Автор: Пичугина Алена Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Нефтекумск Ставропольский край
Организация: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Диспут "Патриот своей страны. Кто он?"

 

Цель:  углубление знаний старшеклассников по истории России; развитие умения вести дискуссию, высказывать свою точку зрения на заданную тему; воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

Ход диспута.

Ведущий.   Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы проведем диспут на тему «Патриот свое страны. Кто он?» Но в начале встречи давайте вспомним основные правила ведения диспута (на столах листочки с правилами):

  1. Без прений, споров и борьбы мнений никакое движение не возможно.
  2. Умей сказать все, что думаешь, развивай мужество и принципиальность, не говори того, в чем не убежден, умей отстаивать свое мнение.
  3. Найди правду – вот зачем ты пришел на диспут, разберись в своей ошибке и признай её, был прав – убеди товарища, помоги ему понять ошибку.
  4. В споре все равны: каждый имеет право высказать свою точку зрения или критиковать любое положение, с которым не согласен. Главное не то, кто говорит и каковы его заслуги, а что он говорит, в чем он не прав.
  5. В споре истина выясняется не через эмоции и призывы, а убеждением, фактами, умением доказать и опровергнуть.
  6. Нечестно использовать «запрещенные приемы»:
    • Прерывать товарища, когда он развивает свои взгляды.
    • Бросать в зал иронические реплики.
    • Пускать в зал неуместные шутки, пересмеиваться, перешептываться и т.д. Это говорит о невоспитанности человека.

Ведущий. Мы с вами вспомнили правила проведения диспута и давайте начнем наш разговор.

             Родина! С детских лет человек связывает слово «родина» с тем местом, где родился, где живет его семья. По мере взросления человек открывает богатство духовной культуры, содержащееся в нравственном укладе, обычаях и традициях своего народа.

            Осознавая себя как члена своей семьи, своего клана родственников, как жителя определенной местности, вы постепенно раздвигаете рамки представлений о своей принадлежности и приходите к пониманию того, что вы есть часть большой совокупности людей,  которую называют нацией.

           Нации исторически сложились в процессе на основе общности территории, условий существования, экономических связей. Они имеют свою историю, своих героев, мучеников, святых.

          Нацию отличают язык, особенности культуры (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), духовный облик (национальные черты, качества, религия, менталитет).

         Любить свою нацию, гордиться принадлежностью к ней – это естественно, это хорошо, это основа патриотизма.

        Что же такое патриотизм?

Патриотизм – это чувство любви человека к своему Отечеству, Родине, нации, преданность стране, в которой он живет, уважение к государственным атрибутам.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных групп населения. Это осознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых или её несчастных дней» (А.Н. Толстой).

В чем патриотизм проявляется?

* в любви к своему Отечеству;

* в любви к культуре своей нации, своего народа;

* в гордости за свой народ, нацию, за их лучшие качества;

* в любви к своей малой родине, где родился и провел первые годы жизни;

* в желании процветания Родины;

* в деятельности на благо Родины, возрождении и развития её духовной и материальной культуры;

* в национальном достоинстве, чести, исполнении гражданского долга;

* в сочувствии к страданиям своего народа и переживании за социальные пороки общества;

*в готовности охранять и защищать свою страну вплоть до самопожертвования во имя её блага;

* в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих отцов и дедов.

Какие примеры из истории проявления патриотизма вы знаете?

Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете? Можно ли их назвать патриотами, почему?

Разговор о подвиге Александра Матросова.

Вед. Научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя.

        Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений. Это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем.

        Чувство Родины пронизывает всю жизнь. Но это чувство может быть и извращенным, тогда оно приводит к возвеличиванию своего образа жизни, своей нации.

 Приведите пример, подтверждающий или опровергающий эту фразу.

Упражнение «Я – патриот».

Составьте представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив (по пятибалльной шкале) ряд качеств образа «Я – патриот».

 

*Гражданин России

 

 

*Патриот своего народа

 

 

*Интернационалист

 

 

*Гордость за свое Отечество

 

          Я - патриот

*Сочувствие страданиям своего и других народов.

 

 

*Готовность к защите Родины

 

 

*Уважение к отечественной истории

 

 

*Вера в будущее России.

 

         Поднимите руку те, кто оценил все  качества патриота пятью баллами? 

         История знает много примеров нетерпимого отношения к представителям другой нации. Видели ли вы фильм «Список  Шиндлера», в котором показывается расстрел еврейского Гетто в Кракове в 1942 г.

        Но не смотря на все ужасы того времени, были люди, которые оставались людьми до конца. Таким человеком был Оскар Шиндлер – богатый немец. Владелец заводов, где работали евреи. В конце войны, когда у него был выбор или скрыться за границей, или спасти жизнь евреев, он выбрал последнее. Шиндлер составил списки выкупленных из концлагеря евреев. Оскар Шиндлер умер в нищете. В Израиле его чтят как праведника. Сегодня насчитывает более 6 тысяч потомков, спасенных им людей.

    • Какие чувства вызвал этот рассказ?
    • Если бы вы оказались на месте Шиндлера, как бы вы себя повели? Почему?

Ситуация – проба «Родина одна».

      Вы знаменитость, мастер-специалист, но вас не устраивают материальные условия (низкая зарплата, плохие жилищные условия). После очередного заграничного турне вам предлагают переехать жить и работать в престижном месте за границей, с хорошей оплатой, виллой, автомашиной… Но обязательное условие – нужно менять гражданство. Ваше решение?

            Социально-приемлемые позиции:

  • Человек имеет право выбрать место жительства.
  • Ответственность за близких людей.
  • Высокая оплата труда лучше низкой.
  • Родина у человека одна.
  • Патриотизм.
  • Интернационализм.

Ситуация – проба «Беженцы».

     У вашей семьи большая квартира (каждый имеет свою комнату). В одно прекрасное время мама приводит в дом беженцев (они с Кавказа) – чужую женщину с ребенком – вашим ровесником, пожить временно.

     Какова будет ваша реакция?

          Социально-приемлемые позиции:

  • Милосердие, альтруизм, сострадание.
  • Стремление помочь людям.
  • Интернационализм.

Подведение итогов диспута.

Как выяснилось в ходе диспута, все мы патриоты своей страны. Назовите патриотические чувства, патриотические черты наших характеров.

/Это движение души, не позволяющее честному человеку спокойно взирать на беды страны и несчастья своего народа, чувства долга – защищать Родину, уважение к традициям и культуре своего народа/.

Можно ли считать гражданские чувства родственными патриотическим? Кто такой гражданин?

/Гражданин – человек, живущий в России, участвующий в делах государства, человек, которому не безразлично положение страны, ее место в мире. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни общества, совершать для этого соответствующие поступки./

Давайте мы будем патриотами своей страны, стремиться делать все, чтобы нам и нашим детям жилось в России гораздо лучше.

26 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий