Автор: Афанасьева Вера Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Сафоново
Организация: МБОУ "Начальная школа - детский сад" города Сафоново Смоленской области
Проект: Вне проекта

«Повышение эффективности работы  учителя-логопеда по средствам включения в педагогический процесс приемов включения ребенка в социум »

 

Тема опыта: «Повышение эффективности работы  учителя-логопеда по средствам включения в педагогический процесс приемов включения ребенка в социум »

В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образо­вательного процесса в ДОУ в отношении детской речи. Сегодня актуально в контексте ФГОС рассматривать развитие социальной мотивации в рамках речевого развития, в качестве источника для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Речевое развитие - речевая деятельность неразрывно связана с социализацией ребенка, на сегодняшней день одной из приоритетных задач логопедического воздействия является не просто коррекция речевых нарушений, а коррекция речевых нарушений ребенка с целью включения его в социум, ребенок должен овладеть речью как средством общения, как средством взаимодействия с окружающими людьми.

На сегодняшний день проблема социальной мотивации дошкольников практически не изучена, имеющаяся литература освещает лишь отдельные мотивы, но не рассматривает их совокупность и , тем более, их влияние на речевое развитие дошкольника.

Поэтому считаю актуальной идею включения методов и приемов формирования и развития социального поведения старших дошкольников в коррекционно-развивающий процесс с целью повышения его эффективности.

В настоящее время необходимость теоретического и практического изучения возможностей реализации данной идеи определяется и рядом противоречий:

между требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обновлению содержания воспитания (в том числе и речевого) и отсутствием как теоретической, так и практической изученности особенностей мотивационной сферы детей дошкольного возраста;

между требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обновлению содержания воспитания (в том числе и речевого) и отсутствием научно-обоснованной, с учетом возрастных особенностей детей данной возрастной категории, диагностической базы;

между интуитивным включением в педагогический процесс методов и приемов формирования и развития мотивов социального поведения и отсутствием их научной обоснованности, отсутствием целостной системы реализации для их максимального развивающего эффекта;

между значительным развивающим речь потенциалом мотивации социального поведения и готовности их педагогически систематического, грамотного использования педагогами в условиях ДОУ.

Исходя из выше сказанного в современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих ре­шения.

Во-первых, в зарубежной и отечественной литературе не достаточно изучены онтогенетические особенности формирования и развития мотивов социального поведения детей дошкольного возраста.

Во-вторых, не изучена взаимосвязь мотивов социального поведения детей дошкольного возраста, не известно как одни мотивы социального поведения влияют на другие в период дошкольного детства.

 В-третьих,  для диагностики мотивации социального поведения детей дошкольного возраста не разработан диагностический инструментарий. Существующие лишь методики направлены на более старшие возрастные категории.

В-четвертых, мной в литературе не было замечено информации о том какое именно сочетание уровней развития мотивов социального поведения благоприятно влияет на речевое развитие ребенка.

В-пятых, не разработаны методы и приемы формирования мотивации социального поведения детей дошкольного возраста.

Решение данных проблем и стало темой моей работы.

Тема: «Повышение эффективности работы  учителя-логопеда по средствам включения в педагогический процесс приемов включения дошкольника в социум »

Цель работы:  Повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса с детьми старшего дошкольного возраста путем формирования и развития мотивации социального поведения

Для достижении цели я поставила перед собой  ряд задач, которые разбила на 3 блока:

первый блок задач:

  1. Исследовать в теоретическом и практическом аспекте особенности  и выявить онтогенетические закономерности формирования и развития мотивов социального поведения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать и экспериментально апробировать диагностический инструментарий для определения уровня развития мотивов социального поведения детей старшего дошкольного возраста.

Для решения этих задач мной был проведен глубокий теоретический анализ имеющейся литературы по проблеме, проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали дошкольники детских садов города Сафонова  (детский сад №5 и "Начальная школа - детский сад" города Сафоново,  Смоленской области, 2014-2015г.). В процессе проведения исследования я использовала диагностический комплекс, включающий в себя следующие конкретные методики: проективная методика «Запомни и воспроизведи рисунок» (автор Дэвид Макклелланд), направленная на диагностику мотивации достижения, она была адаптирована мной для данной возрастной категории и с учетом индивидуальных особенностей детей с речевой патологией; были разработаны авторские схемы стандартизированного наблюдения за показателями выраженности мотивации достижения успехов, мотивации аффилиации, мотива и мотивации власти, мотивации оказания помощи.

При разработке данного диагностического инструментария и практической апробации учитывались все требования, предъявляемые к процедуре создания диагностической методики: соблюдалось условие надежности, валидности, точности и однозначности метода. Кроме того диагностический комплекс оценивался и анализировался доцентом кафедры специальной педагогики кандидатом психологических наук Микфельд Я.О. и был одобрен. Эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартными методами математической статистики (t-критерий Стьюдента, критерий хи-квадрат).

 В результате исследования мной были выявлены особенности и онтогенетические закономерности социальной мотивации детей старшего дошкольного  возраста, разработан и апробирован диагностический инструментарий, который является достаточно простым в применении и может использоваться и другими специалистами, не только психологом и логопедом.

Далее обозначился следующий блок задач:

  1. Установить как соотносятся или взаимосвязаны мотивы социального поведения внутри "мотивационного профиля" ребенка.
  2. Установить зависимость между развитием мотивов социального поведения и речевой деятельностью дошкольников.
  3. Определить оптимальное сочетание социальных мотивов в «мотивационном профиле» дошкольника, которое будет благоприятно влиять на становление и развитие  правильной речи.
  4. Определить какие модели «мотивационного профиля» будут положительно или отрицательно влиять на развитие речевой деятельности дошкольника.

Здесь необходимо отметить, мной было выявлено, что дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии и формировании социальной мотивации. Рассматриваемые мотивы социального поведения не являются полностью независимыми  друг от друга, уровень развития одних мотивов социального поведения статистически значимо коррелируется с уровнем развития других мотивов социального поведения и качественно влияет на уровень речевого развития. На основе анализа социально-мотивационной сферы детей дошкольного возраста и особенностей речевой деятельности детей данной категории я пришла к выводу, что для успешного овладения речью в мотивационной сфере ребенка должна быть сформирована определенная модель социально-мотивационного профиля. На основе взаимосвязи мотивов в мотивационном профиле человека мной  были определены три модели «социально-мотивационного профиля» дошкольника:

«оптимальная модель» в двух вариациях,  которая будет благотворно влиять на развитие речи ребенка.

Первый вариант:

Высокий уровень мотива и мотивации аффилиации.

Средний уровень мотива и мотивации власти.

Высокий или средний уровень мотива и мотивации достижения успехов.

Высокий или средний уровень мотива и мотивации помощи.

Второй вариант:

Средний уровень мотива и мотивации аффилиации.

Низкий уровень мотива и мотивации власти.

Высокий уровень мотива и мотивации достижения успехов.

Высокий или средний уровень мотива и мотивации помощи.

Так же, «удовлетворительной моделью» будет та модель, где коррекционному воздействию необходимо подвергать лишь один мотив, несоответствующий «оптимальной модели» из четырех, входящих в профиль;  «отрицательная» - коррекционному воздействию необходимо подвергать 2 и более мотива, несоответствующих «оптимальной модели».

И, наконец, последний блок задач:

  1. Разработать приемы развития и формирования мотивов социального поведения для данной возрастной группы.
  2. Экспериментально апробировать в процессе логопедической работы разработанные приемы развития и формирования мотивов социального поведения, изучить их результативность.

Для решения этих задач были разработаны ряд приемов, учитывающих индивидуальные и возрастные  особенности детей старшего дошкольного  возраста, направленных на формирование и развитие мотивов социального поведения, к ним относятся:

"Эффект навеевания"

"Авансирование"

"Мобилизация"

"Эмоциональное поглаживание"

"Право выбора"

"Исправь ошибку"

"Лидер"

Каждый педагог  при работе с детьми всегда мотивирует их в деятельность, но чаще всего это происходит спонтанно, интуитивно, я же предлагаю включение этих приемов целенаправленно, систематически, с учетом структуры мотивационной сферы ребенка, например, если ребенок не мотивирован на успех и у него не развита мотивация аффилиации, то в процессе логопедической работы я включаю приемы направленные на стимуляцию конкретно этих мотивов, до определенных уровней развития, способствующих благоприятной коррекции речи ребенка.

Разработанную мной систему работы я строила на основе следующих принципов:

  1. Максимальное использование возможностей сенситивного периода становления и развития социальной мотивации ребенка и речи.
  2. Принцип развития ребенка в деятельности, в результате чего обогащается его практический опыт речевого и социального поведения.
  3. Принцип гуманистической ориентации воспитания, требующей уважительного отношения к ребенку, добровольности включения в ту или иную деятельность.
  4. Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста, позволяющий учитывать точку зрения ребенка, его чувства и эмоции.
  5. Принцип систематичности и последовательности. При планировании работы с детьми и родителями выделяются темы, устанавливается последовательность их раскрытия. Определяется содержание каждой темы, продумывается их взаимосвязь.
  6. Принцип единства подходов к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и семье, исключающий назидание, навязывание, норм поведения, предоставление ему права выбора допустимых образцов поведения.
  7. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  8. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности и др.

Разработанные приемы универсальны, поэтому могут использоваться и другими специалистами, работающими с дошкольниками для повышения эффективности выбранной образовательной области.

 Разработала рабочую программу, куда включила диагностику и перечисленные приемы (при организации индивидуальной работы).

Так как ведущим мотивом в структуре мотивации является мотив достижения успехов - большинство приемов и направлены на формирование данной потребности.

"Эффект навеевания"

 Перед началом любой деятельности педагог программирует ребенка на выполнение той деятельности, которая реализует мотивационную направленность, употребляя определенный мотивационный стимул или описывает личностные качества человека, которому присущие именно та мотивационная тенденция (лидерские качества, альтруистические черты и др.) Например, перед началом занятия педагог говорит:

Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся.

Только ты можешь помочь!

Только ты сможешь быть лидером, капитаном, без тебя у нас не получиться. и др.

В  этом случаи ребенок стремиться оправдать ожидания педагога, а если это групповое задание, то и ожидание группы.

 

"Авансирование"

Авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

"Авансирование" -  это также дополнительные задания для каждого воспитанника, которые выполняются по аналогии с предыдущими, выполненными успешно.

Например, Ребенок правильно составил на занятии серию сюжетных картин и составил связный рассказ по ним, на следующее занятие ему дается серия сюжетных картин аналогичного содержания и ребенок без помощи педагога выполняет задание. Или ребенку дается аналогичное задание на дом. Записывается его домашние задания в "Дневник", а также необходимые для каждого ребенка формы психологической поддержки, например: «Петя, я уверена, ты постараешься и хорошо выполнишь задание». «Маша, сегодня на занятии мы все за тебя порадовались!». «Игорь, прежде чем сдаться, попробуй победить! У тебя обязательно получится!» (Данные записи прочитывались детям родителями или педагогом). 

"Мобилизация"

Это прием побуждает к выполнению конкретных действий. Как  правило дети с мотивационной тенденцией к избеганию неудачи не могут организовать правильно свою работу, ищут причины не начинать ее, выбирают не соответствующие уровню знаний, умений задания, как правило сложные, трудные, что бы оправдать свой неуспех именно этим, поэтому применительно к этой категории детей очень актуален прием "Мобилизация" (план деятельности - чтоб ребенок не забегал. не переступал более легкие, но значимые этапы деятельности )

“Нам уже не терпится начать работу…”.

“Так хочется поскорее увидеть что произойдет (что узнаем...)…”

"Возможно лучше начать с ..."

"Эмоциональное поглаживание"

Это констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы, открытость педагога для доверия и сопричастности к успеху.  Педагог с легкостью раздает комплименты. На занятии много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребята, я горжусь вами!". Опережающая награда используется для снижения тревожности ребенка перед выполнением задания, в котором тревожные дети испытывали затруднения (ребенок получал поддержку педагога перед началом занятия в виде награждения звездочкой или флажком; в данном случае также использовались способы словесной индивидуальной поддержки). 

"Право выбора"

Этот прием направлен на формирование мотивации достижения. Ребенку дается право выбора задания по уровню сложности с учетом его личностных норм (уровня притязания). Таким образом, ребенок находиться в зоне комфорта и исключается повышенная тревожность и потребность в избегании неудачи. Это важно для формирование каузальной атрибуции, повышающей личностную ответственность за результаты деятельности. Так же через выбор выполняемого задания у ребенка укрепляется и осознается мотив деятельности.

"Одобрение"

Организация работы по этапам, перед ребенком выстраивается определенная схема (схема введения в речь ребенка звука) - этапы работы, ребенок наглядно видит на каком этапе он находиться, сколько еще усилий ему нужно приложить для достижения цели, сколько он уже преодолел. Каждый этап оценивается и стимулируется.

"Исправь ошибку" 

Мы ведь привыкли, что только взрослый может указывать ребенку на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется самому ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого воспитателя!

Прием «исправь ошибку» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется для закрепления изученного.

В нашем учреждении есть дети, имеющие статус ребенок - инвалид, поэтому в настоящее время я активно изучаю особенности социально-мотивационной сферы этих детей. Для них так же были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, в которые мной были так же включены приемы формирования социальной мотивации.

Если сравнивать результативность логопедической работы до включения в коррекционно-развивающий процесс данных приемов и результативность после, то можно увидеть значительную положительную динамику.

Мониторинг результативности логопедической работы

2012-2013 учебный год

(до включения приемов)

(по адаптированной методике Т.А. Фотековой)

Мониторинг результативности логопедической работы

2016-2017 учебный год

(после включения приемов)

(по адаптированной методике Т.А. Фотековой)

 

Могу с уверенностью сказать, что включение в образовательный процесс разработанных мной приемов значительно повышают эффективность логопедической работы, что отражается в результативности освоения детьми программы.

Выбрав однажды свою профессию, я не остановилась. Работа педагога – это постоянное саморазвитие, непрерывное образование, поэтому  активно изучаю смежные дисциплины, посещаю мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации. Сама активно делись наработанным опытом в печатных изданиях, провожу семинары, открытые занятия для коллег. Участие в конкурсных соревнованиях позволяют раскрыть себя, реализовать себя, поэтому принимаю активное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсных мероприятиях, делюсь опытом на сайте нашего ОУ http://shkolagmp.edusite.ru, на своем мини-сайте образовательного портала: http://nsportal.ru, что подтверждается представленными дипломами, сертификатами, свидетельствами, грамотами в приложении портфолио и на сайте: http://nsportal.ru/vera-anatolevna8899.

 

 

43 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий