Автор: Бабицкая Светлана Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: пгт Майский Советско-Гаванский район Хабаровский край
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 15"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Сценарий музейного часа "Дети войны"

 

Сценарий музейного часа «Дети войны», посвященного 78-летию присвоения рабочему посёлку Советская Гавань статуса города

Пояснительная записка

Тема: Дети войны
Тип: Ознакомление с новым материалом                                                      
Форма: Музейный час                                                                                                
Предмет: Краеведение
Аудитория: 4 – 9 классы

Цель:  

  • воспитание любви к своей Малой Родине;                                                                                                   
  • развитие общественной активности обучающихся, овладение ими практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности. 

Задачи для учителя:     

  • воспитывать убеждение в необходимости объективного изучения не только истории России, но и историю своей малой родины.
  • Подвести учащихся к пониманию и принятию опыта предыдущих поколений;

Задачи для учащихся:

  • знать историю не только всей России, но и своей Малой Родины; учиться навыкам исследовательской деятельности; 
  • путём самообразования развивать свой интеллектуальный потенциал;
  • участвовать  в организации и проведении музейных мероприятий. 

Ожидаемые результаты:

уметь систематизировать и оформлять результаты своего умственного труда;

научиться самооценке своей деятельности.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, продукты умственного труда (тезисы и тексты выступлений, презентация, наглядность, выставка литературы). 

Обоснование формы музейного часа. 

Об истории Великой Отечественной войны  школьники  узнают на уроках истории, литературы.  Традиционными в образовательных организациях стали Месячники патриотического воспитания,  митинги 9 Мая с участием школ. По улицам  сел  и городов  проходят Бессмертные полки. В эти праздничные дни вспоминают героев, принесших стране Победу на фронтах страшной войны.

       Но не стоит забывать, что среди ковавших эту Победу были и совсем маленькие дети. О них в школе мы, учителя, рассказываем своим ученикам 8 февраля, в День героя-антифашиста. На классных часах школьники узнают о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Но каким было военное детство их собственных  прабабушек и прадедушек,  современные дети зачастую не знают.      Поэтому музейные часы востребованы как  учителями, так и учащимися, которые любят новые формы получения знаний. Задача учителя при подготовке к музейному часу - создать условия для самостоятельной и творческой подготовки к музейному часу. Необходимо  организовать поиск материала, создать  сценарий, распределить  роли, организовать  репетиции, провести  пробную  экскурсию.

Оборудование: компьютер, проектор, экспозиции в школьном музее «Была война» и «Дети войны».

Звучит песня Ильи Резника « Дети войны»

Учитель. «Ценой неимоверных усилий мы победили врага и немалая заслуга в этом - тех людей, чьё детство разом закончилось 22 июня 1941 года, кто в лихие военные годы своим недетским трудом как мог помогал ковать Великую Победу.

            Мы всегда будем помнить о тех, кто выстоял и победил, кто плечом к плечу со стариками и женщинами вносил свой посильный вклад в общую копилку Победы, показывая порой образцы трудового подвига и самоотверженности - это вы, дети войны.

           Мы будем вечно благодарны вам - детям войны - за всё, что вы сделали своими хрупкими детскими руками для нашей Победы! Низкий поклон и спасибо вам за всё!»

           Эта цитата - слова благодарности детям войны. Они принадлежат главе нашего муниципального района Бухрякову Ю.И.          

           В 2010-2011 годах в нашем городе Советская Гавань были изданы две  книги писем детей войны.   В них собраны воспоминания жителей Советско-Гаванского района, которым во время войны было совсем мало лет. Кто-то из них даже родился во время войны!

          Вот строчки  из стихотворения А.М. Торговых. 22 июня 1941 года ей было всего восемь лет, жила она с родителями в Ярославле.

                 Дети войны - какое сочетанье!

                 Так трудно знать, что это ведь про нас...

                 Мы взрослым помогали на полях.

                 Мы у станков стояли, как большие.

                 А голод был как боль в наших глазах…

          Ведущий. Мы знаем о подвигах пионеров-героев. Знаем имена юных разведчиков. Партизан. Сынов полка. Многие из них не дожили до Победы. Фашисты не щадили никого,  даже детей.

Ведущий. Но задумываемся ли мы о том, что герои живут рядом с нами и сегодня.

         На сцене прабабушка и маленькая внучка (играет с куклой).

- Бабушка, а ты тоже была маленькой?

- Была, милая.

- А какая у тебя была кукла? Красивей моей?

- У меня была самая красивая на свете кукла! Мне ее подарила мама, она сама ее сшила.

- А какие еще были игрушки?

- Никаких игрушек не было. Да и играть было некогда. Я ведь – ребенок войны.

- Почему?

- А вот послушай, внучка!

 Ведущий. Мы услышим сейчас рассказы очевидцев далеких событий. Все они – наши земляки, живут с нами в одном поселке. Мы встречаемся с ними на наших улицах, здороваемся с ними. Они – наши соседи.

 

Ведущий.  Родилась на передовой… Так можно было бы сказать про Зою Филипповну Мельникову.   Родилась она в марте 1942 года в Воронежской области в селе Семеновка, на левобережье реки Воронеж. В годы Великой Отечественной войны Верхнехавский район был ближайшим тылом Советской Армии. А территория правобережья уже в июле 1941 года была захвачена фашистами.  Сам город оказался в осадном положении. 212 дней и ночей линия фронта проходила через Воронеж. И у этой линии фронта росла, делала первые шаги, училась говорить маленькая девочка Зоя.

Воронеж вошел в число 12 городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне.  Фашисты были изгнаны с воронежской земли зимой 1942-43 года.

        Ведущий. Всего четыре месяца было Тамаре Ивановне Рожковой, когда началась война.  Семья жила на Дальнем Востоке.

        Ведущая. Конечно, я почти ничего не помню, но в сознании сохранились некоторые эпизоды того времени. Было очень голодно, не хватало хлеба, давали норму только на работающих.  Мама рассказывала, как она размачивала хлеб в чае.  Хлебом кормила меня, а сама выпивала чай: «Он пах хлебом».

         Подрастая, я понимала, что мой папка и мой брат на войне, что мама ждет писем, что война где-то далеко-далеко.

         С трех лет – детский садик. Помню запах гречневой каши, ее давали только в детских садах и госпиталях. Мы, маленькие,  не любили рыбий жир, который нас заставляли глотать. Не понимали мы, глупые, что взрослые нас спасали.

         Ранеными, но живыми вернулись с фронта отец и брат. Это было счастьем. Я спела своему папке песню «Были у бабуси два веселых гуся…».  Песни и стихи мы старательно учили в детском саду, потому что воспитательница Анна Михайловна говорила, что мы это будем петь и рассказывать своим отцам и братьям, когда они вернутся с фронта.

         О войне и отец, и брат рассказывали мало. Но вспоминаются разговоры взрослых.  Брат воевал на Курской дуге. Меня, не знавшую тогда ничего об  этой битве,  поразило, что ему иногда давали отпуск на два часа, чтобы он поспал. Разве можно было выспаться за два часа?!

         Учитель. Заслуженный ветеран Хабаровского края, учитель истории с большим педагогическим стажем, Тамара Ивановна Рожкова  свою жизнь посвятила изучению истории нашего края, изучению  ратного труда наших земляков.  Школьный музей «Малая Родина» - это долгие годы поиска коллектива учителей и школьников поселка Майский.

        Ведущий. Шестимесячным ребенком встретилась с войной Светлана Вениаминовна Писанко. Ее отец, директор школы Каминов Вениамин Яковлевич, ушел со своими учениками добровольцем на фронт. Враг наступал. Мать, Каминова Мария Стефановна,  с четырьмя малыми детьми  и больной   свекровью отправилась из села Песчанокопское, что на Кубани, в эвакуацию.

        В нашем музее хранятся «Воспоминания о войне директора школы № 15 Каминовой М.С.». Вот лишь небольшой отрывок из ее  рукописи.

        Ведущая. Три с лишним месяца в дороге, на подводе, без проводника, в жару, под бомбёжкой. Порою без воды и хлеба мы пробирались в глубь страны, пробирались туда, где можно было трудиться на благо нашей Родины, приблизив победу над врагом. Отказывая себе во всем, даже в куске хлеба, чтобы сохранить жизнь детям.

          «Все перенесу,  все переживу: холод, голод, - только бы наши победили», - твердила я.  И что удивительно:   дети, мои маленькие дети,  не плакали и  есть  не просили.  Только, как старики, вздыхали и спрашивали: «Мама, а Гитлера скоро убьют? Мы скоро будем дома? Мамочка, а где папа?»

         У Грозного началась переправа через реку Терек. Детей было кормить совершенно нечем. Я бросилась в виноградник неподалеку. Когда вернулась с виноградом в подоле, переправа была закрыта. Я бросилась к военным: «Нельзя мне здесь, у немцев, оставаться!» Не помогло. Тогда я отошла к своей подводе… Я ничего не видела и не слышала криков: «Куда?! Вернись!  Взлетишь на воздух!» Крепко натянув вожжи, изо всей силы гнала лошадей…

         Страшный взрыв догнал нас на другом берегу. Тут только я поняла, какой опасности я подвергала свою семью: мост был заминирован нашими саперами.

         Бойцы, выбежав навстречу мчавшимся напуганным лошадям, остановили их. Накормили моих детей, исправили колесо в телеге, и мы снова отправились в дорогу…

        Ведущая (Бочкарева Мария) Всего  три с половиной года исполнилось моей бабушке, Нине Ивановне Бурлаковой,  в июне 1941 года. Село Камышовка под Ростовом было захвачено  фашистами.  Два года оккупации навсегда остались в памяти Нины Ивановны.

        Ведущая. Ростов и Таганрог часто бомбили, были жуткие бои. То наши наступали, то немцы. Деревни превратились в пустыри, ни одного целого дома! Очень жутко и страшно было слышать взрывы снарядов, бомб и вой самолётов. После войны лет до десяти мы, дети, прятались от гула самолётов, думая, что будут бомбить!

         Помню, как прятались в подвалах от бомбёжки, а когда всё стихало, выбегали на улицу первыми дети и собирали осколки, они были теплые и острые. До сих пор помню их тепло в ладонях!

         Из разговоров старших помню,  что менялись поля боёв. То наши наступали, то немцы, они рвались к Таганрогу к железной дороге, которая ведёт к Кавказу. Теперь на этом месте Величайший Памятник погибшим бойцам, генералам и всем, кто отдал жизни за мир на земле.

         В нашей деревне были то немцы, то наши бойцы. Немцы ходили по домам и забирали яйца, масло -  всё, что было в хозяйстве. А занимались этим полицаи-предатели, даже был один из нашего села.

         Но были и добрые из немцев: когда я заболела,  меня лечил немецкий врач, мама водила к нему в медпункт, он угощал меня печеньем, чтобы я не плакала.

         Запомнилось мне, когда в нашем селе были немецкие солдаты. Один немец приходил греться к нам, сидел  около духовки и всё показывал фотографию своих детей,  плакал, что не увидит их, и говорил: «Гитлер капут…»

          В школу я пошла в 8 лет после войны, во 2-4 классах ходили собирать колоски и сдавали в колхоз. С хлебом было очень плохо. Пахали землю коровами: запрягали их в плуги,  а женщины ими управляли, на работу шли со своими коровами.

            Ведущий. Воевали на фронте с фашистами, как принято говорить в наших местах, «на Западе». Но Победу ковали и здесь, на Дальнем Востоке. Тыл отправлял на фронт не только оружие. Вот воспоминания жительницы Майского Руденко Нины Васильевны.

           Ведущая.  Когда началась война, мне было одиннадцать лет. Наша семья жила в селе Единка в Приморье. Старшие братья сражались на фронте. Отец, как и другие рыбаки, добывал рыбу.

           В колхозе был построен большой засольный сарай, в нем в больших чанах солили рыбу. Рыбы было много, всех просили помочь: школьников, жителей села. Работали, не отказывались. Самая трудная была работа – качать воду из глубокого колодца для мытья рыбы.

           Грузили кунгасы. Бочки с рыбой были  по сто с лишним килограммов! Трудились наши детские руки…

           Я лично ездила далеко в сопки на заготовку ягоды брусники. И получила за это подарок – сорочку. Ездила за черемшой, получила благодарность, что работала хорошо. Зимой с братом пилили дрова, сдавали их в рыбкооп.

           Мы трудились для Победы. Никогда не отказывались, помогали, как могли, фронту.

           Ведущая (Михина Анна)  Вот еще одно свидетельство вклада детей военной поры в дело Победы. Волкова Мария Николаевна – моя любимая прабабушка. Я часто хожу к ней в гости. Она – труженик тыла. Я люблю слушать ее рассказы.         

            Ведущая. Мне было одиннадцать  лет, когда началась война.  В войну был страшный голод. Приходилось даже желуди, траву  есть. Хлеба давали по 200 грамм.     В четырнадцать  лет работала на комбайне. Пшеницу растили для фронта.    Когда объявили по радио о Победе, то мы плакали от счастья. Война – это страх, большое горе.

            Ведущая (Михина А.).  Бабушке Маше было всего одиннадцать лет, а мне уже тринадцать! Представляю, как ей было страшно пережить войну!

            Каждый год 9 Мая мы всей семьей участвуем в акции «Бессмертный полк».  В руках у нас портреты наших прадедов, которые даже не знали нас, но спасли от страшной беды.

            Ведущий (Михин Иван). Вот портрет нашего прадеда  Волкова Виктора Дмитриевича.        

            Он начал воевать с тринадцати лет!  Был юнгой Тихоокеанского флота. Принимал участие в войне с Японией в августе 1945 года.               

            Со своим  отцом маленький Витя  приехал на Дальний Восток строить электростанцию ДЭСНа.  Плотника Волкова призвали на фронт.  А его сына отправили в интернат. Витя  сбежал, беспризорничал. Матросы в Военпорту подкармливали его.  Вскоре, пройдя медкомиссию, Виктор Волков  стал юнгой.

Юнгу Волкова определили в машинное отделение. Он учился у старших военному мастерству. Гордился тем, что ему доверяли важные дела.

            Кончилась война. Живым вернулся с фронта отец. Он был  сапером. Юнга Волков получил три дня увольнения. Но встреча была недолгой. В августе начались боевые действия в Татарском проливе. Береговая полоса  превратилась в линию обороны. Японский снаряд попал в паровую машину. Чудом мой прадед остался живым, но оглох. Его комиссовали.

 Ведущий. Внучка Андрея Ивановича Андриенко, Маринэ Мекокишвили, написала очерк о своем деде.  Андрею Ивановичу было  четырнадцать лет, когда его отец ушел на фронт. Мальчишка учился, помогал матери. С тревогой следил за сводками Совиформбюро,  ждал писем от отца.   Писем с фронта не было. Пришла только похоронка.

         О том, что он участник Великой Отечественной войны, Андрей Иванович узнал лишь в мае 1984 года.       

         Выяснилось, что с  15 лет он не просто работал, а воевал. Пароход «Ветлуга», где служил  матросом второго класса подросток А.И. Андриенко, был введен в состав действующей армии в период войны с Японией с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года. Когда Андрей Иванович  получил удостоверение участника Великой Отечественной войны, он был удивлен:  «Ведь это просто была наша работа!»

         Ведущий. Но это была опасная работа! Летом 1945 года на пароходе «Ветлуга» установили пушку и семь эрликонов.  Прислали семерых военных моряков, которые обучили гражданских правильно подавать и заряжать ленты с боеприпасами. Готовились к войне с Японией.

           Андрей Иванович бережно хранит свои награды: Орден Отечественной войны второй степени, восемь медалей. Восьмая –  за обеспечение доставки войск на остров Сахалин. А с Сахалина на материк переправляли пленных японских солдат. Однажды команда «Ветлуги» подверглась смертельной опасности: японский офицер с позолоченной саблей пытался поднять бунт военнопленных и, расправившись с командой,  захватить судно.

            Вспоминается Андрею Ивановичу и неудавшийся побег на фронт. Хотел отомстить за погибшего на фронте отца, но заметили его и сняли с военного состава в Ворошилове (Уссурийске).

          Ведущий. Писатель Анатолий Алексин в предисловии к книге «Дети военной поры» вспоминает потрясший его эпизод из киноэпопеи «Великая Отечественная»: «Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега.  И вот матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде».

         Ведущий.  Подобный эпизод описан в воспоминаниях жительницы Майского Селюниной Евдокии Григорьевны.

         Ведущая. Началась общая эвакуация. Людей сажали на баржи и отправляли по Неве. Но сесть на баржу означало погибнуть, так как немецкие самолёты сбрасывали сверху бомбы. Баржам удавалось доплыть только до Ладожского озера, где их настигали вражеские самолёты. Спастись удавалось немногим, лишь самым ловким,  которые очень хорошо умели плавать. Баржи возвращались к берегам Невы уже без людей, но с их вещами. На протяжении четырех километров можно было увидеть эти вещи.

         Ведущий.  Для нас, дальневосточников, история  блокады Ленинграда – вовсе не «далекая» тема. В нашем школьном краеведческом музее  хранится ученическая исследовательская работа о жизни Е.Г. Селюниной, жительницы нашего поселка, и ее воспоминания. Она, как и Таня Савичева, родилась в Ленинграде.    Дневник Тани Савичевой как будто написан сотнями тысяч детей той страшной войны… Выживших и погибших…  И все же победивших!

          Ведущая. Бабушке Дусе было двенадцать лет, когда началась война. Отец ушел на фронт. Мать осталась с пятью детьми. Старшему сыну было пятнадцать лет.   Жили в Дубровке, под Ленинградом. Продукты сразу стали выдавать по карточкам. Чтобы их получить, надо было ходить в сам Ленинград. Бабушка уходила за хлебом рано утром, а возвращалась поздно ночью.

          Пришлось уходить из Дубровки: немцы наступали. В октябре стали давать по 125 граммов хлеба на человека.

          В школах не учились. Чтобы не умереть с голоду, перекапывали колхозные поля в надежде найти хоть картофелину.  Нанимались на уборку турнепса. Можно было брать с собой турнепса, сколько сможешь унести. Но сил дотащить до дому много не было.

         Ведущая. Страшно читать воспоминания очевидца тех событий. Как мало говорят слова:  «Был страшный голод…»!

         И все-таки  «Самой главной силой Ленинграда были сами жители…»

         Ведущий. Недавно в Доме Культуры нашего поселка состоялось торжественное мероприятие. Детям войны  вручали памятные медали.

         Тамара Ивановна Рожкова на вручении памятного знака сказала: «Не нам эта награда,  а нашим отцам.  Тем, кто нас защитил, дал возможность выжить, жить».

         Учитель. Дети войны…  Не может быть у войны детей! У них война украла детство. Но они росли, взрослели на войне. Первый шаг, первое слово – на войне. Дети войны,  последние свидетели   войны. Нам надо успеть сохранить их бесценные воспоминания.  Рассказать   об их вкладе в Победу. Быть им благодарными. Хранить память о них.

         Бабушка и внучка.

         -  (рассматривает фотографию «Вручение медалей в ДК») Бабуля, а эти бабушки – твои подружки?

         - Да, это мое поколение. Прочитай, что здесь написано (фотография медали).

         -   Де-ти  вой-ны (читает по слогам).  Теперь я знаю, кто вы, дети войны…бабушка, возьми мою куклу, поиграй.

         Учитель. Вглядитесь в лица  своих земляков. Это дети военной поры. Как мало мы о них знаем! О скольких судьбах еще стоит узнать. Удачи в поиске!

 

Использованные материалы

  1. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988 – 320с.
  2. Когда началась война…Письма детей войны. Советская Гавань.
  3. Мы тоже победили в той войне…Письма - воспоминания детей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  Советская Гавань.2011
  4. Война и детство. Воспоминания о войне заслуженного ветерана Хабаровского края Рожковой Т.И.
  5. Воспоминания о военном детстве Руденко Н.В.
  6. Воспоминания о войне Бурлаковой Н.И.
  7. Воспоминания о войне директора школы № 15 Каминовой М.С.
  8. Воспоминания Селюниной Е.Г. о Великой Отечественной войне (блокада Ленинграда)
  9. Исследовательские работы учеников СШ № 15 разных лет об участника Великой Отечественной войны.

 

 

Сценарий музейного часа «Дети войны», посвященного 78-летию присвоения рабочему посёлку Советская Гавань статуса города

Пояснительная записка

Тема                        Дети войны

Тип                          Ознакомление с новым материалом                                                       Форма                     Музейный час                                                                                                Предмет                  Краеведение                                                                                                Аудитория              4 – 9 классы

Цель:   воспитание любви к своей Малой Родине;                                                                                                                                                                     развитие общественной активности обучающихся, овладение ими практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности.                                                                                                                                               Задачи для учителя:     воспитывать убеждение в необходимости объективного изучения не только истории России, но и историю своей малой родины.                                                                                                                                              Подвести учащихся к пониманию и принятию опыта предыдущих поколений;                                                                                                                                                                                                                        

Задачи для учащихся:

- знать историю не только всей России, но и своей Малой Родины; учиться навыкам исследовательской деятельности;                                           

- путём самообразования развивать свой интеллектуальный потенциал;                                                                                                                                                                                                                  

- участвовать  в организации и проведении музейных мероприятий.                                                                                                                     Ожидаемые результаты:

 - уметь систематизировать и оформлять результаты своего умственного труда;                                                                                                                                                                         -  научиться самооценке своей деятельности.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, продукты умственного труда (тезисы и тексты выступлений, презентация, наглядность, выставка литературы).                                                                                                                                 Обоснование формы музейного часа. 

      Об истории Великой Отечественной войны  школьники  узнают на уроках истории, литературы.  Традиционными в образовательных организациях стали Месячники патриотического воспитания,  митинги 9 Мая с участием школ. По улицам  сел  и городов  проходят Бессмертные полки. В эти праздничные дни вспоминают героев, принесших стране Победу на фронтах страшной войны.

       Но не стоит забывать, что среди ковавших эту Победу были и совсем маленькие дети. О них в школе мы, учителя, рассказываем своим ученикам 8 февраля, в День героя-антифашиста. На классных часах школьники узнают о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Но каким было военное детство их собственных  прабабушек и прадедушек,  современные дети зачастую не знают.      Поэтому музейные часы востребованы как  учителями, так и учащимися, которые любят новые формы получения знаний. Задача учителя при подготовке к музейному часу - создать условия для самостоятельной и творческой подготовки к музейному часу. Необходимо  организовать поиск материала, создать  сценарий, распределить  роли, организовать  репетиции, провести  пробную  экскурсию.

Оборудование: компьютер, проектор, экспозиции в школьном музее «Была война» и «Дети войны».

Звучит песня Ильи Резника « Дети войны»

Учитель. «Ценой неимоверных усилий мы победили врага и немалая заслуга в этом - тех людей, чьё детство разом закончилось 22 июня 1941 года, кто в лихие военные годы своим недетским трудом как мог помогал ковать Великую Победу.

            Мы всегда будем помнить о тех, кто выстоял и победил, кто плечом к плечу со стариками и женщинами вносил свой посильный вклад в общую копилку Победы, показывая порой образцы трудового подвига и самоотверженности - это вы, дети войны.

           Мы будем вечно благодарны вам - детям войны - за всё, что вы сделали своими хрупкими детскими руками для нашей Победы! Низкий поклон и спасибо вам за всё!»

           Эта цитата - слова благодарности детям войны. Они принадлежат главе нашего муниципального района Бухрякову Ю.И.          

           В 2010-2011 годах в нашем городе Советская Гавань были изданы две  книги писем детей войны.   В них собраны воспоминания жителей Советско-Гаванского района, которым во время войны было совсем мало лет. Кто-то из них даже родился во время войны!

          Вот строчки  из стихотворения А.М. Торговых. 22 июня 1941 года ей было всего восемь лет, жила она с родителями в Ярославле.

                 Дети войны - какое сочетанье!

                 Так трудно знать, что это ведь про нас...

                 Мы взрослым помогали на полях.

                 Мы у станков стояли, как большие.

                 А голод был как боль в наших глазах…

          Ведущий. Мы знаем о подвигах пионеров-героев. Знаем имена юных разведчиков. Партизан. Сынов полка. Многие из них не дожили до Победы. Фашисты не щадили никого,  даже детей.

Ведущий. Но задумываемся ли мы о том, что герои живут рядом с нами и сегодня.

         На сцене прабабушка и маленькая внучка (играет с куклой).

- Бабушка, а ты тоже была маленькой?

- Была, милая.

- А какая у тебя была кукла? Красивей моей?

- У меня была самая красивая на свете кукла! Мне ее подарила мама, она сама ее сшила.

- А какие еще были игрушки?

- Никаких игрушек не было. Да и играть было некогда. Я ведь – ребенок войны.

- Почему?

- А вот послушай, внучка!

 Ведущий. Мы услышим сейчас рассказы очевидцев далеких событий. Все они – наши земляки, живут с нами в одном поселке. Мы встречаемся с ними на наших улицах, здороваемся с ними. Они – наши соседи.

 

Ведущий.  Родилась на передовой… Так можно было бы сказать про Зою Филипповну Мельникову.   Родилась она в марте 1942 года в Воронежской области в селе Семеновка, на левобережье реки Воронеж. В годы Великой Отечественной войны Верхнехавский район был ближайшим тылом Советской Армии. А территория правобережья уже в июле 1941 года была захвачена фашистами.  Сам город оказался в осадном положении. 212 дней и ночей линия фронта проходила через Воронеж. И у этой линии фронта росла, делала первые шаги, училась говорить маленькая девочка Зоя.

Воронеж вошел в число 12 городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне.  Фашисты были изгнаны с воронежской земли зимой 1942-43 года.

        Ведущий. Всего четыре месяца было Тамаре Ивановне Рожковой, когда началась война.  Семья жила на Дальнем Востоке.

        Ведущая. Конечно, я почти ничего не помню, но в сознании сохранились некоторые эпизоды того времени. Было очень голодно, не хватало хлеба, давали норму только на работающих.  Мама рассказывала, как она размачивала хлеб в чае.  Хлебом кормила меня, а сама выпивала чай: «Он пах хлебом».

         Подрастая, я понимала, что мой папка и мой брат на войне, что мама ждет писем, что война где-то далеко-далеко.

         С трех лет – детский садик. Помню запах гречневой каши, ее давали только в детских садах и госпиталях. Мы, маленькие,  не любили рыбий жир, который нас заставляли глотать. Не понимали мы, глупые, что взрослые нас спасали.

         Ранеными, но живыми вернулись с фронта отец и брат. Это было счастьем. Я спела своему папке песню «Были у бабуси два веселых гуся…».  Песни и стихи мы старательно учили в детском саду, потому что воспитательница Анна Михайловна говорила, что мы это будем петь и рассказывать своим отцам и братьям, когда они вернутся с фронта.

         О войне и отец, и брат рассказывали мало. Но вспоминаются разговоры взрослых.  Брат воевал на Курской дуге. Меня, не знавшую тогда ничего об  этой битве,  поразило, что ему иногда давали отпуск на два часа, чтобы он поспал. Разве можно было выспаться за два часа?!

         Учитель. Заслуженный ветеран Хабаровского края, учитель истории с большим педагогическим стажем, Тамара Ивановна Рожкова  свою жизнь посвятила изучению истории нашего края, изучению  ратного труда наших земляков.  Школьный музей «Малая Родина» - это долгие годы поиска коллектива учителей и школьников поселка Майский.

        Ведущий. Шестимесячным ребенком встретилась с войной Светлана Вениаминовна Писанко. Ее отец, директор школы Каминов Вениамин Яковлевич, ушел со своими учениками добровольцем на фронт. Враг наступал. Мать, Каминова Мария Стефановна,  с четырьмя малыми детьми  и больной   свекровью отправилась из села Песчанокопское, что на Кубани, в эвакуацию.

        В нашем музее хранятся «Воспоминания о войне директора школы № 15 Каминовой М.С.». Вот лишь небольшой отрывок из ее  рукописи.

        Ведущая. Три с лишним месяца в дороге, на подводе, без проводника, в жару, под бомбёжкой. Порою без воды и хлеба мы пробирались в глубь страны, пробирались туда, где можно было трудиться на благо нашей Родины, приблизив победу над врагом. Отказывая себе во всем, даже в куске хлеба, чтобы сохранить жизнь детям.

          «Все перенесу,  все переживу: холод, голод, - только бы наши победили», - твердила я.  И что удивительно:   дети, мои маленькие дети,  не плакали и  есть  не просили.  Только, как старики, вздыхали и спрашивали: «Мама, а Гитлера скоро убьют? Мы скоро будем дома? Мамочка, а где папа?»

         У Грозного началась переправа через реку Терек. Детей было кормить совершенно нечем. Я бросилась в виноградник неподалеку. Когда вернулась с виноградом в подоле, переправа была закрыта. Я бросилась к военным: «Нельзя мне здесь, у немцев, оставаться!» Не помогло. Тогда я отошла к своей подводе… Я ничего не видела и не слышала криков: «Куда?! Вернись!  Взлетишь на воздух!» Крепко натянув вожжи, изо всей силы гнала лошадей…

         Страшный взрыв догнал нас на другом берегу. Тут только я поняла, какой опасности я подвергала свою семью: мост был заминирован нашими саперами.

         Бойцы, выбежав навстречу мчавшимся напуганным лошадям, остановили их. Накормили моих детей, исправили колесо в телеге, и мы снова отправились в дорогу…

        Ведущая (Бочкарева Мария) Всего  три с половиной года исполнилось моей бабушке, Нине Ивановне Бурлаковой,  в июне 1941 года. Село Камышовка под Ростовом было захвачено  фашистами.  Два года оккупации навсегда остались в памяти Нины Ивановны.

        Ведущая. Ростов и Таганрог часто бомбили, были жуткие бои. То наши наступали, то немцы. Деревни превратились в пустыри, ни одного целого дома! Очень жутко и страшно было слышать взрывы снарядов, бомб и вой самолётов. После войны лет до десяти мы, дети, прятались от гула самолётов, думая, что будут бомбить!

         Помню, как прятались в подвалах от бомбёжки, а когда всё стихало, выбегали на улицу первыми дети и собирали осколки, они были теплые и острые. До сих пор помню их тепло в ладонях!

         Из разговоров старших помню,  что менялись поля боёв. То наши наступали, то немцы, они рвались к Таганрогу к железной дороге, которая ведёт к Кавказу. Теперь на этом месте Величайший Памятник погибшим бойцам, генералам и всем, кто отдал жизни за мир на земле.

         В нашей деревне были то немцы, то наши бойцы. Немцы ходили по домам и забирали яйца, масло -  всё, что было в хозяйстве. А занимались этим полицаи-предатели, даже был один из нашего села.

         Но были и добрые из немцев: когда я заболела,  меня лечил немецкий врач, мама водила к нему в медпункт, он угощал меня печеньем, чтобы я не плакала.

         Запомнилось мне, когда в нашем селе были немецкие солдаты. Один немец приходил греться к нам, сидел  около духовки и всё показывал фотографию своих детей,  плакал, что не увидит их, и говорил: «Гитлер капут…»

          В школу я пошла в 8 лет после войны, во 2-4 классах ходили собирать колоски и сдавали в колхоз. С хлебом было очень плохо. Пахали землю коровами: запрягали их в плуги,  а женщины ими управляли, на работу шли со своими коровами.

            Ведущий. Воевали на фронте с фашистами, как принято говорить в наших местах, «на Западе». Но Победу ковали и здесь, на Дальнем Востоке. Тыл отправлял на фронт не только оружие. Вот воспоминания жительницы Майского Руденко Нины Васильевны.

           Ведущая.  Когда началась война, мне было одиннадцать лет. Наша семья жила в селе Единка в Приморье. Старшие братья сражались на фронте. Отец, как и другие рыбаки, добывал рыбу.

           В колхозе был построен большой засольный сарай, в нем в больших чанах солили рыбу. Рыбы было много, всех просили помочь: школьников, жителей села. Работали, не отказывались. Самая трудная была работа – качать воду из глубокого колодца для мытья рыбы.

           Грузили кунгасы. Бочки с рыбой были  по сто с лишним килограммов! Трудились наши детские руки…

           Я лично ездила далеко в сопки на заготовку ягоды брусники. И получила за это подарок – сорочку. Ездила за черемшой, получила благодарность, что работала хорошо. Зимой с братом пилили дрова, сдавали их в рыбкооп.

           Мы трудились для Победы. Никогда не отказывались, помогали, как могли, фронту.

           Ведущая (Михина Анна)  Вот еще одно свидетельство вклада детей военной поры в дело Победы. Волкова Мария Николаевна – моя любимая прабабушка. Я часто хожу к ней в гости. Она – труженик тыла. Я люблю слушать ее рассказы.         

            Ведущая. Мне было одиннадцать  лет, когда началась война.  В войну был страшный голод. Приходилось даже желуди, траву  есть. Хлеба давали по 200 грамм.     В четырнадцать  лет работала на комбайне. Пшеницу растили для фронта.    Когда объявили по радио о Победе, то мы плакали от счастья. Война – это страх, большое горе.

            Ведущая (Михина А.).  Бабушке Маше было всего одиннадцать лет, а мне уже тринадцать! Представляю, как ей было страшно пережить войну!

            Каждый год 9 Мая мы всей семьей участвуем в акции «Бессмертный полк».  В руках у нас портреты наших прадедов, которые даже не знали нас, но спасли от страшной беды.

            Ведущий (Михин Иван). Вот портрет нашего прадеда  Волкова Виктора Дмитриевича.        

            Он начал воевать с тринадцати лет!  Был юнгой Тихоокеанского флота. Принимал участие в войне с Японией в августе 1945 года.               

            Со своим  отцом маленький Витя  приехал на Дальний Восток строить электростанцию ДЭСНа.  Плотника Волкова призвали на фронт.  А его сына отправили в интернат. Витя  сбежал, беспризорничал. Матросы в Военпорту подкармливали его.  Вскоре, пройдя медкомиссию, Виктор Волков  стал юнгой.

Юнгу Волкова определили в машинное отделение. Он учился у старших военному мастерству. Гордился тем, что ему доверяли важные дела.

            Кончилась война. Живым вернулся с фронта отец. Он был  сапером. Юнга Волков получил три дня увольнения. Но встреча была недолгой. В августе начались боевые действия в Татарском проливе. Береговая полоса  превратилась в линию обороны. Японский снаряд попал в паровую машину. Чудом мой прадед остался живым, но оглох. Его комиссовали.

 Ведущий. Внучка Андрея Ивановича Андриенко, Маринэ Мекокишвили, написала очерк о своем деде.  Андрею Ивановичу было  четырнадцать лет, когда его отец ушел на фронт. Мальчишка учился, помогал матери. С тревогой следил за сводками Совиформбюро,  ждал писем от отца.   Писем с фронта не было. Пришла только похоронка.

         О том, что он участник Великой Отечественной войны, Андрей Иванович узнал лишь в мае 1984 года.       

         Выяснилось, что с  15 лет он не просто работал, а воевал. Пароход «Ветлуга», где служил  матросом второго класса подросток А.И. Андриенко, был введен в состав действующей армии в период войны с Японией с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года. Когда Андрей Иванович  получил удостоверение участника Великой Отечественной войны, он был удивлен:  «Ведь это просто была наша работа!»

         Ведущий. Но это была опасная работа! Летом 1945 года на пароходе «Ветлуга» установили пушку и семь эрликонов.  Прислали семерых военных моряков, которые обучили гражданских правильно подавать и заряжать ленты с боеприпасами. Готовились к войне с Японией.

           Андрей Иванович бережно хранит свои награды: Орден Отечественной войны второй степени, восемь медалей. Восьмая –  за обеспечение доставки войск на остров Сахалин. А с Сахалина на материк переправляли пленных японских солдат. Однажды команда «Ветлуги» подверглась смертельной опасности: японский офицер с позолоченной саблей пытался поднять бунт военнопленных и, расправившись с командой,  захватить судно.

            Вспоминается Андрею Ивановичу и неудавшийся побег на фронт. Хотел отомстить за погибшего на фронте отца, но заметили его и сняли с военного состава в Ворошилове (Уссурийске).

          Ведущий. Писатель Анатолий Алексин в предисловии к книге «Дети военной поры» вспоминает потрясший его эпизод из киноэпопеи «Великая Отечественная»: «Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега.  И вот матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде».

         Ведущий.  Подобный эпизод описан в воспоминаниях жительницы Майского Селюниной Евдокии Григорьевны.

         Ведущая. Началась общая эвакуация. Людей сажали на баржи и отправляли по Неве. Но сесть на баржу означало погибнуть, так как немецкие самолёты сбрасывали сверху бомбы. Баржам удавалось доплыть только до Ладожского озера, где их настигали вражеские самолёты. Спастись удавалось немногим, лишь самым ловким,  которые очень хорошо умели плавать. Баржи возвращались к берегам Невы уже без людей, но с их вещами. На протяжении четырех километров можно было увидеть эти вещи.

         Ведущий.  Для нас, дальневосточников, история  блокады Ленинграда – вовсе не «далекая» тема. В нашем школьном краеведческом музее  хранится ученическая исследовательская работа о жизни Е.Г. Селюниной, жительницы нашего поселка, и ее воспоминания. Она, как и Таня Савичева, родилась в Ленинграде.    Дневник Тани Савичевой как будто написан сотнями тысяч детей той страшной войны… Выживших и погибших…  И все же победивших!

          Ведущая. Бабушке Дусе было двенадцать лет, когда началась война. Отец ушел на фронт. Мать осталась с пятью детьми. Старшему сыну было пятнадцать лет.   Жили в Дубровке, под Ленинградом. Продукты сразу стали выдавать по карточкам. Чтобы их получить, надо было ходить в сам Ленинград. Бабушка уходила за хлебом рано утром, а возвращалась поздно ночью.

          Пришлось уходить из Дубровки: немцы наступали. В октябре стали давать по 125 граммов хлеба на человека.

          В школах не учились. Чтобы не умереть с голоду, перекапывали колхозные поля в надежде найти хоть картофелину.  Нанимались на уборку турнепса. Можно было брать с собой турнепса, сколько сможешь унести. Но сил дотащить до дому много не было.

         Ведущая. Страшно читать воспоминания очевидца тех событий. Как мало говорят слова:  «Был страшный голод…»!

         И все-таки  «Самой главной силой Ленинграда были сами жители…»

         Ведущий. Недавно в Доме Культуры нашего поселка состоялось торжественное мероприятие. Детям войны  вручали памятные медали.

         Тамара Ивановна Рожкова на вручении памятного знака сказала: «Не нам эта награда,  а нашим отцам.  Тем, кто нас защитил, дал возможность выжить, жить».

         Учитель. Дети войны…  Не может быть у войны детей! У них война украла детство. Но они росли, взрослели на войне. Первый шаг, первое слово – на войне. Дети войны,  последние свидетели   войны. Нам надо успеть сохранить их бесценные воспоминания.  Рассказать   об их вкладе в Победу. Быть им благодарными. Хранить память о них.

         Бабушка и внучка.

         -  (рассматривает фотографию «Вручение медалей в ДК») Бабуля, а эти бабушки – твои подружки?

         - Да, это мое поколение. Прочитай, что здесь написано (фотография медали).

         -   Де-ти  вой-ны (читает по слогам).  Теперь я знаю, кто вы, дети войны…бабушка, возьми мою куклу, поиграй.

         Учитель. Вглядитесь в лица  своих земляков. Это дети военной поры. Как мало мы о них знаем! О скольких судьбах еще стоит узнать. Удачи в поиске!

 

Использованные материалы

  1. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988 – 320с.
  2. Когда началась война…Письма детей войны. Советская Гавань.
  3. Мы тоже победили в той войне…Письма - воспоминания детей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  Советская Гавань.2011
  4. Война и детство. Воспоминания о войне заслуженного ветерана Хабаровского края Рожковой Т.И.
  5. Воспоминания о военном детстве Руденко Н.В.
  6. Воспоминания о войне Бурлаковой Н.И.
  7. Воспоминания о войне директора школы № 15 Каминовой М.С.
  8. Воспоминания Селюниной Е.Г. о Великой Отечественной войне (блокада Ленинграда)
  9. Исследовательские работы учеников СШ № 15 разных лет об участника Великой Отечественной войны.

 

 

 

36 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий