Автор: Сакур Лариса Михайловна
Страна: Российская Федерация
Город: Сургут
Организация: МБОУ СШ №31
Проект: Всероссийский фестиваль "Я люблю искусство"

Конспект занятия "Народная кукла"

 

ФИО педагога

Сакур Лариса Михайловна

Наименование образовательного учреждения, город

МБОУ СШ №31, г. Сургут

Программа

«Народная кукла. Традиции и современность», декоративно-прикладное творчество, образовательная программа дополнительного образования, срок реализации 3 года, общая, для учеников 5-9 классов.

Тема занятия

 «Народная кукла»

Возраст обучающихся

12-13 лет

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Цель занятия: заинтересовать обучающихся деятельностью творческого объединения и пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе «Народная кукла. Традиции и современность»

Задачи

1)      знакомство с деятельностью творческого объединения детей и содержанием дополнительной образовательной программы «Народная кукла. Традиции и современность»;

2)      получение знаний о народной тряпичной кукле;

3)      развитие творческих способностей;

4)      воспитание патриотизма, заинтересованности русскими народными традициями.

Форма занятия

Урок-ознакомление с элементами практической работы.

Методы

Демонстрация, наблюдение, практическая работа

                          

 

 

 

 

 

План-конспект открытого занятия «Народная кукла»

Участники: педагог дополнительного образования, учащиеся 5-6 класса (12-13 лет)

Оборудование: ноутбук, экран, презентация к занятию, аудиозаписи русских народных песен, композиция «Русские народные куклы», корзины и шкатулки с материалами.

Материалы и инструменты: лоскутки ткани, нитки, тесьма, вата или синтепон, ножницы.

Оформление: в кабинете создается обстановка в народном стиле, звучит аудиозапись русской народной песни «Эх, полным полна моя коробушка»

Подготовка к занятию: парты расставлены в три группы по две парты (4 человека в группе), одна парта посередине для демонстрации практической работы, на одной парте выставлена композиция с русскими народными куклами.

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учеников

1

Организационный этап

Эх, полным полна моя коробочка,

Здесь и ситец и парча.

Получите лоскуточки

И вы с барского плеча.

Здравствуйте, друзья, присядьте.

Я проведу у вас занятие.

Лариса Михайловна меня зовут.

Занятье все я с вами тут.

Чтоб прошло занятье с толком,

Мы проверим подготовку.

Материалы все важны

И для работы нам нужны:

Нитки, пряжа, лоскуты,

Немного ленты и тесьмы.

Ножницы? Конечно, да!

Но пригодятся иногда.

Правила ТБ мы знаем?

Ну-ка, вместе повторяем:

Кто ножницы передает,

Должен знать – кольца вперед!

Нитки зубами отгрызать?

Нет! Нужно только отрезать!

Кто правила все соблюдет,

Здоровеньким от нас уйдет.

Все правила учли, я знаю.

Тему занятия вам сообщаю.

«Кукла народная» - вот тема как звучит.

Как куклу сделать буду вас учить.

 

- знакомство

- постановка цели,

- проверка готовности рабочего места

- повторение правил ТБ

Знать правила ТБ, уметь пользоваться предложенными инструментами и материалами

 

Основной этап.

 

 

 

 

Вводная беседа

Хочу с истории сначала я начать,

О разных куклах вам немного рассказать.

Слушать внимательно и все запоминать прошу.

В конце занятия всех обязательно спрошу.

С куклами разными вас познакомлю я,

Добро пожаловать в мир творчества, друзья!

Итак

Бывают куклы разные народные:

Русские, хантыйские и международные.

Авторские куклы, костюмные народные,

И, конечно, это Тильды очень супер-модные.

Мы на занятиях народных кукол изучаем.

Мы их историю, особенности знаем.

Давно я с куклами народными дружу.

Давайте же о русской вам сегодня расскажу.

С тряпичной куклой прапрабабушки дружили,

И в детстве куколок из лоскутков крутили.

Кукла народная – то не обычная игрушка

По виду есть и скрутка и столбушка.

Есть кукла-оберег и для обряда.

Всегда держали кукол этих рядом.

Столбушка, огневушка и дворядка…

Какой-то каламбур! Давайте по порядку.

Свой монолог сейчас частично завершу,

Слайд первый Вас озвучить попрошу.

(слайд по видам кукол)

Спасибо, молодец, во всем права.

Теперь озвучите Вы слайд номер 2.

(слайд по обереговым куклам)

Отлично справилась! Теперь ты посмотри

И прочитай нам все со слайда номер 3

(слайд по обрядовым куклам)

Чтоб тряпичную куколку создать,

Про сборку обязательно вам надо разузнать.

Технике сборки слайд четвертый вас научит

Ну, кто из вас четвертый слайд озвучит?

(слайд по типам внутренней первоосновы)

Кукла народная из лоскуточков создается.

И для нее ткань натуральная берется.

Чтоб куклу обережную создать,

Традиционно правила все надо соблюдать.

Поменьше резать и поменьше отрезать,

Желательно все просто отрывать.

И очень важно вам сегодня знать,

Что узелки лишь четно раз вязать.

То есть, два узелочка иль четыре.

Так мастерицы в старину решили.

Ну, вот

С народной куклой познакомила вас я,

Теперь практически закрепим наши знания.

Сегодня куклу обережную мы будем создавать.

Кукла Подорожница – так эту куклу звать.

Давным-давно тех кукол люди создавали,

Чтоб им они в дороге помогали.

Жены и мамы Подорожниц мастерили,

В дорогу детям и мужьям своим дарили.

В руках у Подорожницы мешочек.

А в нем крупа или земли кусочек.

Можно еще монетку положить,

Чтобы в дороге было легче жить.

А по размеру эта куколка мала,

В ладошку помещается она.

Чтоб был в дороге оберег у вас.

Давайте куклу сделаем сейчас.

Прошу пока внимательно следить,

Как эту куклу поэтапно смастерить.

Карта инструкционная сегодня нам поможет.

По ней любой из вас справиться сможет.

 

Познакомить с историей возникновения народных кукол, Познакомить с видами русских тряпичных кукол, особенностями изготовления.

Знать виды народных кукол, историю их возникновения и применения

 

Вводный инструктаж

Итак

Мы квадрат сперва возьмем,

Внутрь положим синтепон,

Уголки все соберем,

Ниткой туго обвернем.

Узелки будем вязать.

Остатки ниток отрезать.

Чтоб узелки быстрее завязать,

Я предлагаю вам друг-другу помогать.

А чтобы платье нам создать,

Нужно побольше лоскуточек взять.

На лицевую сторону голову кладем,

Полоску ткани мы не туго обвернем.

На шее нужно нитку обернуть.

Ну, а потом все это нужно вывернуть.

Теперь полоску ткани надо взять.

Посерединке ниткой привязать.

Потом край верхний так вот отгибается.

Прекрасный фартук кукле получается.

Теперь полоску длинную мы сложим

И с двух сторон мы к голове приложим.

На шее прочно ниткой закрепим –

Так нашей кукле руки смастерим.

И последнее – платки.

Здесь пригодятся уголки.

Чтобы красивой получилась голова.

Платков завяжем кукле нашей два.

Вокруг головки уголок вы оберните.

Оба конца вы сзади прочно завяжите.

Еще второй платочек мы завяжем.

Поверх первого платок этот повяжем.

Чтоб кукле подорожный вид придать,

Ей в руки узелочек надо дать.

Монетку можно в лоскуточек положить.

Потом вот так вот обмотать и к ручкам прикрепить.

Ну, вот и все, вам все инструкции дала.

Пора и вам уже творить, друзья.

Я думаю, вам мастерить уже охота.

Минут пятнадцать хватит на работу.

Вам в помощь карта и, конечно, образец.

Кто первый справится, тот будет молодец!

 

Инструкция поэтапного изготовления куклы

Научиться изготавливать куклу из лоскутков

 

Практическая работа

Текущий инструктаж

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Самостоятельная практическая работа по изготовлению куклы Подорожницы

 

Заключительный этап

Итак, время закончилось, друзья,

Работу завершать уже пора.

Потрудились вы на славу, дружный класс.

Получились Подорожницы у вас?

Куклу можно в чемодан уложить.

Иль кому-нибудь в дорогу подарить.

А сейчас вам предлагаю поиграть.

Про путешествие желанье загадать.

В какой стране хотите побывать,

Там куклу Подорожницу вам надо подержать.

На глобусе вы куклу подержите.

Желанье про себя произнесите.

Мне Подорожница моя помогла.

В разных странах я уже побыла.

Желаю, чтоб желанья ваши сбылись,

Чтоб вы в задуманной стране также очутились.

Пускай в дороге кукла вас сопровождает.

И от недоброго всего оберегает.

А я хотела бы узнать еще сейчас,

Чему сегодня научила вас.

Ану-ка ваши знанья покажите,

Все, что узнали, по вопросам расскажите.

(отвечают на вопросы)

Для вас сегодня очень постаралась я,

Хотите что-то вы еще сказать, друзья? (обратная связь)

Подведение итогов, проверка выполненного задания. Ознакомление с практическим использованием куклы в современной жизни.

Представление результатов практической деятельности.

 

Итог

Спасибо за ответы, за вниманье.

Пора сказать друг другу до свиданья.

С собою Подорожницу пусть каждый заберет,

На жизненном пути она удачу принесет.

Ну, а с вами попрощаюсь я.

До свидания и в добрый путь, друзья.

Место рабочее в порядок приведите

И с настроением хорошим уходите.

Организация уборки рабочих мест

Убирают рабочие места

20 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий