Автор: Новгородова Татьяна Олеговна
Страна: Российская Федерация
Город: Арзамас
Организация: Арзамасский музыкальный колледж
Проект: Вне проекта

Музыкальный концерт в детском саду: осмысление практики XXI века

 

Первое погружение в мир музыки у ребенка возникает еще в детстве. С одной стороны, даже в XXI веке это могут быть все те же колыбельные и потешки, которые поют мамы. Но технический прогресс сделал все же более вероятностным погружение малыша почти с самого рождения в иную музыкально-звуковую среду через средства массовой информации.  Чаще всего это звуки рекламы, направления поп-музыки, которую предпочитают члены семьи – то, что чаще именуется «звуковым мусором» из-за агрессивного воздействия на психику.

В этой ситуации важна роль профессиональных музыкально-педагогических институций, способных организовать целенаправленное воздействие и помочь развить даже в юном слушателе потребность в качестве музыкального материала, сформировать интерес к прекрасному, научить «слышать и слушать» произведение искусства. Концерты в детских садах – это один из источников музыкально-эстетического воспитания малыша. Автор данной работы – студентка отделения теории музыки ГБПОУ "Арзамасский музыкальный колледж", в рамках формирования своих профессиональных компетенций в течение 3-х лет активно занимается созданием и проведением концертов в детских садах и начальных школах города и округа.

 Что интересно слушать ребенку дошкольного возраста в XXI веке? Знакомство с какой музыкой дети предпочитают охотнее всего? Какие открытия ждут начинающего педагога-музыканта на пути от теории к практике? Попробуем со всем этим разобраться.

                                                                                                                     «Музыкальный концерт в детском саду:

осмысление практики XXI века»

(просветительская деятельность в работе с детьми)

§ 1. «Нам нужно это делать»

В сегодняшнем мире все развивается стремительно. Каждый год появляются новые гаджеты, кумиры, провозглашаются новые ориентиры в образовании, политике, культуре. Рядом находятся люди с разным бэкграундом, воспитанием, системой ценностей. Все сложнее понять друг друга представителям разных поколений. Но есть ценности, на первый взгляд, общие, например, искусство.  Одна из возможностей приобщения человека к прекрасному - музыка.

Я – студентка III курса музыкального колледжа. В течение трех лет я провожу концерты для детей разных возрастов: чаще детсадовцев и младших школьников. За последние два года я подготовила и провела 12 концертов.

Зачем нужны концерты для малышей? Педагоги и организаторы бэби-концертов, а в России это Марина Устинская (детская музыкальная студия «Моцарт-эффект»), Валерий Меркулов (концерты в детском музыкальном театре имени Н.И.Сац), Татьяна Глезер (проект «Babyconcert»), Анастасия Андреева (цикл концертов «Знакомство с классической музыкой»), с уверенностью отвечают: у ребёнка, который регулярно слушает хорошую музыку в живом исполнении, обогащается эмоциональная сфера, развивается умение чувствовать и сопереживать. А у детей постарше концерты воспитывают музыкальный вкус, формируют образное мышление и чуткий слух.

Под хорошей музыкой мы традиционно подразумеваем классическую музыку в ее оценочном и типологическом смыслах, ту, которая проверена годами, веками: фольклор и авторские произведения эпох барокко, классицизма, романтизма и отчасти XX века.  Классическая музыка дает возможность развивать познавательные потребности и интересы, творческие способности и особенности каждого, личностную эмоциональную сферу.

В этой статье я поделюсь с читателем тем, чего я ожидала, создавая свой опыт, и тем, с чем я столкнулась; о том, как я проводила концерты раньше, и как организую их сейчас.

§ 2. «Мы все делали правильно»

Законы, лежащие в основе возрастной психологии, педагогики, общеизвестны. Для детей характерны неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность. В то же время дети имеют очень активные познавательные потребности, умеют быстро обучаться и приобретать навыки социального общения.

Лично я думала, что провести концерт в детском саду довольно легко, ведь главное с детьми – быть «на их волне»: говорить на простом, понятном языке, вести себя дружелюбно и четко произносить заготовленные фразы ведущего.

Однако меня ожидал ряд проблем…

    § 3.   «Ожидание /реальность»

Ожидание 1: дети будут заинтересованы и активны, но при этом послушны.  Реальность: я столкнулась с такими контрастными вещами, как застенчивость, гиперактивность, неусидчивость, замкнутость. Все дети разные, и когда начинаешь взаимодействовать с группой, появляются сложности, потому что лично поговорить с ребенком, переключить внимание на одного возможности нет. Одни изначально очень стесняются и не могут полноценно высказаться, некоторые слишком активны и на то, чтобы успокоить их, требуется большое количество времени.

Ожидание 2: дети будут с удовольствием воспринимать новое. Реальность: часто я ощущала незаинтересованность детей, как мне поначалу показалось -  из-за неготовности к восприятию академической музыки. Им не хочется сидеть и целый час слушать музыку, будь это даже шедевры. Был случай, когда на детском концерте классической музыки в центральной библиотеке в Дивеево дети в прямом смысле засыпали.

Ожидание 3: дети адекватно реагируют на музыку. Реальность: ребята не всегда правильно могут оценить характер музыки. Однажды, например, исполнялись номера из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», где, в общем, музыка довольно ассоциативна. Удивило, что дети порой давали абсолютно противоположные характеристики. Я могу предположить, что это связано с утратой образного мышления и творческих способностей из-за ранней компьютеризации. У детей голод по настоящим инструментам. Они редко их видят, если только на уроке музыки, и то не все и не всегда.

Так почему же создать и провести увлекательный и интересный концерт классической музыки для детей оказалось настоящим квестом?

Для того, чтобы детские концерты из произведений классической музыки имели успех у своего зрителя, а я, как организатор, ощутила бы необходимость своего дела, мне пришлось искать причины нынешних проблем и пути их решения в разных направлениях.

 

§ 4. «Причин, как оказалось, несколько»

Причина №1

Интересную информацию я почерпнула из теории поколений, предложенной Уильямом Штраусом и Нилом Хау. Это направление в социологии сегодня активно развивается. В основе его лежит идея о том, что людей, которые росли при схожих исторических условиях, объединяют общие установки, привычки и самое главное – ценности. Очень разные и музыкальные вкусы присущи этим поколениям. Исследования проводились на материале массовой культуры, но и это очень впечатляет.

 С начала прошлого столетия выделяют уже шесть поколений, имеющих совершенно разнообразные музыкально-вкусовые пристрастия.

Так, к примеру, для поколения «беби-бумеров» (рожденных в 1943–1963 годах) любимыми были лирические, а также оптимистичные и энергичные темы: «Голубые города» (исп. Эдуард Хиль), «И на Марсе будут яблони цвести» (исп. Иосиф Кобзон), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (исп. Лев Барашков).

А поколению Х (рожденные в 1963–1984 годах), когда на эстраде получили распространение ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), исполнявшие фолк («Песняры», «Ариэль», «Сябры»), диско («Красные маки», «Самоцветы», «Синяя птица»), рок-музыка («Земляне», «Цветы», «Аракс»), нравились мечтательные, романтические, идеалистичные сюжеты.

Настолько непохожими были жесткие, порой циничные и прямолинейные образы песен 90-х г.г. – поколения Y или «миллениалов» (рожденных в 1985–2000 годах).

Последнее поколение, Z, или «центениалы», это рожденные в 2000–2020 годы. Их вкусы наиболее отличаются от всех предыдущих и менее исследованы, как и все новое. Особенность нынешнего поколения – полярность вкусов и предпочтений. Современные чаты пестрят различной музыкой, в основном – это поп, альтернатива, рэп, рок и др. Кто-то ставит на повтор ритмично-танцевальные Егора Крида и Ольги Бузовой, а кто-то «фанатеет» от мелодичных песен «Imagine dragons» или «Twenty one pilots».

Причина №2

Дело не только в поколении, но и в воспитании детей. Например, все поколения до «центениалов» были воспитаны советской системой (кто-то в детском саду, кто-то еще и в школе, а кто-то и большую часть жизни прожил в совершенно иной среде). Главнейшим в формировании мировоззрения «советского» ребенка с ранних лет был принцип, что человек – существо коллективное. Дети воспитывались на одинаковых ценностях.

 Среда, в которой сегодня существует российское общество, максимально разобщено. Вкусы, привычки, образование, культура семьи, окружение – все, что называем бэкграундом, представляет собой пестрый причудливый калейдоскоп. Найти путь к сердцу каждого маленького слушателя необычайно сложно.

Причина №3

Есть еще одно, что отделяет нынешних детей от предыдущих поколений. Прежде информационная среда была менее навязчивой, что позволяло дольше развивать возможность сосредоточения на одном объекте. Отличительной особенностью нового поколения стало клиповое мышление, и как следствие – гиперактивность.

Клиповость – это способность воспринимать информацию через краткие образы массовой коммуникации. Клиповое мышление по праву считают явлением поколения «Z», нас постоянно окружают коммуникации и поэтому развивается способность к многозадачности.  Дети этого поколения могут делать несколько дел одновременно, но парадокс: становятся более рассеянными, не могут долго сосредоточиться, более нервны.

Причина №4

  Музыка не фон, вернее так: не вся музыка. Это сложно почувствовать детям в современной среде, где озвучено пространство торговых центров, магазинов, общественного транспорта, парикмахерских, кафе и так далее. Музыка стала фоном нашей жизни, чем-то обычным, повседневным. И в большинстве случаев она не самого высокого качества. Человек, окруженный разнообразными музыкальными звуками с рождения, не склонен воспринимать ее как язык, требующий понимания, как нечто, несущее сакральный смысл. Более того, повторение (и привыкание) к банальным мотивам делает высокое искусство для слушателя априори элитарным.

  Установив причины, я определила направления для будущей успешной работы.

§ 5. «Готовых ответов не бывает, но есть советы»

    Итак, мы решаем, какие стратегии при планировании и проведении детских концертов выбрать, учитывая обнаруженные проблемы, а именно: разницу поколений, калейдоскопичную среду, в которой мы живем, активные компьютерные технологии, и как следствие, неустойчивость психики, а также склонность воспринимать музыку как фон.

 Совет№1. Нужно учитывать при составлении программы такие факторы, как время, произведение, исполнительский состав. После несколько концертов было очевидно, что предпочтительнее образная, лучше программная музыка, но ведущему обязательно нужно помогать детям -  создавать ассоциации перед прослушиванием и после. Самой бурной была реакция на такие номера, как «Баба-Яга» или «Танец феи Драже» (из балета «Щелкунчик») П.И. Чайковского, «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, «Лунная соната» Л. Бетховена, цикл «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди: пьесы, имеющие рельефно очерченный ритм, отчетливо выраженную мелодическую формулу. Т. е. то, что является золотым фондом классики, дети принимают всегда с удовольствием и легко. Практически все делают ассоциации с природой, животными, мифологическими и сказочными персонажами.

 Совет№2. Время, которое ребенок, особенно дошкольник, полноценно погружен в слушание – примерно 1-3 минуты. Музыка должна быть краткой, чтобы не нагружать мозг ребенка, и контрастной, чтобы внимание детей не терялось. Дальше нужно обсуждение. Дети совместно с ведущим придумывают разные сюжеты, персонажей, находясь под впечатлением от услышанного, и бывают чрезвычайно собой довольны.

 Совет№3. Были концерты, где выступали студенты духового и народного отделений колледжа со своей программой. Здесь звучали эффектные произведения: «Замечательные барабаны» Теда Хаггенса, «Маленький чардаш» Эдуардо Иттюральде, «Зеленый шершень» Билли Мея, «Карусель» Альберта Фоссена, и даже обработка русской народной песни «Вдоль по Питерской».  В беседе дети очень ярко реагировали на темы, исполненные сольно на различных инструментах, они подпевали, хлопали в ладоши.

Но почему?

Ребята в современном мире редко сталкиваются с настоящими, «живыми» инструментами: баяном, аккордеоном, валторной, тубой, трубой, ксилофоном, флейтой.  А на концерте могли даже дотронуться до инструментов. Обычно хорошо знают лишь скрипку и с увлечением рассказывают, на что похож ее тембр (на скрип, на человеческий голос и т.д.). Но знание того, как извлекается звук, каковы тембры или внешний вид других инструментов – становятся событием. Фурор обычно производит туба. При ее виде малыши вскакивают с мест, просят разрешения прикоснуться, подержать. Поэтому на концертах, даже просто ознакомительных, важно использовать живые музыкальные инструменты, пусть это будут обработки произведений, так даже интереснее. Близкое знакомство с настоящими инструментами невероятно повышает градус эмоциональной заинтересованности ребят.

 

Совет№4. Дети любят смотреть глазами, для них важно все видеть. Визуализация играет большую роль в составлении программы. Поэтому хорошо использовать концерты-представления с запланированным сюжетом, где ведущие тоже выступают как персонажи. Для этого необходимо заранее распределить роли и подобрать актеров, продумать бутафорию, костюмы, грим. Так мы провели День первоклассника в студии при Арзамасском музыкальном колледже в 2018 году. Ведущие составили сценарий и предстали в роли помощниц принцессы Музыки, использовали запоминающиеся цветные наряды, продумывали роли, репетировали, создавали бутафорию (трон, ключ, сундук, море, корабль). Представление нашло отклик у каждого юного зрителя, так как дети были включены диалогами в общий сюжет, став нашими помощникам, отвечая на вопросы, помогая с загадками, рассказывая про характер музыки.

Совет№5. Малыши обычно шумно обсуждают между собой увиденное и услышанное, изображают, хлопают, делятся впечатлениями, долго не могут успокоиться. Но можно сказать, это полбеды для ведущего. Рядом находятся и другие дети: стесняющиеся говорить и высказываться, боящиеся быть неуслышанными, непонятыми. Таких нужно мотивировать, постоянно задавать вопросы, заинтересовывать. Здесь назревает сложность: пока пытаешься «расшевелить» таких детей, подключаются «активисты», успокоить которых задача не из простых. Вам нужно чувствовать грань и быстро переключаться на тех и других: первых успокоить игровыми приёмами («давайте поймаем тишину», «поиграем в молчанку», «давайте затихнем, а то спугнем госпожу Музыку» и т.д.).  А вторым дать в этой тишине высказаться.

§ 6. Вместо заключения

  Истины, добытые практическим путем – самые ценные. На своем опыте могу сказать, что работа с детьми не только сложна и требует определенной подготовки, это интересный и важный опыт.

  Мы общаемся с детьми уже абсолютно другого поколения, где на первое место выходят отличные от нас когнитивные навыки, эстетические предпочтения с опорой на индивидуальность.  Но ведь мы общаемся со своим будущим, и наша задача – открыть в них лучшие человеческие качества, открыть для них лучший звуковой мир, мир классической музыки.  Важно чутко прислушиваться к ним. Это нам может быть под силу.

 Мне понадобилось время, чтобы открыть важные нюансы успешного проведения детских концертов. Надеюсь, мой опыт будет вам полезен.

104 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий