Автор: Горих Ирина Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: г.Билибино
Организация: МАОУ "СОШ г. Билибино ЧАО"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

77-лет битвы на Курской дуге

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА:

         познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне;

       развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения белгородских поэтов, используемые в сценарии;

       воспитывать гордость за своих героев-земляков,  любовь к Родине, своему народу;

      воспитывать учащихся в духе благодарности к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью;

      сохранить преемственность памяти как моральной обязанности, человеческого и исторического долга;

      развивать исследовательскую и творческую деятельность учащихся с использование информационных компьютерных технологий.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

      классный час, посвящённый 77-летию Курской битвы во время Великой Отечественной войны.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

     на предварительном этапе работы учащиеся готовятся к  выразительному чтению материалов и стихов, делается запись музыкальных композиций;

      перед  проведением классного часа желательно посетить музей-диораму, организовать просмотр документальных и художественных кинофильмов о Курской битве, пригласить для выступлений ветеранов Великой Отечественной войны;

     во вступительном слове целесообразно подчеркнуть важность такого исторического события, как Курская битва, сделать акцент на том, что здесь завершился коренной перелом в ходе войны и началось массовое изгнание вражеских войск с нашей территории;

      необходимо, используя карту, показать расположение и соотношение сил противоборствующих сторон на разных этапах Курской битвы, подчеркнув при этом, что она является непревзойденным образцом советского военного искусства. Кроме того, необходимо подробно рассказать о подвигах, привести примеры мужества и героизма воинов своего рода войск, совершенных в Курской битве;

     в заключение классного часа необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы учащихся, поблагодарить приглашенных ветеранов.

УЧАСТНИКИ:  классный руководитель, учащиеся 4-х классов.

ОБОРУДОВАНИЕ:  компьютер с устройством чтения компакт дисков, видеопроектор с экраном, презентации «Курская битва» «Озарённый первым салютом», записи песен «Священная война», «Белый город».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 

        мероприятие должно вызвать у учащихся чувство восхищения и гордости за героизм, проявленный ветеранами фронта и тыла.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

      Чем дальше от дня нынешнего отстает светлый День Победы, тем выше ценится все, что связано с этой героической эпопеей, тем дороже каждому свидетельства очевидцев. В битве под Курском провалилась попытка врага вернуть потерянную стратегическую инициативу и взять реванш за Сталинград. Наступательная стратегия германских войск потерпела полное крушение. Курская битва привела к дальнейшему изменению соотношения сил на фронте, позволила окончательно сосредоточить стратегическую инициативу в руках советского командования, создала благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления Красной армии. Победой под Курском и выходом советских войск к Днепру завершился коренной перелом в ходе войны. После Курской битвы гитлеровское командование было вынуждено окончательно отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всем советско-германском фронте.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

       Наша школа имеет большой опыт гражданско-патриотической работы, успешно сотрудничает с ветеранами Великой Отечественной войны, расширяет деятельность в рамках изучения истории войны, Курской битвы через истории семей учащихся. Все меньше остается в строю участников Великой Отечественной.  Если еще 7 лет назад можно было пригласить на встречу со школьниками боевых офицеров, сержантов, рядовых, то сейчас это очень проблематично. Исключить же такие встречи из системы военно-патриотического воспитания, значит лишить современных детей и подростков живого общения с поколением победителей, трансляции их жизненного опыта, как способа изучения своей страны. Школа должна предоставлять возможность каждому ребенку занять активную антивоенную правовую позицию, значение которой все больше возрастает в условиях проявления террористической опасности. Память о войне – мощный источник нашего духовного возрождения и наших надежд в XXI веке.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

 

Ученик 1: Броня в броню. Рвануло в небо пламя!                                                                      И дрогнула былинная земля!..                                                                              Горели танки жаркими кострами,                                                                                                  И были дымом застланы поля.

Ученик 2: … Всего два слова – Курская дуга.                                                                            Как много это значит для солдата!                                                                         Жила России гневная душа                                                                                                            В бессмертной битве Н – ского квадрата.

                                                                         (звучит песня «Священная война»)

Слово учителя: Добрый день, уважаемые ученики, педагоги и гости. Сегодня нам хотелось бы вспомнить далекое лето 1943 года. Именно в это время к Белгороду, Курску и Орлу были прикованы взоры людей всего мира. Вы, наверное, уже догадались, о каком событии пойдет речь?! …

Всего два слова – Курская битва! А какая могучая и крылатая суть заложена в них. Эта битва стала одним из крупнейших и решающих сражений Великой Отечественной войны. С той поры прошло уже 77 лет, но память об этих событиях до сих пор жива.

Воины 89-й Белгородско-Харьковской гвардейской стрелковой дивизии проходят по улице г.Белгорода 1943 г. Место съемки: Белгород Автор съемки: Кнорринг Олег Борисович РГАКФД ед. хр. 0-312330Чтец 1. «Шли солдаты»

Я стоял босоногий                                                          И глядел я в их лица

В придорожной пыли,                                                    А солдаты все шли.

Не по возрасту строгий.                                                 Лишь плотнее сжимали

А солдаты все шли.                                                        Губы в серой пыли

На восток - не на запад…                                              Бабы вслед им вздыхали

Что ж вы нам принесли                                                  А солдаты все шли.

Дыма едкого запах?                                                       И сурово молчали,

А солдаты все шли.                                                        И несли на штыках

              Что ж вы там, у границы, печали,                                 Наши беды –

              Стать стеной не могли?                                                  Нашу веру и страх.                                                          

Учитель: Такую, болью сжимающую сердце картину, запомнил босоногий восьмилетний Ванюша Крупа. Позже, став взрослым, написал это замечательное стихотворение, поделившись с нами своими воспоминаниями.

Чтец 2.   «Память»

Это память о городе нашего детства

И о тех, кто в боях на Дуге Огневой,

Отдал жизнь за него и потомкам в наследство

Отстоял этот город под белой горой.

Здесь в жестоких сраженьях в 43-м

Бились на смерть солдаты Российской земли,

Чтобы Родина наша стояла столетья,

Чтобы хлебные нивы под солнцем цвели.

Чтобы в чистое небо взлетали ракеты,

Чтобы песни звенели и радовал труд,

Чтобы помнили люди на мирной планете

Нашей Родины Первый Победный Салют!

Учитель:

12 июля в день Святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.

Чтец 3.                                                                                                                              

     Семь дней длилась страшная битва. Более четырех миллионов человек участвовало в сражении, почти семьдесят тысяч орудий. 12 июля на ржаном Прохоровском поле под Белгородом в жестоком бою сошлись тысячи танков. И дрогнул воздух на бескрайнем поле золотого хлеба.

Учитель:

Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.  Цикл стихов посвятил Курской битве лауреат литературной премии «Прохоровское поле» Игорь Чернухин. Самым сильным впечатлением его детства является вид огромного поля под Прохоровкой, на котором стояли мертвые танки.

     Чтец 2.     «Прохоровка. 12 июля 1943 года»

                            На Прохоровском направлении

                            Мертвые танки стоят.

                            На Прохоровском направлении

                            Не видно нигде солдат.

                            Как будто в литавры – в железо

                            Бьет ветер горячий с полей

                            С той Курской дуги, что разрезана

                            Стальною Россией моей.

                            Земля здесь дымилась рекою

                            И стала по праву равна

                            Победной земле Куликова

                           И мужеству Бородина.

      Чтец 3.

Нас очень тронуло стихотворение Николая Истомина «Прохоровка». Читаешь его и живо представляешь тот страшный бой. А сердце наполняется гордостью за бойцов-защитников земли русской.

                                                            Вокруг нее земля фугасом взрыта,

                         Шли самолеты за звеном звено.

                         Она в России стала знаменита,                                                                                           

                         Как подмосковное Бородино.

                         Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким

                         К нам двигалась фашистская орда,

                         Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,

                         На наши села, нивы, города.

                         Но хлынула советских танков лава,

                         Сметая все с пути, как ураган,

                        За Белгород, за Харьков, за Полтаву

             Погнали наши воины врага.                                                                            

                                                Со счету сбившись, смерть врагов косила,

                                                Дымилась необъятнейшая ширь.

                                                Вот так тряхнул своей бывалой силой

Под Прохоровкой русский богатырь.                                                        

Чтец 2.

Все помнят имя маршала Победы Г.К.Жукова. Он был грозой для фашистов, его боялся Гитлер. В Курской битве Жуков руководил всеми фронтами. В городах и сёлах Белгородчины его именем названы улицы, стоят памятники. 0941

Чтец 1.

Н.Ф. Ватутин-генерал армии, Герой Советского Союза. В июле 1943 года войска под командованием Ватутина сражались на Курской дуге. В Белгороде установлен памятник замечательному генералу, его именем назван проспект.

Чтец 2.

Легендарный летчик Александр Горовец писал в письмах родным: «Если я не вернусь, то помните обо мне…» 70 лет прошло с тех пор, как он не вернулся из боя, а память о нем жива.

Чтец 3.

Бой лётчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Не вернулся из полёта Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.

Учитель:

12 июля наступил перелом в Курской битве, враг прекратил наступление, а 18 июля начал отводить все свои силы в исходное положение. Войска Воронежского, а с 19 июля и Степного фронтов перешли к преследованию и к 23 июля отбросили противника на рубеж, который он занимал накануне своего наступления.

Перейдя в наступление, Красная Армия 5 августа в ходе ожесточенных боев освободила города Орел и Белгород.

          5 августа в Москве был дан первый за всю войну салют. Из приказа Верховного главнокомандующего от 5 августа 1943 года: «Сегодня,  5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами  из ста двадцати орудий.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины! Смерть немецким оккупантам!»

Чтец  1.             А. Твардовский «Героям Орла и Белгорода»

В привычных сумерках суровых

Полночным залпом торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала древняя Москва.                                                                       

Родные воины, столицей

Прославит ваши имена

И благодарная Россия,

И благодарная Москва.

И голос праздничных орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом ваших батарей.

И каждый дом и переулок,                                                                        

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах-

Орел и Белгород слова.

Чтец  2.        

Фронтовой поэт, участник боев за Прохоровку, Михаил Глазков написал правдивые строки: «За тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь около 10 000 солдат и офицеров. Вот какая дорогая цена Победы!»

                        И мы, живые, позабыть не вправе,

                        Какой ценой была защищена

                        Вот эта с заревом разноголосьев,

                        И еле слышным шелестом колосьев

                        На Прохоровском поле тишина.

Учитель:

Губернатор Белгородской области Евгений Савченко сказал: «У каждого народа есть в родном Отечестве свои особые – священные места. На Белгородчине таким священным местом является Прохоровское поле». Мы, жители Чукотки бережно хранимт память о тех ратных подвигах наших воинов, которые принесли Великую Победу.

          3 мая 1995 года зазвонили колокола над Прохоровкой, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни, символа народной памяти – храма святых апостолов Петра и Павла. Прохоровское сражение произошло в день святых апостолов Петра и Павла, красавец-храм назван их именами. Как символ огромной благодарности и вечной памяти, возвышается 58-метровая свеча белокаменного храма. Перед мраморными плитами, с высеченными около семи тысяч именами павших воинов, горит лампада святой веры Христова. Возносятся молитвы об упокоении положивших души свои за родную землю и мир на ней, о всех ныне здравствующих.

Чтец  4. 

Ярко горят поминальные свечи                                                                   

На заалевшей рябине…

Здесь проходила жестокая сеча-

На Белгородской равнине-

Нашей, родной, опаленной бедой

Давней, но не позабытой.

Может, под этой былинной травой

Воин схоронен, убитый

В лютом сраженьи с татарской ордой

Или немецкой армадой?...

Небо безоблачно над головой,

Воздух слегка горьковатый

Ярко горят поминальные свечи

На заалевшей рябине…

Здесь проходила жестокая сеча-

На Белгородской равнине.

Чтец 2.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед ними, кто не дожил до Победы, сгорел в печах, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен…

Учитель:

Николай Степанович Краснов родился в 1924 году в Ульяновске. В 1943 г. был призван в армию.  Будучи на

фронте, печатал стихи в армейской дивизионке. При штурме Выборга был тяжело ранен. После демобилизации учился в Литературном институте, работал литературным сотрудником в редакции газеты. С 1960 года живет и работает в Белгороде.  Свое стихотворение он посвящает памяти погибшим в годы войны.

 Чтец 3. Николай Краснов «Это быль или небыль»

                           Это быль или небыль:                                                                                                                                                                                          Обожженный, ослепший танкист                                                                                                 

                          Посадил молодые дубки.                                                                                                

                          И, болея душой,                                                                                                             

                          В неизбывной печали своей,                                                                                            

                          Он назвал те деревья                                                                                               

                          Именами погибших друзей.

Будто ночью он ходит                                                                                                          

От дубка до другого дубка,

От дружка до другого дружка,  

Имена их шепча.                                                                          

По шершавой коре                                                                                                              

Искалеченной гладит рукой,                                                                                      

К возмужавшим стволам                                                                                                        

Припадая небритой щекой:

                       - Как, Петро? Как, Иван?                                                                                                               

                         Подрастаете! Ромка, а ты?                                                                                                

                         Как, Серега, как Павка,                                                                                                             

                         Мои боевые браты?                                                                                                

                         И в ответ что-то нежное                                                                                                  

                         Шепчут деревья во тьму                                                                                                                     

                         И, дружка узнавая,                                                                                                         

                         Головами кивая ему.

     Чтец 4.                                                                                

Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принес с собой проклятый фашизм. Никогда! Мы

расплатились с той войной огромной, страшной ценой. Прошли через кромешный ад. (Звучит мелодия песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»).

Светом нашей любви, скорби нашей пусть озарятся имена павших.

(На экране кадры Вечного огня.)

     Чтец 1.                                                                 

       Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи.

Чтец 2.

Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

Чтец 3.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это нужно – не мертвым! Это надо живым!

Учитель

Победа под Курском была обусловлена титаническим трудом народа в тылу, боевым мастерством и героизмом воинов на фронте. 132 соединения и части получили гвардейские звания, а 26 соединений и частей удостоены почетных наименований. За проявленные в этой битве мужество и отвагу более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, а свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Курская битва стала еще одной страницей русской ратной истории. Ее значение приравнено к значению Куликовской и Бородинской битв. Поля, на которых проходила Курская битва, называют полями ратной славы, о чем свидетельствуют открытые мемориалы.

35 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий