Автор: Васильева Наталья Евгеньевна
Страна: Российская Федерация
Город: Вышний Волочёк
Организация: ГКОУ " Вышневолоцкая школа-интернат №2"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Классный час: "Дети войны"

 

Цель: рассказать обучающимся о роли детей в годы Великой  Отечественной войны. 

- расширение знаний обучающихся об участии их ровесников в годы Великой Отечественной войны;

- формирование патриотической позиции;

- воспитание любви к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, фотографии военных лет, музыкальное сопровождение, стихи, рисунки детей, плакат, выставка книг, 125гр. хлеба.

 Эпиграф: «В те дни мы в войну не играли. Мы просто дышали войной».

Ход занятия.

  1. Вступление.

Стихотворение:  (Слайд 1) Читает учитель

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда - их еда и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Учитель

            У: - Ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о войне.

У.: - Почему? Как вы думаете?

У.: 9 Мая наша страна отмечает День Победы.

У.: Сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям военной поры. Тема занятия «Дети войны».

II.Основная часть

 Стихотворение:(Слайд 2) Читает  обучающийся.

Июнь. Клонился к вечеру закат.

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая.

Что завтра будет первый день войны.

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(Слайд 3)Звучит сообщение Левитана о нападение Германии.

У.: 22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно на рассвете напал злой и сильный враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

(Слайд 4) Звучит фонограмма песни «Священная война».

У.: Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые мужчины и женщины уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.  (Слайд 5)

У.: - Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?

У.: Война стала общей биографией целого поколения. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Дети и война – понятие несовместимые. Есть поговорка: «Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной».    (Слайд 6)

Стихотворение: Читает учитель.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы войну не играли –

Мы просто дышали войной.

У.: Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожжённых деревень, разрушенных городов. Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чём думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?»

Дети: Много.

.: Да, в те годы дети быстро взрослели. И они доказали, каким огромным может стать обыкновенное детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины, помогая взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? (Слайд 7)

У.: На фотографии изображен мальчик (ему 12 – 14 лет). Он небольшого росточка, а стоит у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушёл на фронт воевать с немцами. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым. Дети полностью старались заменить своих взрослых родных.

У.: Мы знаем множество историй о мальчишках ставшими «Сынами полка», юными партизанами. И много ребят, кто в свои совсем юные годы сложили голову на поле брани.    (Слайд 8, 9)

У.: - А кто такие партизаны?

У.: Многие юные патриоты со взрослыми ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Володя Казьмин, Лёня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков совершили героические подвиги и погибли в боях с врагом. А четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портная – были удостоены звания Героя Советского Союза. (Слайд 10)

У.: И сейчас послушайте рассказ о Вали Котик (1930 – 1944). (Слайд 11)

Учитель: Валя Котик – юный партизан, с 1942 года связной подпольной организации в г. Шепетовка. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боёв оружие, которые потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя с мамой и братом Виктором ушёл к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Погиб Валя как герой в одном из неравных боёв с фашистами. (Слайд 12)

Стихотворение: Читает обучающийся.

Два года как война идёт

Тринадцать лет герою.

И Валя стал ходить в поход

И летом и зимою.

Уже не дома ночевал,

А спал в землянке мшистой.

У партизан он воевал.

Как папа бил фашистов.

Заданий лёгких не просил,

А шёл, куда опасно.

Ушанку тёплую носил

Он с ленточкою красной.

Совсем как партизан – солдат…

Взглянули бы ребята!

В руках у Вали автомат,

А на боку граната.

У.: Разве можно измерить стойкость человека, а тем более, ребёнка в жестоком бою, мужество подростка, на голову которого сыпались бомбы. А они, несмотря ни на что, оказались бойцами высокого духа, достойными гражданами.

 Стихотворение: Читает учитель

Память, стой, замри – это надо!

То из жизни моей, не из книжки!

Из блокадного Ленинграда

Привезли седого мальчишку…

Я смотрела на чуб с перламутром

И в глаза его очень взрослые!

Среди нас он был самым мудрым,

Поседевший от горя, мальчишка – подросток. (Слайды 13 - 16)

У.: Дети блокадного Ленинграда. Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. «Ленинградские дети». Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Стихотворение: Читает учитель.

Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чём-то скажу, но они не услышат.

Спрошу, не ответят…

А в комнате трое,

Нас в комнате трое, но двое не дышат

Я знаю, не встанут. Я всё понимаю

Зачем же я хлеб на три части ломаю?

У.: Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А е ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось, и прямо в классе. Уже в ноябре смерть унесла 11 тысяч жизней, в декабре 52 тысячи. Тогда же, в декабре, появилась и первая запись в дневнике Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. Утра 1941 года». (Слайд 17)

У.: Ленинградская одиннадцатилетняя школьница- Таня Савичева, обессиленная голодом и холодом, она изо дня в день вела эти записи. Если вас заинтересовала судьба Тани Савичевой, вы можете прочитать книгу «Жила была» Ильи Миксона. (Слайд 18)Автор рассказал о жизни девочки, её семье и вообще всех ленинградцев в дни блокады. Так, например, здесь говорится о том, как тяжело было жителям города блокадной зимой. Люди получали всего по 125 граммов хлеба в день. Чтобы вы поняли, как это мало 125 грамм хлеба, мы решили взвесить его на весах и показать вам, как мала была ежедневная норма. Всех умерших в блокаду похоронили на Пискарёвском кладбище в общей братской могиле. Теперь это кладбище является культурно – историческим памятником и находится пол охраной государства. (Слайд 19)

Стихотворение:

 Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок обок дети и солдаты

На пискарёвых плитах нет имён,

На  пискарёвых плитах только даты

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

У.: Великая Отечественная война продолжалась до 9 Мая 1945 года. Она закончилась подписанием акта о капитуляции немецких войск.(Слайд 20) Наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу. Многим не суждено было вернуться с этой страшной войны.     (Слайд 21)

Стихотворение: Читает учитель.

В девятый день ликующего мая.

Когда пришла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Звучит фонограмма песни «День победы».(Слайды22, 23)

Стихотворение:Читает  учитель.

Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкою ясной, спокойной

Давайте же скажем все вместе – нет!

Нет, нет, нет!

Нет – грабительским войнам

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы.

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, -

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Выходят дети. (Слайд 24)

- Я нарисую яркое солнце!

- Я нарисую синее небо!

- Я нарисую свет в оконце!

- Я нарисую колосья хлеба!

- Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей Беспокойных.

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Обучающиеся  исполняют песню «Не отнимайте солнце у детей»

слова: В. Попкова, музыка: Е. Лучникова.

1.Один рассвет для всех

Горстями дарит солнце.

Наш звонкий детский смех

О души взрослых бьётся.

Луч солнца из окна,

Что утром мирно светит,

Ты защити, страна,

Чтоб улыбались дети.

Припев:

Не отнимайте солнце у детей!

И жизнь Земли вовеки не прервётся!

Чтоб над Землёй звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет солнце!

2.Мы вырастем и все

Поможем вам исправить.

И крест ваш понесём,

И не порушим память.

Луч солнца из окна,

Что утро мирно светит,

Ты защити, страна,

Чтоб жили твои дети.

Припев.

III. Итог(Слайды25 - 27)

У.:  Дорогие ребята, всё это мы рассказали вам для того, чтобы вы помнили о тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо над головой, за жизнь других. Среди всех погибших в годы Великой Отечественной войны было много детей. Будем помнить обо всех с благодарностью.

 

19 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий