Автор: Ахрамович Мария Ивановна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: ГУО «Минский городской педагогический колледж»
Проект: "WEB-психология - сегодня"

Информационно-коммуникативная грамотность в киберпространстве

 

М.И. Ахрамович
ГУО «Минский городской педагогический колледж», Минск


В статье рассматриваются предпосылки и значения информационной и коммуникативной грамотности учащихся. Приводятся данные анкетного опроса о поиске информации, обучении в поликультурном обществе. Предлагаются варианты основных терминов.

Адресуется преподавателям и специалистам учреждений образования, а также всем, кто заинтересован в развитии информационно-коммуникативной грамотности населения.

Ключевые слова: информационная грамотность, коммуникация, киберпространство, технология.


Киберпространство – это то «оптимальное место», где господствует уважение, свобода и демократия. Это то пространство возможностей, которое позволяет услышать и быть услышанным, где можно общаться между собой и делиться своими идеями.

Мы живем в прекрасное время, и мало кто из нас поменялся бы с людьми из прошлого. Возможно, наиболее неизменным в жизни является важность человеческих отношений, устанавливаемых через нашу основную связь – язык тела. Виртуальное общение интерактивно, позволяет маскироваться, получать настоящие ощущения. Есть возможность управлять и изменять виртуальную реальность. Это все как магнит притягивает. Хочется верить, что человечество не окажется в виртуальной дистопии. Исследований о виртуальном общении с педагогических позиций недостаточно. Педагогическая проблема – люди стали операционными системами собственных компьютеров.  Как решить эту проблему? Чем отличается виртуальное общение от реального? Они могут стать абсолютно идентичны, со всем богатством языка тела? Какие достижения виртуальной реальности можно использовать при построении образовательного процесса?

В мире материального комфорта и технологических новинок нам нужно настроиться на то, что действительно имеет значение. Необходимо помнить, что обычная реальность – прекрасна.

Индустриальная революция, способствуя развитию информационных технологий, вносит коренные изменения в природу информации, получаемой обычным человеком. В дополнение к некодированным сообщениям, получаемым из окружающей среды, и кодированным, но «самодельным» сообщениям, индивидуум получает все возрастающее количество спроектированных сообщений [1]. Эти спроектированные сообщения отличаются от «самодельных»: они сжаты, организованы и более точны. Они подчинены определенной цели: содержать максимальное количество информации.  При этом создается потенциальная опасность увеличения «пропорций нового».

Суммарные данные проведенных лично нами социологических исследований (было опрошено в начале 38 оппонентов 15 лет, а затем еще 23 оппонента 16-17 лет) засвидетельствовали, что информацию учащиеся 15-17 лет в основном ищут в интернете. Библиотеку с целью поиска необходимой информации посещают только 10% опрошенных.

На вопрос: «Как часто вам приходится искать информацию?» – 76% респондентов ответили, что постоянно пользуются услугами Википедии. Преподаватели отмечают (68%), что учащиеся копируют информацию из интернете, не перерабатывают, не анализируют её, а на занятиях просто зачитывают, преподносят как собственную. Также для повышения отметки многие учащиеся соглашаются на написание докладов. Однако не самостоятельно перерабатывают информацию, а пользуются уже имеющимися в интернете материалами. С педагогической позиции, приращения «нового» не происходит, не смотря на доклад или реферат в 30 страниц. Также обнаружилась проблема подготовки докладов на белорусском языке. Если педагог предлагает подготовить реферат на белорусском, то желающих учащихся значительно меньше, так как белорусскоязычного материала по учебным дисциплинам даже общеобразовательных дисциплин, не говоря о специальных, в интернете значительно меньше. Преподаватели отмечают, что необходимо повышать «информационную грамотность» учащихся.

Термин «информационная грамотность» был принят в международном сообществе для обозначения широкого спектра знаний, умений и навыков, связанных со способностью современного человека использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), чтобы уверенно ориентироваться в гигантских потоках информации, уметь находить, оценивать и эффективно использовать эту информацию для решения разнообразных жизненных проблем [2]. Особое место в продвижении идей информационной грамотности занимает Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Суть ее концепции – представление о мире, в котором каждому человеку обеспечен доступ к важной для него информации и в котором он имеет возможность и необходимые навыки использования полученной информации для построения более совершенного общества. «Информационная грамотность лежит в основе образования на протяжении всей жизни. Она позволяет людям эффективно искать, оценивать, использовать и создавать информацию во всех сферах деятельности для достижения личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. Она является базовым правом человека в цифровом мире и способствует социальной включенности всех наций» [2].

Владение информационной грамотностью позволяет людям получать доступ к социально значимой информации, размещенной в электронной среде, включая интернет. Без информационной грамотности сегодня невозможно обеспечить доступ к современным электронным ресурсам: электронным газетам и журналам, базам данных, сайтам и порталам, содержащим ценную правовую, лингвистическую, образовательную и научную информацию. На наш взгляд, овладение информационной грамотностью защищает человека от рисков и вызовов информационного общества, связанных с огромными объемами информации, которая зачастую недостоверна и противоречива. И что важно, позволяет избежать опасности манипулирования сознанием человека.

В современных программах обучения информационной грамотности существенное значение уделяется развитию критического мышления. Критическое мышление помогает человеку анализировать информацию, отбирать нужные факты, логически их осмыслять, делать выводы и обобщения, позволяет формировать собственную точку зрения на различные социальные, культурные, политические и иные явления жизни.

Стремительное распространение интернета позволяет воспользоваться электронной формой обучения путем импорта-экспорта образовательных услуг.

Рассмотрим взаимосвязь между языком преподавания предметов и качеством знаний учащихся. Мы нашли 10 белорусов, которые обучаются в Польше и предложили им ответить на следующие вопросы.

На вопрос: «Какова основная цель обучения?», – семь человек ответили, что получение профессионального образования, три человека – изучение языка. Так как обучения осуществляется на польском и английских языках, то для обучения необходимо на достаточном уровне владеть двумя языками. «Если вам предлагают новый материал на неродном языке, какой процент информации усваивается?», – на этот вопрос 5 человек ответили, что нуждаются в дополнительном изучении предложенной информации. Если же информацию предлагали изучить на родном языке, то уровень понимания существенно повышается, навык применения новых терминов возрастает.

Мы знаем, что скорость обновления информации требует постоянного обучения. Следовательно, современное образование ориентированно на самостоятельность. Востребованным специалистом является такой специалист, который владеет новинками в своей области. А новшества часто печатаются на иностранных языках, поэтому следует учесть лингвистические ограничения. Педагоги отмечают, что даже знания иностранного языка не всегда позволяют сделать образовательный процесс эффективным. Следует учитывать и такой фактор, как обучение общим навыкам коммуникации, для того, чтобы учащиеся могли выразить собственное мнение.

Коммуникативная функция информационной грамотности состоит в том, что она позволяет людям вести общение в электронной среде. Это расширяет возможности коммуникации и взаимосвязи в киберпространстве.

Увлечь, заставить нас поверить в то, что мы сами принимаем участие в действительности – это особенности виртуальной реальности, которые так притягательны. Но это и педагогические принципы. Что не срабатывает? На эти и многие другие вопросы стоит искать ответы, чтобы технология создания видимых сред, которые невозможно отличить от обычной реальности, не привела бы в тупик.

Современный интерес к коммуникации определяется появлением новых информационно-коммуникативных технологий в разных сферах общества, в том числе и образовательной.

Эти технологии с огромной скоростью изменяют облик цивилизации, коренным образом меняя представление человечества о мире и самом себе. Сеть интернет уже вобрала в себя сотни миллионов человек, более сотни стран. Она полностью изменила процессы распространения и восприятия информации. Интернет способствует стиранию государственных границ, сокращению географических расстояний, ликвидирует преграды между культурами, становится не менее явственным, чем окружающий нас материальный мир.

Современная реальность все больше становится пространством поликультурным, в котором пересекаются многообразные теоретические и практические диалоги. Проблема коммуникации в поликультурном обществе раскрывается через взаимосвязи, взаимоотношения, контакты субъектов.

В условиях современного процесса глобализации повышается значимость формирования личности новой формации, которая готова к транснациональному межкультурному диалогу.

Современное общество развивается в рамках поликультуры и признаёт равенство всех культур, воспитывает терпимое отношение к культурному многообразию и различиям, исключает расизм, тоталитаризм и любую дискриминацию по национальному, религиозному, социальному, половому и другим признакам. Существенно возрастает значимость поликультурного образования и как фактора формирования духовно-нравственного потенциала личности, ее мировоззрения, готовности к самоутверждению, самовыражению и самореализации в многонациональном обществе. Все это требует рассмотрения, обоснования и развития теории и практики поликультурного образования, нацеленного на решение задач подготовки молодежи к жизни в современном обществе, на формирование у нее умений и навыков общения и сотрудничества с людьми разных культур, социальных групп, традиций, менталитетов [3, с. 393].

С бурным развитием новых информационных технологий появляется парадокс отдаления, разнонаправленности информационного и коммуникативного. Эпистемы «коммуникативного общества» и «информационного общества» − это символы различия понятий «коммуникативное» и «информационное», противостояния естественного и искусственного, технологического и человеческого, человеческого и общественного [4]. «Информационное» (технологии) по природе предназначено «массовому» пользователю. Коммуникативное по своей сути – это всегда привилегия общения, рациональный дискурс. В современной информационной культуре, далекой от общения и диалога, коммуникативное становится сложным выбором для того, кто имеет представления о ценности и самоценности личности. Разрыв эгалитарной информационной культуры с элитарной коммуникативной культурой существовал всегда. Киберпространство провоцирует сомнение в любых константах общественного и человеческого. Электронная общность ведет к мнимому объединению и исчезновению подлинного общения. Сегодня те, кому предназначена массовая информация, социальные сети, имеют шанс никогда не попасть в пространство подлинной коммуникации.

 

Список литературы:

  1. Лабунская, В. А. Невербальное поведение: Структура и функции / В. А. Лабунская. – М. : «АспектПресс», 2003.
  2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии // Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе. – СПб, 2004. – С. 65–75.
  3. Ахрамович, М.И. Коммуникация и киберпространство / М.И. Ахрамович // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании [Электронный ресурс] : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 29-31 марта 2012 г., Минск / редкол. : О. В. Терещенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 391-393.
  4. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. – М. : «КноРус», 2010.
31 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий