Автор: Тагильцева Татьяна Дмитриевна
Страна: Российская Федерация
Город: Заринский район
Организация: МКОУ «Смазневская СОШ»
Проект: Вне проекта

Мастер – класс: «Организация групповой работы с учащимися начальной школы».

 

  Мастер – класс: «Организация групповой работы  с учащимися начальной школы».

Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах.

  Задачи:

1)   раскрыть сущность групповой работы;

2)  продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые коллеги.

 В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя  состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.

 Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов Объединитесь в группы и постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю дополнить правила работы в группе, опираясь на первые слова.

Правилами групповой работы могут быть следующими:

  • Говори спокойно, ясно и только ….. по делу.
  • Говори по….. очереди.
  • Слушай своих…… собеседников.
  • Убедись, что в разговоре участвует…. каждый.
  • Обращайся к товарищу по….. имени.
  • Уважай мнение каждого ……. участника группы

Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.

План  освоения групповой работы следующий:

1 этап – Работа в паре. «Напарники - ДУЭТ»

 Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах. Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим напарником. После окончания просигнальте о своей готовности.

Задание «Музыканты»

  Простучать остинатный ритм «ти-ти-та» (две восьмые – четверть) под музыку «Итальянской польки» С. В. Рахманинова. Необходимо добиться слаженного исполнения ритмического рисунка на музыкальных инструментах, смены динамики, попадания хлопками на сильные доли, ускорения и замедления темпа и т.д. Цель всего этого действия – передать характер польки.

2 этап – Работа в команде по трое, четверо, впятером. «Команда – трио, ансамбль».

 Уважаемые коллеги, предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в четверках. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме урока.

Задание «Логические цепочки»
Каждая группа получает на обсуждение «цепочку».
Примеры цепочек:
- С. С. Прокофьев, 1242 год, Ледовое побоище, хор: «Вставайте, люди русские».

  (Кантата: «Александр Невский»)
- Гусли, гудок,  колокольчики .  (музыкальные инструменты)
- Канты, заклички, былины. (песни)
- Краковяк, кадриль, трепак . (танцы)
- Мизгирь, Купава, леший, Лель. (герои из оперы «Снегурочка»). 

Предлагаю определить, о каком произведении, композиторе идёт речь по логической цепочке. 

 

3 этап – Работа в «Больших группах – Битва хоров». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами.

Задание «Узнай и спой песню по рисунку»
 По заранее подготовленным рисункам каждая команда должна вспомнить песню (за 30 секунд отведённого времени). Исполнить один куплет песни или припев совместно с командой.
Предлагается по рисункам спеть песню своей командой.

Второе задание «Звучащие» картины»

 Вам нужно определить «О чем говорят «звучащие» картины?» Назвать картину художника и музыкальное произведение.

 - М. П. Мусоргский – сюита «Картинки с выставки», картины художника Виктор Гартман.

 

Рис.

 Организация групповой работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Создание учебной мотивации к пробуждению познавательного интереса, стремление к успеху и одобрению, формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.

 

Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:

  • реализуется принцип деятельности;
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.

Список  литературы:
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.
2. И.А. Перфильева «Через игру на уроках музыки – к познанию эстетической сущности человека» Москва-Самара 1996, с. 12-13.
3. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М. 1978, с. 23-25.

Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах.

  Задачи:

1)   раскрыть сущность групповой работы;

2)  продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые коллеги.

 В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя  состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.

 Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов Объединитесь в группы и постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю дополнить правила работы в группе, опираясь на первые слова.

Правилами групповой работы могут быть следующими:

  • Говори спокойно, ясно и только ….. по делу.
  • Говори по….. очереди.
  • Слушай своих…… собеседников.
  • Убедись, что в разговоре участвует…. каждый.
  • Обращайся к товарищу по….. имени.
  • Уважай мнение каждого ……. участника группы

Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.

План  освоения групповой работы следующий:

1 этап – Работа в паре. «Напарники - ДУЭТ»

 Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах. Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим напарником. После окончания просигнальте о своей готовности.

Задание «Музыканты»

  Простучать остинатный ритм «ти-ти-та» (две восьмые – четверть) под музыку «Итальянской польки» С. В. Рахманинова. Необходимо добиться слаженного исполнения ритмического рисунка на музыкальных инструментах, смены динамики, попадания хлопками на сильные доли, ускорения и замедления темпа и т.д. Цель всего этого действия – передать характер польки.

2 этап – Работа в команде по трое, четверо, впятером. «Команда – трио, ансамбль».

 Уважаемые коллеги, предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в четверках. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме урока.

Задание «Логические цепочки»
Каждая группа получает на обсуждение «цепочку».
Примеры цепочек:
- С. С. Прокофьев, 1242 год, Ледовое побоище, хор: «Вставайте, люди русские».

  (Кантата: «Александр Невский»)
- Гусли, гудок,  колокольчики .  (музыкальные инструменты)
- Канты, заклички, былины. (песни)
- Краковяк, кадриль, трепак . (танцы)
- Мизгирь, Купава, леший, Лель. (герои из оперы «Снегурочка»). 

Предлагаю определить, о каком произведении, композиторе идёт речь по логической цепочке. 

 

3 этап – Работа в «Больших группах – Битва хоров». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами.

Задание «Узнай и спой песню по рисунку»
 По заранее подготовленным рисункам каждая команда должна вспомнить песню (за 30 секунд отведённого времени). Исполнить один куплет песни или припев совместно с командой.
Предлагается по рисункам спеть песню своей командой.

Второе задание «Звучащие» картины»

 Вам нужно определить «О чем говорят «звучащие» картины?» Назвать картину художника и музыкальное произведение.

 - М. П. Мусоргский – сюита «Картинки с выставки», картины художника Виктор Гартман.

 

Рис.

 Организация групповой работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Создание учебной мотивации к пробуждению познавательного интереса, стремление к успеху и одобрению, формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.

 

Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:

  • реализуется принцип деятельности;
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.

Список  литературы:
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.
2. И.А. Перфильева «Через игру на уроках музыки – к познанию эстетической сущности человека» Москва-Самара 1996, с. 12-13.
3. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М. 1978, с. 23-25.

7 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий