Автор: Шабан Елизавета Сергеевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Образовательная организация: Белорусский Государственный Университет
Проект: "WEB-психология - сегодня"

Агрессивное поведение подростков связанное с интернет-зависимостью

 

Е.С.Шабан

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СВЯЗАННОЕ С
ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬЮ

В настоящее время проблема влияния интернета, средств массовой информации, в частности, наблюдаемых там сцен насилия находится под пристальным вниманием педагогов-психологов, родителей, так как все это приводит к необратимым последствиям в психике и поведении подростков, повышению их агрессивности и неадекватным поступкам.

Влияние информационного потока носит накопительный эффект, что приводит к эмоциональной потере чувствительности, к насилию. Каждый эпизод насилия в интернете, приводит к тому, что образуется негативный опыт, в ходе которого человек повторяет агрессивные мысли и накапливает агрессивные аффекты. Это определяет у него формирование агрессивных установок, убеждений, ожиданий и схем. Согласно общей модели агрессивного поведения влияние насилия и жестокости в информационном потоке приводит как к кратковременному (агрессивные мысли, аффекты), так и к долговременному повышению уровня агрессивности в поведении человека (агрессивные установки личности по отношению к окружающим, эффект ожидания агрессивного поведения окружающих в отношении себя).

Тема подростковой агрессивности одна из актуальных для современного общества. В целом, агрессивность и ее различные степени проявления присущи для подросткового возраста. Причины появления агрессивности заложены в физиологических параметрах взросления человека, в его психоэмоциональной сфере. Оказывает влияние на формирование агрессивного поведения подростка и его ближайшее окружение: семья и среда сверстников, друзей, а также в последнее десятилетие усилилось влияние СМИ и Интернета. Семья в этом возрасте постепенно уступает позиции окружению сверстников, в котором подросток проводит больше времени и которое является значимым для него. В современном обществе помимо реального общения с друзьями, большое значение имеет виртуальное, с его большими возможностями для самореализации личности и приобретению статусной значимости в своем окружении.

Новизна данной темы заключается в изучении, рассмотрении и структурировании знаний об особенностях в поведения подростков.

Актуальность темы обусловлена социальной значимостью проблемы агрессии, жестокости и насилия в условиях современного общества. В настоящее время существенно возросло количество детей, склонных к агрессии, что является фактором риска их противоправного поведения в будущем. Необходимо иметь четкое понимание того, откуда берется столь враждебное поведение и как именно воздействует на личность. В связи с этим, изучение проявления агрессивного поведения у подростков, связанного с интернет зависимостью, является актуальной проблемой современной науки.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. В отечественной литературе существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста. Подростковый возраст, возникший лишь около ста лет назад, не нашел в современной культуре способов своего разрешения, подобно более древним возрастам. Поэтому в жизни мы имеем дело с кризисом, не находящим своего разрешения. Определение границ и психологического содержания подросткового возраста, до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии.  Слово «подросток» относят к широкому возрастному диапазону: если нижняя граница возраста не опускается ниже 10-ти лет, то верхняя может доходить до 16-ти (Л.И. Божович), и даже до 18-ти (Л.С. Выготский). Общая картина подросткового возраста, охватывает период от 12 до 17 лет.

В начале подросткового возраста происходит половое созревание, что, несомненно, может привести к недовольствию, дискомфорту молодого человека к своему телу. Психологический эффект этих изменений усиливается тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок вырос выше мамы или стал неловкий, делают замечания по поводу его внешности. И подросток начинает рассматривать себя в зеркало и ему кажется, что между ним и взрослым нет никакой разницы. В этом возрасте происходит возникновение и формирование чувства взрослости. Как считает Д.Б. Эльконин, «чувство взрослости есть новообразование сознания», через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Д.Б. Эльконин в качестве ведущей деятельности начала подросткового возраста выделял интимно-личностное общение подростков, в процессе которого происходит формирование чувства взрослости. Главным содержанием этого чувства являются этические нормы и поведения, которые усваиваются благодаря общению со сверстниками и взрослыми. Только воспроизводя морально-этические нормы отношений в реальном общении, подростки усваивают их, и они становятся основой их поступков.  Важно отметить, что Д.Б. Эльконин говорит о том, что подросток усваивает морально-этические нормы, не пассивно запоминая их, а они усваиваются и становятся основой поступков, только в том случае, если воспроизводятся в реальном общении со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, подростковый возраст является очень важным для формирования системы ценностей, а система морально-этических норм поведения формируется в основном в младшем подростковом возрасте, во время которого интимно-личностное общение является ведущей деятельностью.

Стоит отметить, что подростковый возраст обусловлен агрессивностью.  Агрессия – это деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам существования людей в социуме. Она наносит вред объектам нападения, приносит физический или психологический ущерб людям, вызывает у них отрицательные эмоции, страх, тревогу,  волнение, напряжение.

Данное явление может проявляться по различным причинам, такими как: стресс, фрустрация, физическое, психологическое состояние человека, неблагоприятная ситуация.

О.Ф. Кернберг выделил следующие формы агрессивных реакций:

Вербальная агрессия – это содержание не только словесных ответов, таких как угроз проклятий, но и выраженные негативные чувства.

Физическая агрессия – применение физической силы с целью вреда другому лицу.

Склонность к раздражению – это проявление вспыльчивости, резкости и грубости при малейшем возбуждении.

Косвенная агрессия – может проявляться в виде сплетен, шуток, относительно другого лица, так и ни на кого не быть направлена, проявляется взрывом ярости.

Цели агрессивного поведения, которые не связаны с психическими расстройствами: причинение ущерба, власть над другими людьми, получение материальных благ, месть, самоутверждение, повышение самооценки, защита от воображаемой, реальной угрозы, получение свободы, авторитет в группе, внимание со стороны других людей.

Каждый возрастной этап характеризуется проявлением определенного вида агрессии, ее специфическими чертами.  Подростку бывает трудно справиться с накопившимися эмоциями, он не знает, как контролировать свое поведение,  мнение друзей становится доминирующим. Каждый подросток сталкивается с трудностями и пытается найти себя.

Перед недавним ребенком стоят сложные задачи, относительно его будущего. Теперь много должен решать сам. Однако подросток часто не справляется с данной ответственностью, которая теперь на него возложена. Это проявляется как уходом в себя, замкнутостью, вступлением в различные компании, так и отклонением от норм поведения. Одним из отклонений является агрессия. Однако, становления агрессии определяется многими факторами у подростков, такими как: гормональная перестройка, отношения со сверстниками, климат в семье и в школе, влияние сверстников.

Классифицировать проявление агрессии у подростков можно по-разному. И. А. Фурманов предложил следующие категории:

· Склонность к появлению косвенной агрессии.

· Склонность проявления физической агрессии.

· Склонность проявления негативизма.

· Склонность к проявлению вербальной агрессии. Это то, о чём мы упоминали ранее.

Современный подросток может реализовать агрессивное поведение двумя способами, которые описал Г.Э. Бреслав: подавлять и прятать свою агрессию, но при этом утрачивается энергия человека и он ничего не добивается в жизни. Данная подавленная энергия будет прорываться наружу в виде неврозов или психосоматических заболеваний. Второй вариант — это проявлять открыто. Таким путём подросток добивается авторитета, лидерства и самореализации. Однако вторая медаль данного выбора – это попадание в плохую стихию: наркомания, алкоголизм, различные нарушения закона.

В 21 веке подростки проводят большую часть своего времени в Интернете. Интернет стал неотъемлемой частью жизни подростков, который принес массу проблем для них, одной из которых является интернет - аддикция. Интернет зависимость не в состоянии контролировать время нахождения в сети. Виртуальный мир для подростков, и не только, является важнее и интереснее настоящего мира. У многих людей дело доходит до того, что они уже не могут нормально существовать в реальной жизни. У них появляются проблемы в социальном взаимодействии, физических и психологических нарушениях. К. Янг является одним из авторов изучения интернет-зависимости. Данный автор описал стадии формирования зависимости от интернета. Первая стадия характеризуется ростом заинтересованности интернетом и теми возможностями, которые он предлагает. Вторая стадия начинает вытеснять и замещать значимые сферы жизни, куда относятся друзья, семья, работа. Третья стадия характеризуется уходом от реальности, погружением в виртуальную жизнь. Этим же исследователями дана характеристика 5 типов интернет - зависимости:

1) Перегруженность информацией.

2) Компульсивный поиск информации в удаленных базах данных.

3) Компьютерная зависимость – это обсессивное пристрастие к работе с компьютером.

4) Киберсексуальная зависимость.

5) Киберкоммуникативная зависимость.

Для многих подростков интернет в свою очередь является их спасителем. Интернет помогает избавиться от боли и унижения, плохого настроения, комплексов, тревог, реальных проблем. Важным становятся виртуальные друзья, при этом он может их даже не слышать и не видеть никогда в жизни. Их мнение становится доминирующим. Когда подросток посещает школу или иное учебное заведение, он быстрее стремится после занятий домой к своему компьютеру, где у него происходит вся жизнь. В интернете подросток может выразить все эти чувства. В большей мере сюда относятся негативные чувства, такие как агрессивные высказывания и эмоции. Что же касается физических нарушений, то сюда относятся ухудшение мыслительных процессов и памяти, потеря навыков реального общения, частые головные боли и головокружения, атрофия мышц. Самым частым критерием нарушения физического состояния человека, который долгое время проводит за компьютером, является ухудшение зрения.

Стоит отметить, что для подростков общение в интернете — это возможность существовать в образах своих мечтаний, не выходя из-за границы этих образов. Это является основной причиной интернет-зависимости у подростков.

Возникает вопрос: неужели при всей очевидной пользе сети Интернет им можно заболеть? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.

Вопрос о том, что работа в Интернете может стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова. В самом общем виде интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых психологических словарях интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Многие говорят, что «не очень ясно, правомерно ли вообще говорить об интернет-зависимости. Web-серфинг, очевидно, является не столь разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда, например, отнести любовь к музыке? Бытует утверждение, что сеть предоставляет возможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости. Это «экологически чистый» помощник от стрессов.

Но необходимо все-таки заботиться о своем здоровье и задумываться о том, как и зачем вы используете Интернет. Как правило, со стороны чью-то зависимость от Интернета увидеть несложно.

Одна школьница рассказывала: «Раньше я не понимала старшего брата, который, приходя, домой, бросал сумку и, включая компьютер, соединялся с Интернетом. У монитора он мог сидеть часами, как загипнотизированный. Но это еще что! Потом, зарегистрировавшись и получив свое имя в сети, я повела себя так же. Порой не успеваешь поесть, сделать уроки, пообщаться с реальными друзьями, но уж в сети посидишь вволю. Утром, встав немного пораньше читаешь электронную почту, а вечером с братом споришь о том, кто из нас сегодня будет «чатиться» (от английского “chat” – болтовня, разговор)».

Налицо, как видно, сужение круга интересов, уход «сетевого клиента» от реальной жизни. Но пока еще можно говорить лишь о степени зависимости подобных пользователей Интернета. Их зависимость, как правило, прогрессирует до определенного уровня, а затем протекает хронически.

Интернет-зависимый игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Причем влияние нормальных людей на больного приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его желание использовать Интернет. Подобно алкоголикам, которые скрывают свою зависимость, интернет- зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенного в Интернете.

Конечно, физический вред здоровью интернет-зависимость не так очевидна, как цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность рака легких при курении.

Риск для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в сети по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе способствую появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.

Подростковая Интернет-зависимость ещё более страшна, чем зависимость взрослого человека, т.к. взрослый человек, по большому счёту, осознаёт тот факт, что он часами просиживает за компьютером, в то время как подросток мало задумывается о том, что он стал Интернет-зависимым. Уже с малых лет ребёнка приучают к работе на компьютере. Сейчас уже ходят слухи о том, что скоро школьники за место учебников будут носить компьютеры. Да, идея хорошая, школьник будет меньше носить тяжести в школу. Но, всё же, по сути, ещё даже не подростка, первоклассника, «приковывают» к монитору.

Не стоит удивляться, что от Интернет-зависимости сейчас страдает каждый третий ребёнок в стране. Пришёл со школы или с университета и сразу же за компьютер. Правда не всегда молодые люди заходят в Интернет, чтобы «убить» время. Сейчас современное обучение, как выше было сказано, строиться практически исключительно с использованием IT-технологий (IT – информационные технологии). Интернет выполняет роль помощника, который помогает учащемуся выполнить домашнее задание.

Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. Ученый исходил из предложения о том, что у человека может развиться патологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций.

Интернет – зависимость связана с еще одной проблемой современности. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий проведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Например, компьютерная игра становится механизмом бегства определенной части детей и молодежи от реальности.

Вывод. Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это еще одна причина, объясняющая пристрастие к Интернету.

 Интернет является неотъемлемой частью жизни для подростка. Интернет зависимость характерна не только для молодых людей, но также и для взрослого поколения. Он приносит как пользу, так и негативные последствия. Как было упомянуто выше, агрессивное поведение имеет различные причины происхождения. Однако, в подростковом возрасте, одним из лидеров причин является интернет-зависимость. Изучение многими авторами агрессивного поведения среди подростков, которые имеют ту или иную степень интернет-зависимости, показали насколько эти два понятия влияют друг на друга. Подростки, которые имеют данные аддиктивного поведения, характеризуются неустойчивым поведением, раздражительностью, враждебностью, проявлением обиды и гнева, потерей социальных контактов.

Чем выше становится зависимость от интернета у подростков, тем выше становятся показатели агрессии.

Профилактика агрессивного поведения подростков должна представлять собой комплекс мероприятий: психологических, нравственно воспитательных, педагогических, медицинских и других. Профилактика агрессивного поведения, связанного с интернет-зависимостью, должна проводиться на уровне всех сфер жизни подростка. Между собой этой сферы должны сотрудничать, чтобы получить максимально положительный результат. Только комплексная профилактика, которая осуществляется на уровне личности, так и на уровне его социального окружения, может иметь смягчение агрессивного поведения.

Список использованных источников:

  1. Аветисова, А.А. «Опыт потока» и общение в групповых ролевых Интернет-играх / А.А. Аветисова // Вестник МГУ. Серия 14. – Психология. – 2005, № 1, 68 – 69 с.
  2. Бандура, А., Уолтере, Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Апрель пресс: ЭКСМО, 2000. – 508 – 510 с.
  3. Войскунский, А.Б. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. № 1. – 2004. –  90–100 с.
  4. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. – № 1. – 63 – 74 с.
  5. Шабалина, В. Зависимое поведение школьников Электронный ресурс. / В. Шабалина // Режим доступа: http: www.NarCom.ru. 22.01.2009.
  6. Шмидбауер, В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998, 289–295 с.
  7. Янг, К.С. Диагноз Интернет-зависимость Текст. / К.С. Янг // Мир Интернет, 2000. – № 2. –  24 – 29 с.
  8. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. 1999. – №6. – 54 – 59 с.
31 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий