторонники биологического подхода в изучении личности.

Я придерживаюсь тем концепциям, которые говорят о духовной составляющей и саморазвитии как цели существования. Например, экзистенциально-феноменологическое направление, которое говорит о целостности, ценности и уникальности человеческой жизни. Также говорит о способности человека к самоопределению и самооценке. Личность – человек, имеющий субъективный опыт, и поведение которого регулируется с помощью тенденции к актуализации, т.е к развитию. Важным фактором здесь являются социальные отношения, благодаря которым человек способен познать своё истинное Я. Социальное окружение безусловно играет важную роль и формирует отдельные черты характера личности. Но здесь не нужно полностью перекладывать всю ответственность на окружающих, говоря о том, что «это они испортили», «это их влияние», «а как по-другому в таком окружении». Вот тут и включается стержень личности, который помогает не быть «как все». К сожалению, часто психологические факторы, например, идентификация с другими, срабатывают против человека. Утрировано: если все в компании достают пакетик с запрещенными веществами и начинают употреблять, для личности это не значит, что он должен сделать тоже самое, чтобы стать «своим», это значит, что это не его компания.

Личность больше не вернётся туда. Ведь личность чётко знает, чего она хочет. Не сразу конечно, но всё же личность стремится понять себя и своё предназначение. Поэтому сможет отказаться и пойти дальше. Если взять семью, где отец болен алкоголизмом, дети постоянно видят одну и ту же картину, и в дальнейшем повторят его судьбу, то это не «гены пальцем не задавишь», «наследственность» и т.д. Это слабость. Слабость заставляет человека пойти по уже знакомому пути, чтобы избежать неизвестную для него жизнь. На субъективном опыте я могу сделать вывод о том, что если человек подчиняет свою боль и начинает ей управлять, он сможет выйти из этого дерьма. Либо есть второй вариант: боль начнёт управлять им.

До поступления в университет, мне нравилось смотреть документальные сериалы, один из любимых «Тайны души: Архетип. Невроз. Либидо», где я подробнее узнала о Зигмунде Фрейде, которого считают отцом психоанализа. На данном этапе, спустя время, стало понятно, что в его учениях слишком много недочётов, и даже ошибок. Говоря о том, что человек – замкнутая энергетическая система, Фрейд забрал у нас возможность к потенциальному развитию. Человек – динамическая система, которая отдаёт энергию окружению, и также принимает её обратно. Только энергетический баланс сможет способствовать развитию личности. Нельзя только брать, либо только отдавать. Либо ты будешь в переизбытке, либо опустошен. С учётом того, что человеком движут потребности и желания, то скорее человек предпочтёт только забирать, для того, чтобы получать удовлетворение. Неужели кроме либидо, сексуального влечения ничто не может регулировать наше поведение? История про парня и воздержание будет позже.

Мне ближе концепция личности Юнга, который говорит о том, что либидо - это не сексуальная энергия, а жизненная и творческая энергия, питающая различные виды активности человека. Также конечной целью личности, Юнг считал, самореализацию, которая происходит в процессе развития личности. Из представителей фрейдизма Юнг достаточно близко придвинулся к тем концепциям, которые возникли в период неофрейдизма. В нас есть ВСЁ, но как мы этим воспользуемся, что в себя сможем развить, что удалить или откорректировать, зависит от нас. От нашего внутреннего стержня. И от нашего окружения. Всё же мы социализированные высшие существа. От людей и взаимодействия с ними никуда не спрятаться. Хотя иногда так хочется… Но это уже другая история.

Если сравнивать фрейдизм и неофрейдизм, то для меня очевидно преимущество второго времени. Следует признать, что Фрейд, Юнг, Адлер в разной степени, но всё же ставили личность в рамки. Считая, что личность - замкнутая система, что развитие происходит в первые годы жизни, что доминируют биологические составляющие и уделяя всё своё внимание патологиям человека. Все они закрывали понятие личность на замок, который застегивали в детстве их родители, при этом успевая нанести им такие травмы, которые навсегда останутся в подсознании и сформируют личность и его основные свойства. Да, согласна, что травмы влияют на дальнейшую жизнь и на характер человека, но 1 - не всегда в худшую сторону; 2 - с этим можно и нужно работать.

Нейрофрейдизм отличается кардинально. Личность рассматривается как динамическая система, развитие личности происходит в течении всей жизни, в формировании личности основным компонентом является социокультурный и акцент делается на здоровье и нормальности. Вот такое представление о личности максимально близко мне.

Бихевиорестическое направление для меня в принципе не приемлемо. Сводить личность к набору поведенческих паттернов это слишком примитивно на мой взгляд. Ведь существует множество факторов, которые влияют на поведение человека. И идеи о том, что поведение универсально, что результаты экспериментов на животных могут переноситься на людей, это сверхошибочно. Неужели наличие разума, самоконтроль и интеграция в социуме никак не влияют на наше поведение? Даже не нужно так далеко ходить: на нас влияет наше настроение. На один и тот же стимул у нас может быть разная реакция, в зависимости от нашего настроения. Мы ведём себя по-разному. Да, можно прогнозировать поведение человека, зная его психологический портрет, его окружение. Но 100% вероятности быть не может.

Необихевиоризм ближе подошёл к реальности, введя "чёрный ящик" = психику. Также согласна с тем, что от потребности зависит сила реакции, но то, что потребность определяет поведение снова говорит о том, что разум и ценностно-моральная система не имеют значения.

Социально-когнитивный подход отходит от биологических компонентов как доминирующих, и ближе подходит к значимости влияния окружения на становление личности. Но подходит слишком близко, отдавая всю ответственность за развитие и поведение личности на его окружение. Также отвергался факт наличия разума, который помогает делать выводы, анализировать и отделять себя от социума в целом, не давая задушить свою индивидуальность, свою точку зрения и свою систему ценностей.

Важную роль в понимании модели подражания сыграл эксперимент с куклой Бобо, который показал, что люди наделены сознанием, способностью принимать решения и делать выбор, т.е человек перенимает поведение другого только, когда оно является привлекательным и соответствует его культуре. Это говорит о том, что поведение зависит от цели. А это в свою очередь говорит о наличии мотивации, которая является одним из устойчивых свойств личности. И снова в концепции начинают привязываться к одному, не замечая другого. Келли ставит мотивацию наравне с жизнью, говоря о том, что смысл – это развитие. Но в тоже время игнорирует индивидуальность этого развития и значимость прошлого опыта. Что опять-таки сводит теорию к начальным этапам понимания личности.

Что касается гуманистического направления в теории личности, здесь максимально близко описано моё представление об этом. Личность – творец собственной жизни. Личность – это целостность врождённых и приобретённых психических свойств индивида, делающих его неповторимым, уникальным. Человек от природы свободен и способен к самосовершенствованию, его цель: раскрыть творческий потенциал. Но в тоже время, личность имеет основную проблему, которая заключается в бегстве от той самой свободы. Почему так происходит? Свобода забирает чувство безопасности, которое необходимо человеку для нормального функционирования в обществе. Потребность в безопасности находится на втором уровне пирамиды Маслоу, и является базовой потребность. Без неё личность не может быть личностью. По Фромму существуют стратегии бегства: авторитаризм, деструктивность и автоматизирующий комформизм. Эти три стратегии объясняют поведение людей в процессе взаимодействия с другими людьми. Также тезис в теории Эриха Фромма о том, что искусство жить – это любить и трудиться, говорит о наличии у личности чувств, мотивации и разума.

Итак, личность – это человек, который использует свой прошлый опыт в настоящем для своего будущего. Это тот, кто смог сделать шаг вперёд в тот момент, когда не было сил идти. Я считаю, что боль делает из нас теми, кто мы есть. Так устроен человек: он помнит плохое и быстро забывает хорошее. И никто не отменял механизмы защиты. Но именно наши травмы помогают нам развиваться. Основная направленность личности – развитие. Если человек не развивается, то он деградирует. Стоять на месте нельзя. И здесь человек выбирает: идти на путь личности или спуститься до «обычного примата». И только личность находит в себе силы, чтобы преодолеть все страхи, лень и т.д для того, чтобы выбрать первое. И он выбирает. И идёт вверх. Всё выше и выше. Добивается ли он успеха? Смотря, что рассматриваться под этим. Если успех как конечную цель, тогда нет. Если успех как признание и очередная ступень для дальнейшего развития, тогда да. Личность – это человек, который осознаёт, что совершенства нет. И всегда есть куда расти. В моральном и интеллектуальном плане. Есть ли предел развитию? Тот самый потолок, выше, которого нельзя прыгнуть? Каждый сам себе ставит границы. 

На уровень этой величины влияют множество факторов: страхи, боли, влияние окружения. Человек сам решает, что он может сделать, а что нет. В большинстве случаев. Только, если это не касается физических или умственных отклонений. Мы говорим о здоровых людях. Больные не ставят себе границ.

Кстати, это интересный вопрос. Больные люди могут считаться личностью? Шизофреник, умственно или физически неполноценный человек? Личность динамична. Она должна развиваться, идти вперёд, преодолевая кризисы на каждом этапе. Кризис необходим нам для роста и это факт. Главное преодолеть его и не застрять на месте, или даже не спуститься вниз. Но в случае, если человек не способен контролировать свои действия, имея психические нарушения или не способен к интеллектуальному развитию из-за врождённого дефекта головного мозга, то здесь, казалось бы, и речи не идёт о таком понятии как личность. Но лично моё мнение, в случае, если человек находит в себе силы бороться, не изменяет своему внутреннему ценностно-моральному ориентиру и продолжает верить в себя и этот мир – он личность. И да, самое главное здесь то, что именно больные люди не привязаны к своим потребностям или к другим людям. Они чисты. Они есть то, что они есть на самом деле. Тоже самое происходит с детьми. Можно ли назвать их личностью? Безусловно. Ребёнок не привязан к общепринятым триггерам. Он настоящий. Нет масок. Нет влечений. Нет боли и страхов. Есть он и его внутренний мир, его душа.

Личность восходит к латинскому понятию «персона», что означает маску актёра в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле.

Также есть понятие "не потерять лицо", которое говорит о том, что личность - это в первую очередь достоинство человека. Следует различать два понятия, которые описывают человека, но не являются равными по значимости. Индивид и личность.

Индивид - это примитивная и абстрактная характеристика человека. Каждый человек является индивидом, т.к он относится к человеческому роду Homo sapiens. Это говорит только о том, что человек выше других живых существ.

Личность - это более устойчивая и характеристика, которая говорит о том, что человек наделён разумом, самоконтролем, социализирован в обществе и его действия направлены на саморазвитие. Личность более высокая форма развития. Как более высокий класс/ фракция по марксистской теории. Мы эволюционируем и поднимаемся на ступень выше, как в пирамиде Маслоу. Перейти на следующий уровень можно только добившись определенного процента на предыдущем. Индивид - индивидуальность - личность.

Личность живёт в настоящем. Здесь и сейчас. Личность – это человек, который умеет распределять своё время так, чтобы его хватало на работу, семью и на себя. Личность любит и уважает себя. Поэтому живёт в удовольствие. При этом чётко знает, чего хочет. Чувствует свои истинные желания, контролирует свои действия. Личность – это не идеал, который является таким светлым образом, образно – ангел на Земле. Нет. Личность – человек, который принимает свою светлую и главное – тёмную сторону, и умело её контролирует. Использует на благо.

Личность планирует своё будущее. Личность не только умеет мечтать, но при этом она действует, получает результаты, т.е ставит цели и добивается их. Личность знает, чего хочет. И смело идёт к этому. Несмотря на внутренние механизмы, которые могут мешать: страх, неуверенность в себе, фрустрация, депрессивные состояния и многое другое. Всё это личность в силах решить. Не подавить в себе, не научиться не замечать, а именно ПРОРАБОТАТЬ В СЕБЕ и найти решение. Личность – это стержень.

Стержень - это не сдерживание слёз, и всё в этом духе. Как раз, я считаю, что сила заключается в признании и принятии своих чувств. Неважно негативных или позитивных. Сила заключается в дальнейших действиях и мыслях человека.

Личность смогла найти своё предназначение, свой смысл в жизни, свой ориентир, по которому идёт. 

Но при этом личность конечно имеет недостатки. Как и все люди. Только личность прекрасно их знает. И принимает. И работает над их исправлением.

Давай возьмём пример, представим, что тебе страшно выступать перед публикой. Ты боишься отвечать в школе на уроках, потом в институте на семинарах, на собраниях на работе… Многих этот страх останавливает, и тогда люди опускаются до такого уровня, где им не нужно выступать. Если ты ничего не делаешь со своим страхом, то тебя нельзя назвать личностью. Если ты в школе осознал и принял тот факт, что ты боишься выступать перед публикой, ты начал читать книги об этом, выступать через ком в горле и потные ладошки, то поздравляю – ты личность. В тебе есть сила. Что есть тревога? Это не то, что нам мешает и от чего нужно избавиться. Тревожится перед важным событием – это нормально. Главное: уметь контролировать свои эмоции и уметь направлять их. Именно это и делает личность. Личность самосовершенствуется, принимая свои недостатки.

Движут ли потребности личностью? Нет. Мужчина, в котором есть стержень, сможет отказать женщине, которая вызывает у него сексуальное влечение, если у него есть любимая женщина. Девушка, в которой есть стержень, и искреннее желание похудеть, не съест пирожное, сидя на диете. Личность осознает свои потребности. Удовлетворяет их. Но разница в том, что личность думает и анализирует ситуацию, а только потом делает. Т.е разум контролирует действия. Здесь не берём в пример те ситуации, которые вызывают состояние аффекта, когда психика перестаёт поддаваться контролю. В обычной, здоровой обстановке, личность контролирует свои действия. И никогда не оправдывается инстинктами и тем, что мы, люди, животные. Нет. Разум, осознаваемые эмоции, контролируемые действия и прошлый опыт, на основе которого сделаны выводы и приняты в деятельности – всё это является отличительными характеристиками личности.

Личность не привязывается к другим людям, делая себя неполноценным. Нет любви, где есть две половины. Есть два целых. Личность имеет здоровые отношения с другими людьми. Возьмём мужчину и женщину, мужчина не будет ревновать, изменять, агрессивно доминировать, ставить условия и уходить от ссор, также как и женщина не будет делать того же, если оба партнёра являются личностями. Если мужчина и женщина уважают себя и друг друга, они будут учиться понимать свои чувства, и чувства партнёра, для того, чтобы научиться разговаривать друг с другом, слышать друг друга и обсуждать возникающие проблемы. В этом случае оба партнёра – личности.

По отношению к детям полноценная личность также не имеет болезненных привязанностей. Нет таких установок как «я живу ради детей», «дети мой смысл жизни». Личность знает, что она в первую очередь живёт для себя. И это не эгоизм. Человек, который осознаёт, что его жизнь зависит от него, что его цель – это его развитие (здесь важно: развитие, о котором я говорю, с целью самосовершенствования себя и своих знаний для того, чтобы поделиться с ними и помочь другим людям). Личность ценит себя, а не жертвует собой ради других.

Для личности нет чувства вины перед собой, но есть чувство ответственности за свои действия. Личность различает истинное чувство свободы с сложным. Личность имеет разум и чувства, которые умело интегрирует в своём поведении.

Также личность имеет общепринятые устойчивые свойства: темперамент, характер, способности и мотивацию. Разберём каждую составляющую отдельно. Изначально скажу, что для меня здесь не менее важным является воспитание. Именно благодаря воспитанию и здоровой социализации формируются черты характера, развиваются способности и проявляется внутренняя мотивация. Именно благодаря воспитанию личность удерживает в себе нежелательные свойства темперамента, которые есть у каждого и которые являются врождёнными. Воспитанный холерик не будет орать посреди улицы на своего знакомого или не будет вступать в открытый конфликт, когда есть возможность его сгладить или конструктивно преодолеть. Воспитание помогает тушить внутренний огонь и адекватно вести себя среди других людей.

Что же такое темперамент? Это устойчивая совокупность психофизиологических особенностей, которые являются динамическими свойствами нервной системы, такие как: сила/слабость, подвижность/инертность, уравновешенность/неуравновешенность типов деятельности, т.е возбуждения и торможения. Существуют различные теории дающие классификации людей по видам темперамента. Виды разделяли по таким признакам как: преобладающая жидкость в организме, типы нервной деятельности, типы строения тела человека. На данный момент в психологии придерживаются теории, которую развивали Теплов, Небылицын и их последователи на основе учений Павлова. Разделяя людей по свойствам нервной системы, мы получаем четыре вида темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Огромное количество психодиагностических методов существует для точного выявления типа темперамента, например, тесты: опросник Айзенка и опросник Белова.

Характер – это свойство человека, которое формируется в процессе жизнедеятельности под влиянием различных факторов. Черты личности – это наиболее характерные, преобладающие свойства для конкретного индивида. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды. Характер - самый важный компонент, порой человека судят именно по нему, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере. Здесь как раз и необходимо правильное воспитание. Также в вопросах характера следует рассмотреть такое понятие как – акцентуация характера, которую можно выявить с помощь опросника Леонгарда. Акцентуация характера – это крайняя черта нормы. Это утрированные черты характера, которые могут выйти из предела общепринятых установленных норм и стать психологическими нарушениями. Здесь важный фактор – окружение. В данном случае окружение во многом формирует характер человека.

Способности. Как говорил Эфромсон, мнение о том, что творческие способности - это одарённость, которая не присуща каждому с рождения – это ложное мнение. Каждый человек имеет способности, речь о том – как их развивать в дальнейшем. Существует несколько условий, которые помогут в этом: 1) фактор наследственности никто не отменял, но 2) следует развиваться с самого действа, изначально физически (плавание, гимнастика, танцы и т.д), в дальнейшем интеллектуально, 3) подбор окружения, которое будет способствовать развитию, как говорится «дружи с теми, кто лучше тебя самого» для того, чтобы тянуться вверх, 4) дружелюбная и ненавязчивая помощь со стороны взрослого, 5) свобода выбора для ребёнка, пусть сам выбирает то, что ему нравится. Также способности можно разделить на общие и специфические. Вторые – это спорт, музыка и т.д. здесь конечно один из главных факторов – наследственность. Но сколько существует историй о том, что упорство брало вверх над отсутствием склонностей с рождения. Также бывают волевые, умственные, физические, душевные способности. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.

Мотивация – это наша система внутренних и внешних мотивов. Мотивация – это наша сила. Мотивация движет нами. Она определяет наши действия. Мотивация необходима для достижения поставленной цели и для удовлетворения тех или иных потребностей. Наша внутренняя система ценностей определяет нашу цель. Наше воспитание и субъективный опыт формируют нашу систему ценностей. Если смотреть по иерархии значимости: мечта – желание – цель. Мечта – это нечто абстрактное, то, что не требует усилий и действий. Желание – это более конкретная мечта, детально проработанный образ того, что мы хотим. Наше «хочу» не приведёт к действиям пока мы не поставим перед собой цель.

Ещё одно из главных понятий в психологии личности - направленность. Направленность – это способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.

В структуру личности также входит самоконтроль, который определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

При рассмотрении структуры личности следует обратить внимание на работы Фрейда: Оно, Эго, Супер-Эго; Юнга: сознание, коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное; Рубинштейна: направленность (убеждения, мотивация, потребности), навыки/знания, типологические свойства (характер, темперамент, способности); Павлова: биологическая обусловленность (возраст, пол), формы отображения (мышление, внимание, память, восприятие, ощущения), социальный опыт. (навыки, умения, знания, приобретенные через опыт), направленность (мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы). В каждый период времени были свои величайшие представители, учёные, психологи, которые исследовали личность, её структуру и основные проблемы понимания этого неоднозначного феномена.

В наше время существует множество различных концепций понимания личности, каждая из них имеет своих последователей и свои обоснования. Я считаю, что для полного представления о личности следует взглянуть со всех сторон (биологической, психофизиологической, индивидуально-психологической, социокультурной, ценностно-моральной). А не делать доминирующим один компонент личности, не обращая внимания на остальные. В нас есть ВСЁ. Всё, чтобы быть личностью.

Верь в себя.

И не останавливайся. Никогда. Даже, когда тебе тяжело, продолжай идти. Продолжай развиваться.

70 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий